скачать рефераты

МЕНЮ


Право как мера свободы личности

/p>

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредствен-ной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право (как и государство) одновременно вы-полняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.

Сущность современного права -- объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интере-сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]

Что касается функций права, то под ними понимают вытека-ющие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права -- регулятивную и ох-ранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря-дочение общественных отношений, установление правил пове-дения людей.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наибо-лее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнитель-ные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологи-ческую, информационную и др. [5]

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности -- это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п. [6]

В определении правового статуса личности имеют значе-ние не только закрепленный за человеком фактический объ-ем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуще-ствляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового статуса личности -- это при-знаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

В Конституции закреплены следующие принципы право-вого статуса личности, непосредственно связанные с основ-ными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовой статус личности.

Равенство всех перед законом и судом означает, что за-кон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посто-ронними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающего-ся за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в граждан-стве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означа-ет, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по ка-ким-либо основаниям, зависящим от естественных особенно-стей личности и ее социального статуса. Конституция фик-сирует широкий, причем не закрытый, перечень таких осно-ваний.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-ного и должностного положения, места жительства, отноше-ния к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и граж-данина -- равноправие -- Конституция понимает как равен-ство возможностей, а не как фактическое равенство, кото-рое в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах -- и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционно-го строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации призна-ются и гарантируются права и свободы человека и гражда-нина.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент явля-ется гарантом прав и свобод человека и гражданина. Феде-ральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, за-крепление их гарантий посредством законодательной деятельности. [7]

Главная задача государства состоит в фор-мулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.

Признаки прав человека:

1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека опреде-ляется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.

2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каж-дому по безусловному естественному основанию (в силу природ-ного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государ-ством условий, не по усмотрению, воле и решению властей». [8]

3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека -- объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.

4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду права человека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересах государства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничение права собствен-ности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничной полосе, военных городках, на территории особо охраняемых объек-тов, закрытых административно-территориальных образований.

5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.

6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим об-разом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж-данина -- обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека -- один из главных принципов современного права.

7. Непосредственно действующий характер. Основные права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель-ность законодательной и исполнительной власти, местного само-управления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России). [3]

Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич-ные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, теле-фонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользо-вание родным языком, свободный выбор языка общения, воспи-тания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжало-вание в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифи-цированной юридической помощи; право на признание своей не-виновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пере-смотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягче-ние наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност-ных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных по-требностей человека и в своей основе осуществляются самостоя-тельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессио-нальные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на терри-тории России.

Основное назначение политических прав и свобод -- обеспе-чить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здо-ровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружаю-щую среду; право на образование; свободу литературного, художе-ственного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и граждани-на -- обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятель-ности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода-тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образо-вании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер-жание и направление развития целых отраслей российского зако-нодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина. [9]

Гарантии -- это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений -- Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства -- члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны -- члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств -- членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. [6]

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек -- высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне -- все это и многое другое было реальностью.

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. М., 1995.

2. Теория государства и права. Ч. I. Ред. Венгерова А.Б. М., 1995.

3. Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002.

4. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

5. Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 2000.

6. Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998.

7. Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 1996.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999.

9. Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001.

10.Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.