скачать рефераты

МЕНЮ


Правоведение как наука

7. Основные признаки и понятие правонарушения.

правонарушение является единственным основанием возникновения юридической ответственности, которая связана с применением государственного принуждения в отношении лица, его совершившего.
О правонарушении можно говорить лишь тогда, когда налицо имеются все элементы, из которых оно складывается. Элементы правонарушения предусмотрены в правовых нормах. Это - следующие элементы:
1) деяние; 2) противоправность деяния; 3) виновность деяния; 4) деликтоспособность субъекта противоправного деяния.

Анализ объективных и субъективных признаков правонарушения дает возможность определить его объективную и субъективную сторону.

По своей юридической природе всякое правонарушение представляет собой юридический факт, влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, иначе говоря, отношений юридической ответственности

Виды правонарушений. Правонарушения классифицируются по их характеру, по степени общественной опасности и некоторым другим основаниям. Различаются уголовные, гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
Кроме того, все правонарушения делятся на преступления (уголовные правонарушения) и проступки (гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения)

Каждому виду правонарушений соответствует особый вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.).
Гражданскоправовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).
Административноправовая ответственость. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.)
Дисциплинарная ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.).
Юридическая ответственность служит достижению целого ряда целей. Во-первых, она служит охране существующего общественного строя. Во-вторых, она призвана обеспечить общую превенцию. Т.е. предотвратить возможность совершения правонарушений персонально-неопределенным кругом лиц.

8. Конституционное право как отрасль права

Конституционное право - ведущая, фундаментальная отрасль системы права России. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений. Под предметом конституционного права принято понимать совокупность общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права.
Общеизвестно, что нормы права существуют для того, чтобы воздействовать на определенную наиболее важную часть отношений, складывающихся в человеческом обществе, подобно обычаям, нормам морали и т. д., регулировать ее. По сравнению с другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, а именно:
1) они складываются во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, духовной и др.;
2) это отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека;
3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.

Итак, предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:
1) основы конституционного строя государства;
2) основы правового положения человека и гражданина;
3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения);
4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником Конституционного права РФ1 является Конституция России принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. "Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

9.Органы государственной власти

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции; Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образует систему органов государственной власти.Органы государственной власти делятся на три вида: законодательные (представительные), исполнительные и судебные, а также на органы федеральные и органы региональные (субъектов Российской Федерации).Законодательные органы осуществляют нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в государстве. Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

10. Правовой статус человека и гражданина
Традиционно правовой статус в самом общем виде закрепляет положение личности в обществе и государстве. В то же время правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса, ту часть, которая устанавливается и закрепляется в правовых актах государства. Эта категория носит собирательный характер. Принято выделять несколько видов правового положения (статуса). Например, общий конституционный статус человека и гражданина, специальный статус определенной категории граждан, статус иностранцев и апатридов (лиц без гражданства), статус физического лица и т. д.
Общий конституционный статус является одинаковым и единым для всех граждан государства, а также он выступает базовым, исходным для всех иных возможных статусов человека.Основы правового положения (статуса) человека и гражданина в РФ представляют собой комплексный институт, в структуру которого входят следующие компоненты:
1) конституционная правосубъектность;2) гражданство;3) основные принципы правового положения;4) основные права, свободы и обязанности;5) гарантии правового статуса.Конституционно-правовой статус личности, как было отмечено выше, включает в себя не только права, свободы, но и обязанности. Круг обязанностей конкретного человека зависит от его статуса, от того, какое место занимает индивид в данном обществе. В то же время существуют обязанности, которые возлагаются на всех без исключения. Так, в соответствии с все граждане России обязаны соблюдать конституцию и законы нашего государства. Несомненно, что обязанность граждан ограничивается не только соблюдением Конституции РФ и законов, на них лежит также обязанность соблюдения всего действующего законодательства страны. Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы

11.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ

А п -- это отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

А п -- это одна из самых объемных по содержанию отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального развития.Административное право -- отрасль российского права имеющее свой предмет, метод, систему и источники административного права.

А п оказывает влияние на общественные отношения в сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. С учетом федеративного устройства России это могут быть -- отношения между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей), между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д. как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего:

Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.2.Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным), постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом Федерации).3.Нормативные указы президента РФ и положения.4.Нормативные постановления Правительства РФ.5Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ -- в отраслевом и межотраслевом масштабе.6Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и ведомств -- на республиканском уровне.7Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований нормативные правовые акты -- на уровне субъектов РФ.9Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.10Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.

Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права -- в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.

12. Административная ответственность граждан.

Административная ответственность - это ответственность физических и юридических лиц за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выражающаяся в применении к нарушителям установленных административных санкций.
Признаки:
1) наступает при совершении административного правонарушения;
2) устанавливается преимущественно нормами административного права;
3) субъектами ответственности являются физические и юридические лица;
4) может наступать во внесудебном порядке;
5) порядок наложения взысканий регламентируется административно-процессуальными нормами;
6) не влечет последствия в виде судимости. Различают два основания наступления административной
ответственности (как и любой другой): фактическое и юридическое.
Под фактическим основанием понимают акт человеческого поведения (или поступок), однако не любой поступок, а только нарушающий нормы права, т. е. являющийся правонарушением.
Юридическое основание административной ответственности- это состав административного правонарушения, под которым понимают совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение и отграничивающих его от других правонарушений. В состав проступка входят признаки, характеризующий объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Административная ответственность физических лиц за проступки наступает с 16 лет.

Законность и обоснованность применения мер административной ответственности невозможны без оптимального количества и состава органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это-органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида -- проступок и преступление

Виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием административного правонарушения; лишение специального права, представленного данному гражданину (права на вождение транспорта, права охотника и т.д.); административный арест; выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; исправительные работы

13. Трудовое право как отрасль права

Трудовое право можно определить как отрасль права, нормы которой регулируют комплекс общественных отношений, связанных c трудом. Трудовое право -- отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Трудовые отношения -- это общественные отношения, которые возникают по поводу применения труда, когда сам общественный процесс труда является предметом обязательств и правовой регламентации. Для этих отношений характерны следующие признаки:

трудовые отношения -- это волевые общественные отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы к средствам производства,

эти отношения возникают во всех случаях, когда трудящийся включается в коллектив предприятия,

выполняет определенную трудовую функцию в коллективе,

подчиняется трудовому распорядку и распоряжениям собственника (предпринимателя, администрации).

Объектами правового регулирования служит живой труд, его организация и условия. Каждый вид собственности порождает соответствующие ему формы хозяйствования, а, следовательно, и соответствующие формы организации труда. Поэтому различают несколько групп трудовых отношений:

трудовые отношения, складывающиеся на базе государственной форме собственности;

трудовые отношения, складывающиеся на базе коллективной форме собственности;

трудовые отношения, складывающиеся на базе частной собственности.

Основными принципами регулирования трудовых отношений являются: договорной характер трудовых правоотношений; Источниками трудового права являются: Конституция РФ (в ней провозглашается право на труд, на отдых и другие нормы, устанавливающие основные положения трудового права), Законы РФ и субъектов РФ, основным источником среди законов является Кодекс законов о труде РФ; подзаконные акты органов государственной власти,

Основные принципы ТП:

свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы,

многообразие форм собственности и соответственно правовая охрана всех форм организации труда и трудовых отношений,

юридическое равенство субъектов трудовых правоотношений,

принцип свободы договора в пределах, установленных законом,

принцип всемерной охраны прав и законных интересов граждан,

принцип недопустимости злоупотребления со стороны граждан, их коллективов и других участников трудовых отношений.

14.КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОГЛАШЕНИЕ

Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником. Коллективный договор является способом правового регулирования трудовых отношений на уровне предприятия. Он выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей.

К заключению коллективного договора предъявляется ряд обязательных требований: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуру разработки и заключения коллективного договора.

Структура коллективного договора включает три вида условий:

нормативные условия (положения) коллективного договора -- локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников этого предприятия;

обязательственные условия (положения) -- они, в отличие от нормативных, не означают правил поведения общего характера, они конкретны и касаются взаимных обязанностей сторон (система и размеры оплаты, пособия, компенсации, условия высвобождения работников, условия труда и его охраны и т.д.)

информационные положения -- они отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня.

Срок действия коллективного договора -- от 1 до 3 лет. Эффективность его действия зависит от контроля за его соблюдением сторонами и органами Министерства труда РФ и субъектов. Юридическая ответственность в случае нарушения коллективного договора выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер.

Коллективное соглашение -- правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Как и коллективный договор, он является правовой формой социального партнерства. В зависимости от сферы регулирования различают соглашения: генеральные, отраслевые, специальные. Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения социально-экономической политике. Отраслевые -- устанавливают направление социально-экономического развития отрасли, условия труда и социальные гарантии в отрасли. Специальные соглашения преследуют цель решения социально-экономические проблем конкретной территории.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.