скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие и сущность государства

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 г.г.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства, в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.). В работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т. Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно, что по современным меркам Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта (1727 - 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквиваленте возмещения ущерба, который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

По К. Марксу и В. И. Ленину, государство является машиной для поддержания господства одного класса над другим, возникшей в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. Иначе говоря, государство - единственно возможная всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

На марксисткой доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый приём. В наборе данных признаков среди учёных практически нет серьёзных разногласий.

2. Понятие и признаки государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основопола-гающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредствен-но затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречи-вое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, само государ-ство, его деятельность и социальная роль неизбежно становятся про-тиворечивыми. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполня-ет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекаю-щие из природы всякого общества Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1., с. 422.. Оно является поли-тической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозмож-ны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антаго-нистическом обществе государство, выполняя общесо-циальные функции, все больше подчиняет свою дея-тельность интересам самого экономически могуществен-ного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классо-вый характер. Именно в этом наиболее выпукло прояв-ляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общест-ва. Оно вместе с обществом проходит длинный истори-ческий путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институ-тов государства и оно сводится, в сущности, к полити-ческой (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государст-во становится постепенно, по мере достижения опреде-ленного уровня цивилизации и демократии. Оно «обес-печивает организованность в стране на основе экономи-ческих и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономичес-кую свободу, свободу автономной личности»

Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г., с. 12,13.. В таком государстве развиваются все его институты и структу-ры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства -- задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в раз-личных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

2.1 Понимание и определение государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах -- основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживал-ся крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным по-рядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1., с. 27.. Сло-вом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу-чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и влас-ти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,-- писал Г. Ф. Шершеневич,-- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее не-которые черты (признаки) государства, послужило по-водом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осущест-вляющих власть (правительством). В. И. Ленин крити-ковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом уст-ройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторон-ники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,-- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,-- а отношения между ними, форма обще-жития, известная психическая связь между ними» Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г., с. 3--4.. Однако «форма общежития», форма организации обще-ства -- тоже лишь один из признаков, но не все госу-дарство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вооб-ще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержа-ния его деятельности. Почти нет таких задач, выполне-ние которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни -- государствам или союзам, которые исто-рически предшествовали современному государству»

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г., с. 645..

Не один раз обращались к определению государства «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующе-му классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.. В. И. Ленин внес в приведенное опреде-ление некоторые изменения. Он писал: «Государство -- это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73..

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и полити-ческое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираничес-ким и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определе-ния мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч-но определяется как политико-территориальная суверен-ная организация публичной власти, имеющая специаль-ный аппарат, способная делать свои веления обязатель-ными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство -- это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти-рующая права, свободы граждан, законность и право-порядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному госу-дарству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целост-ность, управляет важнейшими общественными дела-ми. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный право-порядок в обществе.

2.2. Признаки государства.

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства:

1. Территориальная организация населения и осу-ществление публичной власти в территориальных преде-лах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, переме-щался с одного места на другое. В государственно-орга-низованном обществе кровнородственный принцип ор-ганизации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в под-данных или граждан государства. Возникают, таким обра-зом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -- подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопря-жено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

От негосударственных организаций (профсоюзов, по-литических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.