скачать рефераты

МЕНЮ


Право в истории Рима

53. Необходимое наследование.

В древнем римском праве завещания были редкими, потому что наследодатель не имел права полностью и свободно распоряжаться своим имуществом, особенно когда имел наследников, которые и при жизни «патерфамилиас» признавались как бы общими с ним собственниками его имущества. Позднее, когда наследодатели составили завещания, в которых не назначали наследниками своих ближайших родственников, пострадавшие требовали уничтожения такого завещания. Тогда возникло необходимое наследственное право как право определенного круга законных наследников требовать уничтожения завещания, в котором не соблюдались их права по наследованию.

Формально необходимое наследственное право явилось правом ближайших родственников быть по отдельности и поименно упомянутых в завещании - для сыновей, или, по общей формуле, для дочерей и др. домочадцев, хотя бы и исключенных из наследования. Причиной для упоминания ближайших родственников в завещании являлось то, что они еще при жизни наследодателя считались хозяевами семейного имущества, и в согласии с принцепсом семейной солидарности, если они не становились наследниками, то должны были быть упомянутыми в завещании и лишены наследства. Если это совершалось правильно, то она оставались без доли в наследстве.

Когда наследодатель не лишал наследства поименно сыновей, дочерей и др. близких родственников, завещание было абсолютно или относительно ничтожным.

Материальным необходимым наследственным правом являлось право ближайших наследников получить определенную долю в наследстве, если не существовало причин лишать их наследства. В появлении и развитии материально необходимого наследственного права участвовали преторы, юридическая наука и императорские решения.

Завещания, в которых не были поименованы наследники, центуриатный суд, отвечающий за тяжбы по завещанию, расценивал как акты, наносящие вред устоям римской семьи и как акты, выражающие волю умственно неполноценных лиц, не принимающих во внимание своих близких. Поэтому правомочными считались только те завещания, по которым ближайшие наследники получали хотя бы четверть того, что они наследовали бы по закону, если бы не было завещания. Иском, предъявляемым для осуществления права на необходимую долю, являлась фикция том, что наследодатель - сумасшедший. Иск предъявляли дети наследодателя, др. его потомки и, порядке исключения, братья и сестры.

Новеллой 115 Юстиниан завершил оформление института материально необхдимого наследственного права. В ней были точно установлены причины, по которым завещатель мог исключить из наследования необходимых наследников (например, посягательство с их стороны на жизнь наследодателя). Если не существовало ни одной из причин для исключения из наследования, право необходимой доли имели все десценденты и асценденты, и вероятно, братья и сестры.

Юстиниан увеличил необходимую долю законных наследников до одной трети всего наследства и до половины того, что им полагалось по закону.

51. Наследование по завещанию. Понятие завещания. Условия его действительности. Субституция и ее виды.

Завещание у римлян - одностороннее формально-правовое распоряжение лица на случай его смерти, в котором назначен наследник. Завещания нет, если наследник в нем не обозначен. Это - волевой акт собственника, устанавливающий, к кому и в каком объеме после смерти должны перейти принадлежавшие ему имущественные права и обязанности.

Завещанию сообщала юр. силу его форма, которая была выражением воли наследодателя. Цивильное право знало 3 формы завещания: провозглашение завещателем своей воли в народном собрании; завещание воина объявлявшееся в строю перед сражением; завещание по средствам манципации, из которой в последствии выработалась односторонняя завещательная сделка.

В поздний классич. период различались частные и публичные завещания, зафиксированные в Кодификации Юстиниана. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей. Публичные завещания имели несколько форм: перед судом, магистратом или императором. В 1-вых 2-х случаях завещание заносилось в протокол, а императору вручалось письменное оформленное завещание. Тенденция к преобладанию письменного завещания по сравнению с устной наметилась во второй половине республиканского периода, и в праве Поздней империи нормальным становится письменное завещание, подписанное завещателем и семью свидетелями. Август в 6г. до н.э. в целях фискального контроля ввел пятипроцентную пошлину с наследства и предписал под угрозой штрафа в течение 5-ти дневного срока после смерти завещателя предъявлять завещание в магистрат, где исходила торжественная процедура вскрытия завещания. Оно осматривалось свидетелями, присутствующими при его составлении, для опознания своих печатей и подписей, при удостоверении подлинности которых, шнур разрезался, завещание раскрывалось и прочитывалось. Наряду с этим сохранялось и устное завещание, совершенное в присутствии семи свидетелей. Кроме того, существовали специальные формы завещания. Так, завещание слепых совершались с участием нотариуса, а для завещаний в пользу нисходящих не требовалось свидетелей.

Для действительности завещания, кроме обозначения в нем наследника, завещателю необходимо было обладать активной, а наследнику - пассивной завещательной способностью. Активной завещательной способностью не обладали психически больные, несовершеннолетние, расточители и находящиеся под властью патерфамилиас. Пассивная завещательная способность отсутствовала у перегринов, объединений, рабов. Тем не менее при освобождении завещанием из рабства вольноотпущенник мог быть здесь же назначен наследником по завещанию. Еще цивильное право допустило назначение наследниками могущих родиться детей завещателя.

Завещанием возможно было подназначение наследника (субституция) на случай, если назначенный наследник вследствие смерти или иных причин не вступит в наследство. Допускалась и такая форма субституции , при которой завещатель назначал наследника своему малолетнему или психически больному нисходящему, если он, хотя бы и став наследником, умрет, не достигнув совершеннолетия или выздоровления.

зависел от усмотрения завещателя.

31. Общее учение об обязательствах: понятие, содержание, предмет, стороны, основания возникновения. Натуральные обязательства.

Вещное и обязательственное право - две составные части имущественного права. Вещное право, как мы знаем, закрепляет господство лица над имуществом (от своего или от чужого имени), а обязательственное является правовой формой перехода имущества от одного лица к другому, т.е. способом приобретения имущества. Кроме того, нормы обязательственного права используются в целях возмещения имущественного вреда и возврата неосновательно полученного имущества.

Обязательственное право состоит в праве требования управомоченного на совершение обязанным лицом определенного действия (либо воздержания от действия) имущественного характера. Соответственно в римских источниках обязательство конструируется как правовая связь между двумя лицами, одно из которых кредитор (от римского глагола - верю, имеющий право требования), а другой, связанный долгом - дебитор (должник, обязанный).

Приоритет в разграничении прав на вещи и прав требования принадлежит римским юристам классического периода. У гая содержится косвенное различие этих категорий посредством обозначения границ между формами исковой защиты - вещными и личными исками. Определеннее и яснее разграничил права на вещи и права требования Павел, сформулировавший понятие обязательства: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-либо предмет нашим или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

В данном определении раскрывается и содержание обязательства. Оно состоит в обязанности должника в совершении определенных действий: дать, сделать, предоставить. Термин «дать» означает передачу, к примеру, проданной вещи, «сделать» имеет в виду как действие, так и бездействие (не мешать нанимателю пользоваться вещью), «предоставить» указывает на обязанность возмещения убытков.

Основания возникновения обязательств таковы. Классификация этих оснований принадлежит Гаю. В своих Институциях он приводит 2 основания возникновения обязательств: «…всякое обязательство возникает либо из контракта, либо из деликта». Сразу отметим, что контракт - это договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой, а деликт - это противоправное действие, причинившее вред. Порождаемые данными основаниями обязательства носят наименование обязательств из договоров и обязательств из деликтов. В другом сочинении Гай говорит об обязательствах, возникающих (наряду с названными) «из разного вида оснований» и конкретизирует эти основания как квази-контракты и кваз-деликты. Порождаемые ими обязательства называются обязательствами как бы из контрактов (как бы из договоров) и обязательствами как бы из деликтов.

В итоге мы имеем следующую классификацию оснований возникновения обязательств: договоры, как бы договоры, деликты, как бы деликты. Созданная Гаем классификация оснований возникновения обязательств нашла свое законодательное воплощение в Кодификации Юстиниана.

Поскольку обязательство нормально прекращается его основанием, оно является временным правовым отношением. В случае неисполнения обязательства должник по иску кредитора может быть принужден к исполнению обязательства. Следовательно, непременный признак обязательства - возможность его принудительного (вопреки воли должника) исполнения. Обязательства, обладающие таким признаком, назывались цивильными.

В отличие от них, в римском праве существовал особый тип обязательств, так называемых натуральных, которые в обычном смысле все же не являются обязательствами. Известно, что подвластные члены семьи и рабы по цивильному праву не могли от своего имени заключать сделки, быть стороною в гражданском процессе, т.е. не могли быть кредиторами, должниками истцами и ответчиками. Правовые последствия их действий, направленных к созданию обязательств, обосновывались с позиций естественного права: «Рабы, хотя по цивильному праву и не становятся обязанными по договорам, но по естественному праву обязательства они и принимают на себя и возлагают на других». «Обязательство имеет силу либо цивильно, либо натурально…». Тем не менее в римской юр. практике натуральные обязательства никогда не имели правовых последствий, присущих обычным, цивильным обязательствам (к которым относились и обязательства, защищаемые преторским правом). Натуральные обязательства - это такие фактические отношения имущественного хар-ра, лишенный исковой защиты, добровольно внесенное должного по которым возврату не подлежало. В частности, в соответствии с постановлением римского сената 70г. займы, совершенные подвластными членами семьи, не имели исковой защиты, но уплаченное господином по таким займам не могло быть истребовано. В дальнейшем натуральные обязательства распространялись не только на отношения с участием рабов и подвластных, но и на отношения с участием иных субъектов. Таким образом, натуральные обязательства не обладали признаком, присущим цивильным обязательствам, - возможностью принудительного исполнения, но они, тем не менее, имели определенное (ограниченное) правовое значение.

23. Правовые отношения между супругами. Брак cum manu и брак sine manu. Заключение и прекращение брака.

Древнейшая форма римского брака cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась подчиненной мужу. Но уже в законах 12 таблиц содержалась норма, позволяющая избежать строгих последствий этого брака. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака. Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась и супружеская власть не наступала, если женщина проводила 3 ночи подряд вне дома мужа. Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на супружескую власть.

При браке без супружеской власти женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатских опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без супружеской власти (манус) не создается агнатическая семья. Тем не менее брак без супружеской власть признавался браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца. Следствием «триноктиум» таким образом, явилась тенденция отрицания супружеской власти как непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значения супружеской власти (манус) отпадает и требование «триноктиум».

Брак sine manu - неформальный свободный союз супругов- заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от предыдущего брака, в котором определяющей была воля мужа, данный брак расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.

В агнатической семье жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов . В то же время его нельзя назвать браком «без мужней власти». В этом браке отцовская власть трансформировалась во власть супруга, выражавшегося в праве определить место жительства, принципы воспитания детей, семейные расходы. С др. стороны, жена - хозяйка дома, мать своих детей. Взаимодействие соответствующих правовых норм с социально психологическими факторами в позднереспубликанском Риме образ римской женщины - матери и хранительницы дома, готовой действовать во имя общественного блага и в первую очередь - мужа. На матерях лежало бремя воспитания подрастающего поколения, что отразилось в историко-культурной традиции и сказалось на роли женщины в трудные периоды римской истории.

Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семейных устоев, чему способствовала и свобода брачных отношений. С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотребления свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности. В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Конкубинат, следовательно, отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствий. Закон установил, для мужчин в возрасте от 25-60 лет и для женщин от 20-50л., не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах. Не состоящие в браке не наследовали по завещаниям, а состоящие в браке но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него 1 ребенок, женщина - 3 детей, 3 у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели рад привилегий, в т.ч. нограничное право наследовать по завещаниям. Закон 18г. до н.э., не затрагивал принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма). Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое оставалось у мужа, если виновен муж, предбрачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин развода судом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства гос-ва в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

Создав свободную форму брака с равенством супругов, с полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический прыжок , надолго опередив др. народы в регулировании брачных отношений.

Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью. Супруги не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, как бы алименты. В последствии претор предоставил право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хоз-ва относились к обязанностям мужа.

Супруги моги вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера: заключать договоры и т.п. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу (когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину), а по конкретному (когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в собственных делах). Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии. При взыскании с имущества супруга в пользу др. супруга придерживались определенного придела, чтобы не доводить должника до бедственного положения.

25. Общее учение о вещах. Виды вещей.

В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать на основе соответствующих положений источников и римской классификации вещей в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами.

С их точки зрения, вещь - это в первую очередь определенная часть живой или неживой природы. Это вещи осязаемые, к ним можно прикоснуться, поэтому они назывались телесными. Но, кроме материальных предметов внешнего мира, были и бестелесные вещи, которые не только не осязаемы, но состоят в определенном праве, на пример, юр. отношения, обязательства, права.

В меньшей степени жизнеспособной оказалась классификация, разделяющая вещи на манципируемые и неманципируемые. К первым относились наиболее ценные для индивидуального хоз-ва вещи - рабы ( в древнейшее время жена и дети), упряжные и вьючные животные, италийская земля, которые отчуждались с соблюдением торжественного акта - манципации в присутствии не менее 5 свидетелей. Все др. не манципируемые вещи отчуждались по традиции - простой передачи. Цель манципации - проследить за оборотом вещей, являвшихся хозяйственной основой римской семьи и в силу этого - особой заинтересованности в них общины и гос-ва. Поэтому устанавливалась публичность сделок с такими вещами.

Изложенная классификация имеет определенную связь с делением вещей на движимые и недвижимые. К первым принадлежат любые пространственно переменные, в том числе самостоятельно передвигающиеся вещи (например, скот).

Вторые - это прежде всего земля, ее недра и все созданное трудом на земле собственника: постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы как составные части земли подлежали правилу - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью». Воздушное пространство над земельным участком также рассматривалось как часть поверхности.

Указанная связь состоит в том, что в римском праве для недвижимости были установлены специальные способы отчуждения, равнозначные способам отчуждения манципируемых вещей. Таким образом, публичность сделок с манципируемыми вещами была перенесена римлянами на правовой режим недвижимых вещей.

Различались также вещи делимые и неделимые. Первые при разделении не меняют ни своей сущности, но своей ценности, (например, вино, руда, камни, песок). Делимы земельные участки; делились построенные на них здания, но только вертикально. Неделимые вещи при разделении утрачивают свои прежние свойства и свое предназначение (например, платье). Не является делением вещей разделение права на идеальные доли, без разделения самой вещи, как, например в случае собственности. При невозможности материального разделения вещи она оставалась у одного из сособственников, остальным полагалась денежная компенсация.

Вещи потребляемые и непотребляемые. Потребляемые вещи материально уничтожаются при их однократном использовании (например, пищевые продукты, деньги). Деньги считались потребляемыми не только по тому, что ими можно было воспользоваться лишь путем их расходования, но и потому, что при расчетах они смешиваются с др. деньгами и утрачиваются для собственника. Непотребляемые вещи не уничтожаются от употребления (например, обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (например, платье, обувь). Классифицируемые вещи в обороте подчиняются различным юр. правилам. Так, предметом договора займа могут быть лишь потребляемые вещи, а предметом договора найма - непотребляемые.

Вещи, определяемые родовыми признаками и индувидуальные. К родовым относятся вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности, или, как говорили римские юристы, - вещи, которые своим родом осуществляю свое назначение, которые определяются мерой, числом, весом (например, вино, яблоки, хлеб).

Индивидуальные вещи в обороте выделяются из числа себе подобных (например, раб Стих, приплод определенного животного, имение Аттика). Правовое значение данного деления состоит в различных последствиях случайной гибели вещи. Если участники договора рассматривали погибшую вещь как родовую, то обязанная сторона не освобождалась от необходимости ее замены: родовые вещи (в отличие от индивидуальных) юридически не подвержены гибели. В последствии возникло понятие заменимых вещей, имевших признаки родовых, но эти признаки определялись не сторонами конкретного правоотношения, а устанавливались оборотом.

Вещи простые и сложные. Простые вещи представляют собой физически однородное единство и вне его не существуют (раб, бревно, камень). Сложные - материально связанные разнородные вещи, обозначаемые одним общим наименованием (здание, корабль, шкаф).

Третий вид - состоящий из раздельных вещей, но не связанных друг с другом, но объединенные одним именем (народ, стадо, легион). Отличительный признак данной группы - отсутствие материальной связи между составляющими вещами. Такая совокупность раздельных предметов относилась к правовому режиму индивидуальных вещей и рассматривалась как целое. Так, в случае спора о стаде можно было истребовать все стадо, хотя не исключались претензии относительно отдельных экземпляров, входивших в стадо. Что касается рода тел, состоявших из искусственных соединений, то они также подчинялись правилам, установленным на целое, но иногда сохранялись права лиц на соответствующие части.

Вещи главные и придаточные. Придаточные вещи физически самостоятельны, но служат предназначению главной вещи, подчиняясь ее юр. положению. Среди придаточных различались части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи могли быть объектом самостоятельного права лишь в случае их отделения от целого. Например, черепица, снятая с крыши дома с соответствующей целью. При невозможности отделения части от главной вещи права собственника на присоединенную вещь прекращались.

Принадлежность связана с главной вещью экономически. Принадлежность и гл. вещь могут существовать отдельно друг от друга и быть объектом самостоятельных прав, но хозяйственно целесообразно совместное их использование (например, замок и ключ). Как правило, на принадлежность распространяется юридический режим гл. вещи (если нет иного соглашения): «принадлежность следует судьбе гл. вещи».

Плоды бывают естественные и цивильные. Естественные плоды - это приносимые самой вещью в силу ее природных свойств (фрукты, молоко, шерсть). Цивильные плоды образуются в результате циркулирования вещей в обороте (например, наемная плата). И те и др. плоды в классический период соответствовали понятию доходы.

Вещи в обороте и вне оборота. К первой категории относились вещи, являвшиеся объектом частной собственности и оборота. Ко 2 - вещи, которые не могли быть таковыми в силу естественных свойств или своего назначения: общие вещи - воздух (но не воздушное пространство), море и его недра, свободно текущая вода; публичные вещи - дороги, площади гавани, судоходные реки, театры, бани (хозяином которых считался римский народ и в пределах их назначения ими пользовался каждый римский гражданин); священное имущество - храмы, богослужебные предметы; места погребения.

24. Правовые отношения родителей и детей.

Самостоятельным лицом в Риме был только отец, сыновья и дочери были лицами чужого права. Отцовская власть возникает с рождения сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения и усыновления.

Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчалась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей.

Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

Отцу давался иск против всякого третьего лица, удерживающего его подвластного.

Подвластный сын может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республикансткий период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как в случае правонарушении раба) особый иск (под которым подразумевалось «выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причиненного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть др. домовладыки, то и ответственность переходила на нового домовладыку.

С развитием торговли такое положение стало невыгодным для самого домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взыскать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к тому, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес домовладыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве различных фактических услуг и работ , но также и юр. действий. На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, признается ответственность домовладыки по сделкам подвластных.

В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну (или рабу) имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок). Такое имущество называлось пекулий. Пекулий - имущество, представляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия оставался домовладыка. Третьи лица, вступившие в сделки с подвластным, имели к домовладыке идополнительные иски.

В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается о отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренный сыну.

В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые др. изменения. Общим принципом древнеримского семейного права была недопустимость каких-либо обязательств внутри семьи ни между домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи с выделением подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязательства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными».

Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало пожизненное пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца и если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие этого института завершилось тем, что все, приобретенное подвластными не на средства отца, было признано принадлежащим подвластным.

Отцовская власть прекращается :

- смертью домовладыки;

- смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

- утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

- лишение домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи);

- приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстиниановского времени эманципация совершалась:

- получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

- заявление домовладыки, также заносившемся в судебный протокол;

- фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.