скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности законотворчества в Российской Федерации

Закон должен быть ориентирован прежде всего на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гу-манизацию всего стиля жизни. Правовая система базируется на за-крепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина -- обязанностью государства. Знаменателен тот факт, что пересмотр положений гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» пред-полагает особую, более сложную процедуру, чем изменение ряда других глав Конституции.

Законодательство основано на признании неприкосновенности личности, уважении человеческого достоинства, равенстве в правах независимо от национальной принадлежности, социального положения, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, партийной принадлежности, недопустимости лишения или ограничения естествен-ных неотъемлемых прав личности, на обеспечении свободы частной собственности, предпринимательства, идеологии и убеждений, приоб-ретения и изменения гражданства, права обжаловать в суд действия администрации, ущемляющие права и законные интересы граждан.

Законодательство в условиях рыночной экономики призвано за-ботиться о личности, ее охране и защите от стихии рынка, способст-вовать социализации общества. Для современной России оптималь-ной моделью является рыночная экономика с достаточно высоким уровнем государственной регламентации. С помощью закона регу-лируются в определенных пределах цены и тарифы, устанавливают-ся социальные льготы, пособия и выплаты для социально незащи-щенных слоев населения, гарантии при проведении приватизации, осуществляются индексирование зарплаты, совершенствование на-логообложения, защита прав потребителей и т. д. Правда, конкрет-ных законодательных решений, направленных на заботу о личности, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, социа-лизацию общества, ныне пока еще явно недостаточно, а те решения, которые приняты, не всегда материально обеспечены и реально ис-полнены. Ярким примером может служить, в частности, федераль-ный закон о ветеранах, который в значительной степени не выпол-няется в силу своей денежной необеспеченности.

За последние десятилетия все больше проявляется новая, посто-янно развивающаяся черта правового статуса личности, -- провоз-глашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права.

Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственно-го механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирова-ния, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной норма-тивно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функциони-рования экономического механизма и всех составляющих его под-разделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.

Повышенное внимание к правовому регулированию хозяйст-венной деятельности определяется также и тем, что уровень разви-тия экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост нацио-нального богатства и благосостояния людей служат исходным фун-даментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского обще-ства и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях-- основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.

Возрастание роли законодательства в сфере хозяйственных от-ношений достаточно хорошо просматривается на динамике законодательной деятельности. Ныне принято несравненно больше законов и иных нормативных актов по хозяйственным вопросам, нежели раньше, и именно они составляют основную часть правотворческих решений. Так, Государственная Дума за последние годы приняла по гражданскому праву и предпринимательству, финансам и кредиту законов больше, чем в какой-либо иной отрасли федерального зако-нодательства. Это объясняется и тем, что в данной сфере значитель-но расширен круг регулируемых отношений и созданы новые право-вые институты (малого предпринимательства, ценных бумаг и др.).

Законодательство призвано также упорядочивать цены в опре-деленных установленных пределах, защищать права потребителя, обеспечивать охрану и рациональное использование собственности, бороться с хозяйственными правонарушениями, незаконной моно-полистической деятельностью, ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства (производство наркотиков, продуктов ненадлежащего качества и т. д.). Именно с помощью правовых ры-чагов экономика призвана стать социализированной, соединяющей инициативу товаропроизводителя, его стремление получать макси-мальную прибыль с обеспечением потребностей личности, ее прав и свобод, заботой о социально незащищенных слоях общества (детях, инвалидах, пенсионерах и т. п.).

Для правовых актов настоящего времени, причем не только в сфере гражданского и предпринимательского права, характерно восстановление цивилистических понятий, используемых еще в римском праве и практически «забытых» в недавнем советском прошлом (офшор, залог, вексель, траст, ипотека и др.). Все активнее возвращаются в правовую систему такие проверенные, оправдавшие себя многовековой практикой, принципы, как диспозитивность, ра-венство сторон торгового оборота и др. Восстановлены в своих пра-вах частное право как самостоятельная отрасль, а также многие тра-диционные цивилистические воззрения и юридические принципы.

Количественный анализ действующего нормативного массива в РФ показывает существенный рост объема как законов, так и под-законных нормативных правовых актов практически на всех уров-нях -- федеральном, региональном и муниципальном. Можно сказать, что Россия в настоящее время переживает своеобразный правотворчсский бум. За последние годы Государственная Дума подготавливает в среднем за год от 200 до 300 законопроектов, а становятся законами примерно около 150-200. Ничего подобного не было в предшествующий, так называемый «застойный» период раз-вития нашего государства.

Весь объем действующего федерального законодательства по данным информационно-поисковой системы «Консультант-Плюс» составляет на конец 2005 г. более 12508 актов, из них 80% принято после вступления в силу действующей Конституции РФ.

Одной из объективных тенденций развития законодательства современной России является повышение социальной значимости и авторитета закона как акта, стоящего на вершине правовой системы, регламентирующего наиболее важные вопросы жизни страны и об-ладающего наибольшей юридической силой в системе источников права РФ. Закон непосредственно олицетворяет собой принцип на-родовластия в стране. Его верховный характер, авторитетность и непререкаемость -- непреложные принципы любого цивилизован-ного общества, обязательное условие становления правового госу-дарства. Регулирование с помощью закона наиболее стабильно, ус-тойчиво, не подвержено быстрым изменениям и корректировке и в этом плане выгодно отличается от правовых актов исполнительных структур.

В любом государстве, основанном на принципе народовластия, заботящемся об устойчивом порядке и авторитете своей правовой системы, все важнейшие сферы отношений должны быть урегулиро-ваны только законами и никакими другими актами. Это касается, в первую очередь, основ общественного и государственного устройст-ва страны, организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти, основных прав и обязанностей граждан, способов их охраны и обеспечения, вопросов национально-государственной политики, правового статуса партий и других об-щественных объединений. К числу фундаментальных отношений, регламентируемых только законом, следует отнести также основные принципы экономического и социального развития страны, все главные вопросы финансовой политики-- налогообложение, формирование и расходование бюджета, банковская деятельность. Недопустимо издавать вместо законов подзаконные акты по таким сферам жизни, как судебная система и уголовная ответственность и порядок ее наложения, правила исполнения уголовных наказаний. Учитывая положение и роль средств массовой информации в государстве, их правовой статус также следует упорядочивать только законом.

Законов, как уже было отмечено, за последние годы прини-мается несравненно больше, чем за предшествующие десятиле-тия, и эта тенденция вполне оправдана. В то же время не следует впадать в другую крайность, ратуя за безудержное увеличение их числа. В законодательной деятельности нужна разумная осмот-рительность, экономия правовых средств.

Принятие законов по сравнительно мелким, второстепенным вопросам во многом объясняется борьбой политических, ведомст-венных и корпоративных интересов, лоббированием со стороны хозяйственных и иных государственных и частных структур. Не всегда еще четко прослеживается опора на основополагающие, базо-вые акты в отрасли или соответственно институте законодательства. Законы часто являются результатом компромисса между различны-ми политическими силами и потому в значительной степени утрачи-вают свою эффективность уже в момент их принятия.

Мелкотемье законов и, как результат, значительное увеличение их числа вовсе не нужно государству, заботящемуся о законности, повышении авторитета права. Законы, принимаемые по мелким, незначительным вопросам, теряют свою регулятивную престиж-ность, качества основы правовой системы государства и мало чем отличаются от подзаконных актов.

Характеризуя состояние российского законодательства на со-временном этапе, следует отметить такую его черту, как активное взаимодействие национальной правовой системы и международного права, что отражает углубление сотрудничества между народами, государствами, регионами во всех важнейших сферах жизни, тенденцию к глобализации проблем современного мира, усиление един-ства судеб всех народов и человечества в целом.

Именно такое взаимодействие признается основной чертой пра-вовой системы России. В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Феде-рации установлено, что общепризнанные принципы и нормы меж-дународного права и международные договоры РФ являются со-ставной частью се правовой системы. Определено также правило, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора.

Объективной закономерностью развития мировой цивилизации является постоянное расширение сферы применения принципов и норм международного права. Поэтому в настоящее время наряду с традиционными политическими и внешнеэкономическими отноше-ниями между государствами, вопросами разоружения и сохранения мира на земле в сферу международного права включается и ряд дру-гих проблем, составляющих в целом такое весьма модное ныне по-нятие, как глобализация. Это общие, наиболее важные направления развития всего человечества, объединенного комплексом экономиче-ских, политических, духовных и природно-климатичсских потреб-ностей. Среди таких направлений следует назвать, в частности, ин-тернационализацию экономики, создание общемировой системы хозяйства, рост транснациональных компаний. Сюда следует отне-сти также охрану природы, обеспечение экологической безопасно-сти, единую ядерную политику государств, формирование междуна-родного информационного пространства, борьбу с международным терроризмом и др.

Особо следует сказать о необходимости формирования меха-низма международного судебного и иного контроля и защиты есте-ственных прав и свобод личности, создания общемирового правопо-рядка, основанного на принципах гуманизма, справедливости, обес-печения свободы и процветания всех народов мира.

Очевидно, что такого рода общемировые проблемы, составляю-щие основу глобализации, должны решаться и обеспечиваться, в первую очередь, международным правом, а через него также и с помощью внутригосударственного законодательства. Все это лишь- содержания и формы Достаточно точно даны дефиниции используе-мых в законодательстве юридических терминов. Повышены требо-вания к единообразию оформления проектов, унификации термино-логии, использованию однотипных формулировок и конструкций и т. д.

С учетом изложенного важное значение приобретает проблема эффективности закона, которую, однако, по мне-нию профессора В.Б.Исакова, следует разделять с эф-фективностью законотворчества и эффективностью пра-вовой политики АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: про-блемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. С. 43--54;

.

С принятием основной части базовых отраслевых за-конов, в том числе кодексов (АПК РФ, БК РФ, ГПК РФ,ЗКРФ, КоАПРФ, НКРФ, ТКРФ, УКРФ, УПКРФ и др.), появилась возможность более предметно заняться вопросами упорядочения системы законодательства, обес-печения согласованности, непротиворечивости как феде-ральных законов и законов субъектов Федерации, так и самой системы федеральных законов и подзаконных нор-мативных актов. Как представляется, из законов целесо-образно устранить декларативные положения и допол-нить текст сугубо реалистичными, исполнимыми нормами, подкрепленными организационными и финансово-эко-номическими механизмами, а подзаконные акты в полной мере привести в соответствие с духом и буквой закона. В наибольшей мере это касается федеральных законов, определяющих принципы государственной политики в различных сферах и отраслях государственного управ-ления.

Актуальной является и задача своеобразной инвента-ризации принятых федеральных законов как с точки зре-ния их соответствия конституционному разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, так и с точки зрения обеспеченности фи-нансовыми и иными ресурсами.

Хотелось бы надеяться, что в период работы Государ-ственной Думы будут сделаны реши-тельные шаги по расчистке федерального законодатель-ства в указанных направлениях, дальнейшему развитию перечисленных позитивных тенденций в работе Государ-ственной Думы и совершенствованию законодательного процесса в целом. Главным итогом по-следней 4-летней деятельности, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, является то, что Го-сударственной Думе удалось уйти от бесплодных полити-ческих дебатов, от излишней конфронтации, от клановой борьбы, имевшей место в предыдущие годы в парламенте, в средствах массовой информации и в исполнительных органах власти. Смена приоритетов главных направлений деятельности Государственной Думы, связанных с концентрацией основных усилий именно на конструктивной законотворческой деятельности, а не на политических эмоциях, отмечается и в первых оценках прошедшего периода ее работы, данных по горячим сле-дам в средствах массовой информации Права человека и новое российское законодательство (мате-риалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. №6. С.96--114;

Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644..

В этом залог совершенствования законотворческого процесса и повышения качества законопроектов Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644.

, а так-же, что немаловажно, изменения в позитивную сторону настроений в российском обществе, поскольку в настоя-щее время лишь 8,7 % опрошенных в 2002 году и 13,6 % -- в 2005 году полагали возможным согласиться с тем, что утверждение «диктатуры закона» имеет тен-денцию к развитию Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых ито-гах международного юридического форума // Журнал рос-сийского права. 2003. № 2. С. 3-4.

.

Заключение

Пока еще существуют существенные пробелы в законодательстве. Очевидно, что всеобъемлющей полноты правового регулирования достигнуть крайне сложно. Как ни мудр и оперативен законодатель, жизнь идет вперед, возникают новые потребности и сферы отношений. Так, ныне возникает много неурегулированных отношений и споров по поводу жилья, земельных участков, дач, новых видов кооперативов, машин, гаражей и так далее. Необходимость установления детальных процедур разрешения таких дел становится все более актуальной. Роль законодателя заключается в том, чтобы сократить до минимума возможные пробелы, активно отражать в законе динамику общественной жизни.

До сих пор нет четкого порядка разграничения сфер регулирования закона и указа Президента Российской Федерации, полномочий между законодательной и исполнительной властями, отсутствует определение сферы правотворческой деятельности Президента Российской Федерации, вопросов, которые могут быть урегулированы только законом.

В современный период из-за интенсивного и порой попросту хищнического использования природных ресурсов для развития хозяйства, военных, энергетических и иных нужд неизмеримо возрастает необходимость четкого и детализированного правового регулирования экологической безопасности планеты, охраны и защиты естественной среды. Действующее законодательство не обеспечивает в полной мере эти задачи, и здесь общими нормами об охране природы не обойтись. Необходима целая серия правотворческих решений всех уровней, начиная с законов и кончая муниципальными актами: о защите земли, воды, воздуха, недр, об атомной энергетике, о защите населения от радиационного облучения, о борьбе с экологическими катастрофами и так далее. Точно так же нужны в развитие недавно принятого Трудового кодекса серьезное изменение и дифференциация регулирования трудовых отношений, учитывая изменение характера труда, его оплаты в условиях рыночной экономики, порядка прохождения воинской службы, в частности альтернативной, и так далее.

К сожалению, отсутствует достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную подготовку и принятие проектов нормативных правовых актов. До сих пор не принят закон о нормативных правовых актах Российской Федерации, хотя его проект уже давно подготовлен и несколько лет тому назад прошел первое чтение в Государственной Думе.

Наличие пробелов в законодательстве и недостаточная оперативность принятия актов законодательства подталкивает регионы к практике не всегда оправданного "опережающего правотворчества" по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Следует отметить также технические недоработки процесса законодательствования: хаотичность в формировании нормативных массивов, "погоня" за количеством законов как самоцель, неоправданная поспешность подготовки проектов важнейших правовых решений, игнорирование выработанных практикой правотворчества.

Литература

1. Конституция РФ- М.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст. 3176.

3. АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: про-блемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. С. 43--54;

4. Административное право Российской Федерации/Под ред. Н.Ю.Хаманеева.- М.Юрист,2004.- 556с.

5. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644.

6. Аналитическая информация о порядке подго-товки и реализации законов /Отв. ред. проф. Ю.А.Тихоми-ров. М.,2000.- 231c.

7. Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых ито-гах международного юридического форума // Журнал рос-сийского права. 2003. № 2. С. 3-4.

8. Законодательные органы субъектов Российской Феде-рации: правовые вопросы формирования, компетенции и ор-ганизации работы. М.: Городец, 2001. -262с.

9. Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некото-рые тенденции развития //Журнал российского права. 2000. №З.С.27-29.

10. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1999. - 425с.

11. Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.- С. 82.

12. Конституция и законодательство / Отв. ред. Т.Я.Хабриева, Ю.А.Тихомиров. М., 2003.

13. Концепция развития российского законода-тельства в целях обеспечения единого правового простран-ства в России // Журнал российского права. 2002. №6. С. 17--31;

14. Круглый стол «Роль парламента в конституционной реформе России» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. №3(16)/№4(17). -С. 35.

15. Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) ор-ганы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2002. №11. С. 4.

16. Лафитский В. И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств:- Учебное и научно-практическое пособие/Отв. ред.Д.А.Ковачев.М., 1999. - 488с.

17. Лебедев В. А. Правовое регулирование зако-нодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2000. - 317с.

18. Окуньков Л. А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 1999. -345с.

19. Права человека и новое российское законодательство (мате-риалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. №6. С.96--114;

20. Права человека: итоги века, тенденции, перспек-тивы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М., 2002;

21. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М.:Олита,2003-.С.126.

22. Умнова И.А. Конституционные основы современного рос-сийского федерализма. М., 2000.-142с.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.