скачать рефераты

МЕНЮ


Правотворчество в государстве и его формы

Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, из- меняет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлен - но наименование.

Нормативно-правовой акт - это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).

Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов: 1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы); 3) со- держащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; 4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; 6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию; 8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата; 9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

5.Роль права в условиях формирования рыночных отношений в РФ.

Россия переживает весьма затянувшийся переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие права как важного условия для проведе-ния глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное право закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако-нодательством в области права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области соци-ально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей со-вокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопро-сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохра-няя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для ду-ховного развития и проявления своих способностей.

Свобода хозяйственной деятельности - это свобода для каждого заниматься желаемым видом экономической деятельности, в желаемом месте и в желаемое время. Ограничения (разрешение, запрещение) действуют только на основе положений закона.

Профессиональная свобода - это свобода выбирать профессию и род занятий исходя из собственных наклонностей. Ограничения возможны только на основе за- кона (например, ограничения и необходимость получения разрешения исходя из принципа общественного блага).

Свобода договоров предусматривает право отдельных субъектов заключать договоры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию, Для рыночно организованного правового и экономического порядка это означает, прежде всего, свободу заключать трудовые соглашения, договоры подряда, покупки, найма аренды, займа и организации хозяйственного товарищества.

Свобода договоров предусматривает право отдельных субъектов заключать договоры в соответствии с собственной целью и по собственному желанию. Для рыночно организованного правового и экономического порядка это означает, прежде всего, свободу заключать трудовые соглашения, договоры подряда, покупки, найма, аренды, займа и организации хозяйственного товарищества.

Свобода объединений является особым случаем свободы договоров. Она прежде всего позволяет участникам экономической жизни создавать объединения (коалиции) для реализации своих интересов. Это имеет экономическое значение прежде всего для работников по найму, которые могут объединяться в профсоюзы, а так- же и для союзов работодателей. Эти объединения, кроме того, могут от имени своих членов заключать коллективные договоры об оплате и условиях труда (тарифные соглашения).

Свобода конкуренции является частным случаем свободы хозяйственной деятельности. Она дает право каждому предпринимателю вступать в конкуренцию с другими предпринимателями. Это означает, что предприниматель должен иметь свободный доступ на рынок, что он не может быть бойкотирован и что он может так - же осуществлять свою экономическую деятельность вопреки интересам других предпринимателей (иметь, например, более благоприятные цены). Но принцип конкуренции предполагает также отбор участников рынка, причем предприниматели, производительность которых не удовлетворяет требованиям рынка, должны выбыть из борьбы.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами пря-мого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юри-дическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каж-дым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

5.1.Право на экономическую деятельность.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической дея-тельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая сво-бода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляе-мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль-зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги-стрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определен-ные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринима-теля наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой прави-тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его раз-витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орде-нов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определен-ные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других огра-ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на за-конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого вре-мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпри-нимательской деятельности 1990 г. (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст-венной регистрации) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше-ния между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федераль-ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юриди-ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен-ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их су-дебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятий ) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смер-тью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпри-нимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совер-шать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естест-венно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через законных пред-ставителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими дейст-виями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона являются "защита экономического суверени-тета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование раз-вития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече-ние условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ". В соответст-вии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон уста-навливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конку-ренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Кон-ституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих зло--употреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический про-гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую дея-тельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах ( для поддержания высоких цен ), разделе рын-ков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и то-гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении мо-нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст-вий.

Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии) воз-можно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизацией и недобросовест-ной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - на-лагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).

Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской Федера-ции по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, по-скольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предос-тавлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Од-нако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых есте-ственных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на кото-рые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электриче-ской и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирова-ние деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы ис-полнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству ( с числом занятых на предприятии до 100 человек ), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогооб-ложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государ-ство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Фе-деральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пре-сечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные инте--ресы, принципы гуманности и морали.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.