скачать рефераты

МЕНЮ


Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

Рисунок 1.1

Ввод в действие жилых домов в 1989-1997 гг. (млн. кв. м.);

источник - Госкомстат РФ.

Результаты опроса показали, что три четверти респондентов не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания, что существенно влияет на социальную напряженность в обществе, оценку качества жизни и результатов реформ.

Серьезную тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России :

Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в России являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков - хозяйственно-бытовых и промышленных.

При наличии ныне действующих сооружений и уровне эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2000 г. степень очистки сточных вод снизится до 60-65%. Из-за дефицита химических реагентов и дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей. Около 24% сточных вод сбрасывается в водоемы неочищенными.

В среднем за сутки потребителям отпускается 60 млн. кубометров воды, в том числе населению на коммунально-бытовые нужды 45 млн. кубометров. В развитых странах нормой суточного потребления воды на человека считается 150-200 литров. В России же в среднем на каждого жителя расходуется на коммунально-бытовые нужды 306 литров воды в сутки. Этот перерасход воды обусловлен низким техническим уровнем водопроводных систем (прямые ее потери составляют ежегодно около 10% объема поданной воды) и нерациональным использованием воды потребителями.

Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных отопительных котельных идет медленно. Их удельный вес в 1990 г. составлял 74%, в 1992 - 73%, в 1995-1996 гг.-72%.

Более 83% тепловой мощности котельных принадлежит различным ведомствам, предприятиям и их объединениям и только 17% находится в ведении муниципалитетов. Потери тепла в сетях составили в 1996 г. 81, 5 млн. Гкал, или 4, 8% поданной в сеть теплоэнергии.

Благоустройство. Стоимость основных фондов внешнего благоустройства в ценах 1991 г. составляет 150 млрд. рублей, их износ превышает 42%. Из 195, 0 тыс. км. улиц и проездов лишь 48% имеют усовершенствованные покрытия проезжей части, 80% не имеют подземных водостоков. Из находящихся в эксплуатации 20, 0 тыс. мостов и путепроводов более 35% требуют капитального ремонта и реконструкции. Только 3% твердых бытовых отходов из ежегодно образующихся 150 млн. кубометров перерабатываются промышленным методом.

Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов.

Таблица 1.1.

Структура жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального обслуживания (в %).

Виды нарушений

часто

иногда

Редко

1. Работа систем водоснабжения - 76% жалоб.

Перерыв в водоснабжении

44, 5

23, 4

27, 3

Вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус

42, 1

23, 0

29, 1

Перерыв в горячем водоснабжении

36, 3

15, 2

19, 0

Температура горячей воды ниже 50-60 градусов более 2-х часов в сутки

30, 9

14, 0

22, 1

2. Несоблюдение сроков ремонта жилья - 56, 8% жалоб.

3. Жалобы на работу системы теплоснабжения - 55% жалоб.

Температура в жилом помещении ниже 18 градусов

32, 3

21, 4

36, 1

Затягиваются сроки включения отопления

29, 9

22, 6

36, 1

Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем отопления

29, 4

15, 0

37.0

Отключение отопления в течение отопительного сезона

19, 1

16, 5

53, 5

4. Работа системы отвода жидких и твердых отходов -43, 2% жалоб.

Несвоевременный вывоз мусора

27, 2

19, 8

46, 2

Несвоевременный вывоз жидких отходов

8, 7

6,3

31, 4

Острейшие социальные и эпидемиологические проблемы породила малая приватизация в коммунальной сфере. В России и без того уровень банно-прачечных и гостиничных услуг отставал от норматива более чем в 7 раз, а приватизация этих объектов и соответствующий рост цен привел к снижению уровня банно-прачечного обслуживания населения в 1993-1996 гг. почти в 3 раза.

Система финансирования ЖКХ, реорганизация в соответствии с рыночными условиями, не обеспечивает его должного развития и нормального уровня обслуживания. В 1989-1991 гг. бюджетные ассигнования и платежи потребителей покрывали около 80% затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальное обслуживание, а в 1994 г. - лишь 40%. Дотации из местных бюджетов на капитальный ремонт жилищного фонда обеспечивают менее 15% необходимого объема работ. Дефицит региональных и местных бюджетов не позволяет финансировать должным образом капитальный ремонт государственного (муниципального) и ведомственного жилищного фонда .

Состояние городского хозяйства (в дальнейшем ГХ) можно рассмотреть на примере Калужской области. Сложная организационно-правовая и управленческая структура ГХ не представляет единого комплекса, где возможно проведение единой политики. Услуги предоставляют государственные (муниципальные) предприятия, бюджетные организации, частные фирмы, малый, в том числе теневой бизнес, ведомственный сектор ГХ и т.д., причем местная администрация не координирует их деятельность. В результате функционирование муниципального транспорта, инженерной инфраструктуры, благоустройства, энергетики и др., опирающихся на бюджетное финансирование, оказалось оторванным от работы ГХ в целом. Чернышева Л.А., Родионов Д.Г. Совершенствование договорных отношений в отрасли (на примере жилищно-коммунального хозяйства Калужской области). В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.

В условиях форсированной приватизации в значительной мере была нарушена прежняя система жизнеобеспечения и организации экономики ЖКХ. Стихийно внедрялись новые механизмы хозяйствования, далеко не во всем заменявшие те, что действовали прежде. Государственное (муниципальное) экономическое регулирование было сведено к минимуму. Определенное равновесие в экономической системе и на потребительском рынке было достигнуто ценой крупных экономических и социальных издержек, резко снизился уровень потребления услуг ЖКХ. В результате оказались серьезно нарушенными условия нормального функционирования населенных пунктов Калужской области, системы обеспечения занятости и нормальной жизнедеятельности.

В Калужской области продолжает оставаться очень сложной демографическая ситуация, смертность населения превысила рождаемость почти в 2 раза, средняя продолжительность жизни у мужчин сократилась на 4 года. Резко ослаблена экономическая база Калужской области -спад в промышленности к 1999 г. превысил 70% к уровню 1990 г., обострился инвестиционный кризис, возникла реальна угроза разрушения основных фондов.

Реальные доходы населения упали по сравнению с 1990 г. на 50-60% при резком усилении социально-экономического расслоения. Одновременно имеет место хроническое недофинансирование (примерно вдвое меньше нормативов) производственной и социальной инфраструктуры Калужской области, а состояние финансов можно охарактеризовать как неустойчивое и остродефицитное.

В 1997 г. объем ВВП снизился по сравнению с 1996 г. - на 11, 5%, объем производства промышленной продукции -45%, производство услуг - на 62, 8%, объем капитальных вложений - на 25%, жилищного строительства - примерно на 40%, грузоперевозок на 15% (см. табл. 1.2.). Эти показатели значительно хуже аналогичных данных в среднем по РФ за этот же период и отодвигают Ленинградскую область в число проблемных регионов страны.

Таблица 1.2.

Объем и структура валового регионального продукта Калужской области

1999 г.

2000 г.

Объем валового регионального продукта, млрд.рублей

19, 8

99, 5*)

Структура валового регионального продукта, %

всего

в том числе:

* производство товаров

* производство услуг

* чистые (за вычетом субсидий)

налоги на продукты

100

56, 9

36

7, 1

100

55

37, 2

7, 8

*) в процентах к январю-декабрю 1996 года

Развитие кризиса в 1998 г. подтвердило, что значительная часть экономики региона не соответствует новым условиям, не воспринимается рынком, не приносит доходов ни региону, ни его жителям. Это усилило невостребованность социально-профессионального и культурного потенциала населения и его социально-имущественную дифференциацию. Особое значение для социально-экономической ситуации в области имеет сохранение систем жизнеобеспечения представленных ЖКХ.

В 90-х гг. объем производства услуг предприятий ЖКХ области существенно снижается. В 1992 г. спад составлял -11, 3%, в 1993 - 10, 9%, в 1994 - 10, 1%, в 1995 - 9, 7%, в 1996 -7, 3%, в 1997 - 5, 6%. Это связано с падением общих объемов промышленного производства в регионе (см. табл. 1.3.), снижением доли инвестиций в основной капитал ведущих отраслей экономики Калужской области (см. табл. 1.4.), ростом неплатежей со стороны потребителей жилищно-коммунальных услуг - предприятий промышленности, социальной сферы и населения, недостатками производственной и финансово-экономической деятельности предприятий ЖКХ, значительным недофинансированием из федерального бюджета запланированных расходов бюджетов муниципальных образований Калужской области на текущее содержание и развитие предприятий жилищно-коммунальной сферы.

С 1992 г. в муниципальную собственность принято от ведомств 23, 7 млн. кв. метров общей площади жилья, в т.ч. сельхозпредприятий 15, 6 млн. кв. метров жилой площади; 403 котельных; 371, 2 км. тепловых сетей; системы водопровода общей мощностью 251 тыс. куб. метров стоков в сутки; 2543, 2 км. канализационных сетей и т.д.

Все принятые объекты имеют износ свыше 60% и их аварийность ежегодно увеличивается на 15-20%, так как за последние 10-15 лет финансировались в основном текущие ремонты объектов коммунального хозяйства, а плановые капитальные ремонты не проводились из-за отсутствия финансовых ресурсов и технической документации. Чернышева Л.А., Родионов Д.Г. Совершенствование договорных отношений в отрасли (на примере жилищно-коммунального хозяйства Калужской области). В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.

Таблица 1.3.

Объемы производства промышленной продукции по основным отраслям промышленности Калуги и Калужской области (на 01.01.98г.)

Калуга

Калужская область

млрд. рублей

в % к январю-июню 1998г.

млрд. рублей

в % к январю-июню 1998 г.

Вся промышленность

в том числе:

Электроэнергетика

Топливная промышленность

Металлургическая промышленность

Химическая промышленность

Машиностроение

Промышленность строительных материалов

Легкая промышленность

Лесная, деревообрабатывающая

и целулозно-бумажная промышленность

15904

3196

90

778

449

5446

484

606

487

98, 0

94, 2

31, 8

88, 1

97, 4

94, 5

93, 1

81, 7

64, 9

6322

1441

1682

510

253

514

363

58

837

98, 8

100, 8

95, 8

78, 6

101, 3

92, 0

87, 9

79, 3

96, 8

Таблица 1.4.

Инвестиции в основной капитал по важнейшим отраслям экономики Калужской области (на 01.01.98 г.).

Использовано (в млрд. рублей)

В процентах к первому полугодию 1998 г,

Всего, в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

транспорт

связь

строительство (в том числе жилищное)

жилищное хозяйство

коммунальное хозяйство

1598, 1

580, 8

43, 2

369, 4

21, 2

274, 9

30, 5

162, 4

82

76

97, 6

68

79

115

81

70, 3

Рассмотрим состояние ЖКХ Калужской области по подотраслям.

1. Содержание и эксплуатация жилищного фонда.

Общая площадь жилищного фонда Калужской области составляет 60 млн. кв. метров (в среднем около 18, 5 метров на одного жителя).

Жилье крайне неравномерно распределено среди населения. Для Калужской области характерна высокая доля коммунального заселения: из 300 тыс. квартир 6, 7% являются коммунальными (в них проживает около 11% населения области); 145 тыс. человек проживает в общежитиях, детских домах, специальных школах-интернатах, общая площадь которых составляет 1, 5 млн. квадратных метров или 2, 5% всего жилищного фонда.

Таблица 1.5.

Динамика приема в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в Калужской области в 1992-1997 гг.

Наименование объектов собственности

1992

1995

1996

1997

Жилищный фонд, млн. кв. метров

8, 9

14, 7

23, 0

23, 7

Водопроводные сооружения, тыс. куб. метров в сутки

676, 3

947, 3

1032, 6

1032, 6

Канализационные сооружения, тыс. куб. метров в сутки

277, 0

320, 3

370, 5

371, 2

Канализационные сети, км.

1521, 9

2260, 4

2400, 4

2543, 2

Водопроводные сети, км.

1718, 1

2370, 8

3263, 2

3894, 9

Тепловые сети, км.

679, 4

1214, 2

1821, 9

2044, 7

Котельные, ед.

165

305

390

403

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.