скачать рефераты

МЕНЮ


Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект

5. Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности. Ст. 13 Закона регулирует вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов потребителя.

Ответственность одной стороны договора связана с правом другой стороны на защиту своих интересов. Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ:

признание права,

восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки,

признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления,

самозащита права,

присуждение к исполнению обязанности в натуре,

возмещение убытков,

взыскание неустойки,

компенсация морального вреда,

прекращение или изменение правоотношения,

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

иные способы, предусмотренные законом.

Наиболее часто в Законе упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков. (ст. 15 ГК). Убытки потребителю возмещаются в полной сумме и взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7,

ст. 330 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., часть 1.

По общему правилу гражданская ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. В

гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7.

Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, ст. 15 Закона, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю. Предприниматель может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие неодолимой силы, а также иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (землетрясение, наводнение, иные природные стихийные бедствия, а также общественные явления - войны, забастовки, эпидемии и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

6. Права потребителей как институт международного права

6.1 Международные принципы защиты интересов потребителей

Во многих странах сравнительно давно действуют законы, направленные на защиту прав потребителей. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» (далее - Принципы) в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

Часто потребители находятся в неравном положении сточки зрения экономических условий, уровня образования. В связи с этим Принципы преследуют следующие цели:

содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

способствование созданию независимых групп потребителей,

расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст. 1 Принципов).

Принципы закрепляют следующие права потребителей:

право на безопасность;

право на информацию;

право на качество;

право на потребительское образование;

право на выбор;

право на удовлетворение своих потребностей;

право быть услышанным;

право на возмещение ущерба Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие

принципы для защиты интересов потребителей».

Все эти права являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Право потребителей на безопасность означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Государства устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в различных нормах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих стандартов возлагается, в основном, на государственные органы.

Лица, ответственные за выход товаров на рынок, должны следить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стали опасными из-за неправильного обращения или хранения. Изготовитель обязан приостановить производство товара, если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации эти товары причиняют или могут причинить вред потребителю. Если после выхода товара на рынок возникает опасность, изготовители, продавцы обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. Продавцы обязаны проинструктировать потребителей о правильном использовании товара (п. 9-12 Принципов).

С правом потребителя на безопасность товара тесно связано право на возмещение вреда. Правительства государств, подписавших Принципы, должны разрабатывать правовые и/или административные меры, позволяющие потребителям получить компенсацию (п. 28 Принципов).

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.

Правительства разрабатывают программы просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно быть неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования. Эти программы включают следующие аспекты защиты интересов потребителей:

здоровье, питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, и фальсификация продуктов питания,

опасности, связанные с товарами,

маркировка товаров,

соответствующее законодательство о правах потребителя,

информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредита и наличии товаров первой необходимости,

при необходимости, загрязнение и окружающая среда (п. 33 Принципов).

6.2 Законодательство стран - участников СНГ

Образование СНГ и принятие его членами актов о суверенитете способствовало развитию в этих странах собственного законодательства о правах потребителя. Первые законы в этой области были приняты в 1991г. в Украине и Казахстане, последний - в марте 1996 г. в Грузии. В РФ Закон «О защите прав потребителей» был принят 1 января 1992 г. и действует на данный момент в редакции Федерального закона 1999 г.

Анализируя законодательство стран СНГ, можно отметить различия в подходах к регулированию данного вопроса:

Различия законов состоит в разной степени детализации механизмов реализации закона. Закон РФ подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленных в нем прав и не требует принятия дополнительных актов. А, например, закон Молдовы содержит значительное количество отсылочных норм.

Следующее различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителя на уже действующие структуры. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей, а позднее в законе Украины появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального государственного комитета по защите прав потребителей. Закон РФ же предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральные органы и специальные органы при местной администрации.

В тех странах, где нет специального законодательства о защите прав потребителей, регулирование по-прежнему осуществляется общими нормами гражданского права. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве этих стран действуют гражданские кодексы, принятые в 60-ые годы: они не содержат каких-либо положений, учитывающих специфику отношений с участием потребителей.

В каждом из законов стран СНГ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из этих законов отличаются излишней декларативностью, другие - чрезмерной детализацией.

За годы становления в странах СНГ потребительского законодательства к потребителю привыкли относится как к непрофессионалу во всем: в выборе товаров, приобретении услуг, защите своих интересов и стали требовать от законодателя установления жестких рамок деятельности для сферы торговли и услуг. Именно поэтому законодательство стран - участников СНГ одно из самых жестких в мире.

Для стран, где рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь - при формировании рыночных отношений - требует законодательного закрепления. Жесткое потребительское законодательство является в этот период барьером для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров.

Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами - начался другой этап. Одной из главных задач для многих фирм стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. У предпринимателя появились возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается потребителей, то они, пережив первый шок от вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и одновременно более осведомленными в том, что связано с защитой их интересов.

На этом этапе жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя становится тормозом для развития нормальных рыночных отношений. Все больше норм из разряда императивных, то есть не дающих сторонам права выбора, стало переходить в сферу договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями и произошло в 1996 г. при принятии Закона РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О защите прав потребителей». Практический комментарий..

Кроме внутреннего законодательства страны - участники СНГ подписывают и соглашения между правительствами.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г. (далее - Соглашение), в соответствии с которым РФ и Украина должны координировать свою политику в целях:

формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и запросам потребителей,

поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения,

взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий - изготовителей, содействия созданию национальных общественных объединений потребителей,

расширения межгосударственного сотрудничества в области защиты прав потребителей (ст. 1 Соглашения).

Основными направлениями деятельности сторон Соглашения являются:

реализация законодательства о защите прав потребителей в пределах компетенции государственных органов,

проведение различных исследований по проблемам защиты прав потребителей,

участие в международных организациях, соглашениях в данной области,

применение обязательных норм безопасности и качества товаров, работ, услуг,

проведение политики, направленной на эффективное производство и реализацию товаров и поощрение снижения цен,

содействие и осуществление мер по развитию общественного движения потребителей,

осуществление программ информирования и просвещения потребителей Ст.3 Соглашения между Правительством Российский Федерации и Правительством

Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.

.

Направления деятельности не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Кроме того, участники Соглашения осуществляют обмен информацией о формировании законодательной базы по защите прав потребителей, научной информацией, мониторинг, разрабатывают общие программы усиления защиты прав потребителей.

7 Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина.. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей. Это же предложение касается и права федерального антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца, исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения - это некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст. 31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст. 46 Закона содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. И, по моему мнению, вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, - 50 % штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать вывод , что в законодательной базе РФ по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений , направленных на охрану прав граждан.

Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.

Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. Обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей .

Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.