скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое регулирование гражданства в РФ

. Также в России появились новые условна приема в гражданство -- владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в пол-номочный орган иностранного государства с заявлением об от-казе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным догово-ром Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют мно-го общего с условиями приема в гражданство в Германии Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.

Рассмотрим основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Нужно отметить, что в этот пункт законом от 11 ноября 2003 года внесено важное дополнение, согласно которому на территории России проживали оба родителя или единственный родитель.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Организация государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании приказа Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2003. - №9..

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, в точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке вызвал особы дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Законом от 11 ноября 2003 года было определено, что с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется еще одно очень важное условие, которое во многом сняло остроту вокруг порядка приобретения гражданства:

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Законом от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно важные условия приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили основные споры сторонников и противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Кроме того, согласно этому закону в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Что касается прекращения гражданства, то его условия практически остались неизменными в сравнении с законом 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением следующих случаев:

а) гражданин РФ имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) гражданин РФ привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

2. Гражданство и брак, гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц

2.1. Гражданство и брак

Гражданство - это устойчивая правовая связь, и по нашему законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки. Если россиянки или россияне вступают в брак с иностранцами, это не ведет к изменению их гражданства.

Разумеется, если супруги того пожелают, им будут разрешено соответственно приобретение российского гражданства или выход из него. Международная Конвенция о гражданстве замужней женщины Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Ведомости ВС СССР. - 1958. - №28.

призывает государства давать женщине возможность в облегченном порядке приобрести гражданство государства своего супруга. Закон 1991 года пошел дальше: гражданство РФ любой из супругов мог приобрести в упрощенном порядке, если второй супруг - гражданин РФ. Закон 2002 года несколько усложнил, хотя и оставил несколько облегченный порядок приобретения гражданства. Как уже было отмечено, срок проживания на территории Российской Федерации, как условие приобретения гражданства, сокращается до одного года при наличии при условии состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

Нельзя приобрести на основании брака гражданство другой страны, не выходя из российского гражданства - закон этого не разрешает. Правда, право некоторых стран этому не препятствует, и есть случаи, когда наши соотечественники - чаще женщины - становились гражданами других государств, сохраняя российское гражданство. Наше государство негативно относится к такой практике.

В России в последние годы возросло количество смешанных браков. Причина, видимо, не только в том, что РФ превратилась в открытое государство, повлияло и ухудшение условий жизни - и материальных, и нравственно-психологических. В 1996 г. в Московском дворце бракосочетаний было зарегистрировано 1030 браков с иностранцами. В том числе с американцами - 138, выходцами из стран бывшей Югославии - 93, из Сирии - 87, Германии - 55, Израиля - 51, Афганистана - 44, Великобритании, Иордании и Пакистана - по 36, Турции - 30, Австралии, Алжира, Нидерландов, Японии - по 12, Бенин, Венгрия - по 7. Браки с выходцами из других стран в основном единичны. Но всего «брачные партнеры» россиян представляли 100 стран Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. - 1997. - №6.

.

Чаще всего после заключения брака супруги уезжают в другое государство. В связи с этим возникают проблемы обеспечения прав и интересов российских гражданок и граждан, состоящих в смешанных браках. Особенно часто речь идет о детях и об имущественных правах. Хотя наша Конституция и говорит о защите и покровительстве, обеспечиваемых гражданам РФ за рубежом, никаких специальных механизмов для этого пока не создано.

Бывает так, что прожив много лет в стране своего супруга, россиянки после развода возвращаются домой без средств к существованию, с детьми, не знающими русского языка. Поскольку многие уезжали из одной страны (СССР), а возвращаются в другую - РФ, возникает серьезная проблема адаптации.

Важное новеллой российского закона о гражданстве является то, что в целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской феде-рации три года, составляет один год.

2.2. Гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц

Общий принцип нашего законодательства, изложенный в ст. 24 Закона о гражданстве, состоит в том, что гражданство детей в возрасте соответствует гражданству родителей, мнение детей не учитывается. Этот положение практически полностью повторяет положение законна 1991 года, исключение состоит в том, что по этому закону в возрасте от 14 до 18 лет необходимо было согласие детей. В международном праве и конституционном праве этот принцип «принципом крови» - в отличие от «принципа почвы», по которому ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это правило действует, например, в США).

«Принцип крови» наше законодательство трактует в плане государственной принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует учитывать в связи с тем, что некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. - 1997. - №6..

В случае, если один из родителей, не имеющих гражданства РФ, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатайству данного родителя (ч.1-4 ст. 25 Закона о гражданстве 2002 года). По закону 1991 года необходимо было также письменное согласие другого родителя. Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ (ч.5 ст. 25 Закона 2002 г., ст.28 Закона 1991 г.).

Исторически гражданство ребенка опреде-лялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встре-тить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными но отноше-нию к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1999. - С.119-120.

. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на граж-данство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При от-сутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о граждан-стве).

Хотя Россия чаще всего придерживается «принципа крови», в определенных ситуациях действует «принцип почвы», когда рождение ребенка на территории РФ предопределяет его гражданство (в частности, при отсутствии соглашения родителей - российского гражданина и иностранца). Есть и другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ.

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители или один из них имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

В некоторых странах нелегко усыновить ребенка, поскольку это достаточно дорого стоит. Появились предприимчивые дельцы из республик бывшего СССР, готовые за плату найти таких детей для американских, например, семей. Следует подчеркнуть, что Семейный кодекс РФ внес ряд серьезных новшеств относительно усыновления. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Справочная правовая система «Гарант», СК РФ отдал приоритет при усыновлении российских детей гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ. Усыновление иностранцами допускается только тогда, когда не предоставляется возможности, несмотря на принятые меры, передать детей на воспитание в российские семьи. Если раньше внутри РФ вопрос об усыновлении в российскую семью решался единолично главой местной администрации (муниципального образования), а об усыновлении иностранными гражданами - главой исполнительной власти субъекта РФ, теперь этот вопрос решается исключительно нашими районными, городскими судами по месту жительства (нахождения) ребенка.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. - 2002. - №15. - Ст. 1434 ведется централизованный первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. И полагается представить в суд документ, который подтверждает, что ребенок находится на централизованном учете и что нет возможности передать его в семью российских граждан. Документ представляется органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка одновременно со своим заключением по существу дела. Разрешая усыновление, суд исходит из того, что должны быть учтены требования как иностранного закона относительно усыновления (чтобы потом не было проблем у усыновителя и у ребенка), так и Семейного кодекса РФ. Вишневская Е., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное право. - 2003. - №1. - С.29-33.

Усыновление российского ребенка может быть произведено и за границей. Но для этого требуется, чтобы ребенок постоянно проживал там. Усыновление производит компетентный орган государства, гражданином которого является усыновитель. Предварительное разрешение на такое усыновление дает орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу.

3. Двойное гражданство и многогражданство

Конституция Российской Федерации до-пускает для своих граждан право иметь гражданство иностран-ного государства, но в соответствии с федеральным законов или международным договором РФ (статья 63) Равно как и ино-странный гражданин наделен правом иметь одновременно рос-сийское гражданство на основе международного договора Рос-сии с государством, гражданством которого обладает данный гражданин. Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства} иностранного государства.

Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.

Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, по-лучают возможность безвизового въезда в строну второго граж-данства, а также во все иные страны, с которыми имеются согла-шения о безвизовом въезде с государствами, гражданством ко-торых обладает лицо.

Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более ши-рокие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые трудно доступны иностранцам.

В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторые странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и со-циальным обеспечением.

В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получе-нием гражданство приобретаются и льготы в налогообложении Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2002. - №4. - С.3-4.

.

С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонами двойного гражданства в некоторых странах следует отнести не-обходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда. государ-ственных должностей, возможные проблемы в налоговой облас-ти, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а так-же иные проблемы.

Для России двойное гражданство является чрезвычайно важным институтом. Это связано с проблемой бывших граждан СССР, ставших гражданами России, которые оказались на территории бывших республик СССР, но не могут по разным причинам, в первую очередь по финансовым, выехать в Россию. Для таких граждан двойное гражданство приобретает большую важность Однако, в настоящее время практически все бывшие республики СССР стали отказываться от двойного гражданства с гражданами СССР. Главной проблемой связанной с двойным гражданством, которая существенно влияет на этот процесс, безусловно, является проблема лояльности.

Лояльность бипатридов (лиц, имеющих двойное гражданство), по мнению ряда ученых-международников, является основной неразрешимой на сегодняшний день проблемой, причи-ной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.

Так, по мнению А. И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояль-ностью, впрочем, как и для государства происхождения -- это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства» Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. - М.: Юристх, 1995. - С.119..

А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отноше-ние к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т. д.» Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. - М.: Проспект, 2000. - С.5.

.

Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматри-вающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчиты-вать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предпо-ложить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосудар-ственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства рассматривают государство как всеохваты-вающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в част-ности. воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, -- пишет Ю. Р. Боярс, -- как правило, подкрепляется соответ-ствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления» Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Юридическая литература, 1986. - С.27.

.

Примечательно, что до сих пор большинство многосторонних и дву-сторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, в частности оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Если оба государства, чьими граж-данствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, -- по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, -- проигнорировав мобилизационный акт.

Очевидно, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего граж-данства. Следовательно, в неурегулированных соответствующими между-народными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем -- стать преступником в государ-стве своего второго гражданства.

Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но являться также потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения опасность рыхлости националь-ного сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают.

С другой стороны, как отмечает А.И. Синкевич, за последнее десяти-летие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве» Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. - М.: Проспект, 2000. - С.5.

.

Двойная лояльность, по моему мнению, может быть даже выгодна для государства. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и ослабления напряженности между государствами, гражданство которых они имеют. Двойное гражданство, по мнению А. И. Синкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы передвижения по территориям обоих госу-дарств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке» Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. - М.: Проспект, 2000. - С.6.

.

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями, придерживается и Россия.

Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государ-ствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения.

Работая над вопросами гражданства, нужно отметить проблему употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах большинства европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множе-ственное гражданство. В законодательстве большинства европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство.

Европейская конвенция о граж-данстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразуме-вая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданство в россий-ском законе и определение множественного гражданства, ко-торым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. - 2002. - №12. - С.5-9.. Полагаю, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное граж-данство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин. Если бы в законе использо-вался термин множественное гражданство, то никакого проти-воречия между Конституцией и законом не было бы. Кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного право и международные договоры Российской Федерации не запреща-ют лицу обладать только гражданством двух государств.

Заключение

Действующее законодательство о гражданстве сыграло позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства в период становления России как суверенного, независимого государства после распада СССР. Однако оно не в полной мере соответствует принятой позднее Конституции 1993 г., современному государственному и правовому развитию страны. Присоединение России к Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., необходимость приведения норм о гражданстве к европейским стандартам, опыт, накопленный за почти десятилетний период применения Закона о гражданстве 1991 г., также требуют его обновления, совершенствования с сохранением, естественно, оправдавших себя принципов и норм.

Закон 2002 года изменил довольно существенно условия приобретения гражданства по сравнению с законом 1991 г. (в первую очередь порядок упрощенного приобретения гражданства), что вызвало огромное количество нареканий. В результате изменения, внесенные в него законом от 11 ноября 2003 г., привели к тому, что положения о приобретении гражданства стали во многом практически такими же как и в законе 1991 г.

В то же время, значительные изменения закон 2002 года внес в ус-ловия приобретения гражданства. Срок непрерывною прожи-вания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет. Появились новые условна приема в гражданство -- владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в пол-номочный орган иностранного государства с заявлением об от-казе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным догово-ром Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Не до конца терминологически оправдано использование в Законе 2002 года термина «двойное гражданство», поскольку по своему определению в законе оно соответствует общепринятому понятию «множественное гражданство». Устранение этой неточности поможет в будущем избежать возможных проблем.

Говоря о главной проблеме, связанной с двойным, гражданством, - проблеме лояльности, следует отметить, что государства по-разному подходят к проблеме лояль-ности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

При определении курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства нельзя руководствоваться положительным или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в совокуп-ности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

В заключении следует отметить, что несмотря на указанные в работе недостатки закона о гражданстве 2002 г., нужно отметить что он является значительным шагом на пути к гражданскому обществу. Так хотелось бы отметить высокую законодатель-ную технику авторов и плодотворную работу экспертов закона, а также своевременность его внесения Президентом и приня-тия Федеральным Собранием, особенно внесенных в него изменений.

Список использованных источников

I. Нормативные акты Российской Федерации

1. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.125; №7. - Ст.676; 2003. - №30. - Ст.3051.

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №1. - Ст.16; 1997. - №46. - Ст.5243; 1998. - №26. - Ст.3014; 2000. - №2. - Ст.153.

3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. - 14 ноября 2003 г.

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. - 2002. - №22. - Ст.2031; Российская газета. - 14 ноября 2003 г.

5. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - №6. - Ст.243; 1993. - №29. - Ст.1112; СЗ РФ. - 1995. - №7. - Ст.496; 2002. - №22. - Ст.2031.

6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - №46. - Ст.4571.

7. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» (с изм. и доп. от 25 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. - 2002. - №46. - Ст.4570; Справочная правовая система «Гарант»

8. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. - 2002. - №15. - Ст. 1434

9. Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2003. - №9.

10. Приказ МВД РФ от 6 февраля 2003 г. №82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - №16.

II. Международные акты

11. Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

12. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

13. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Ведомости ВС СССР. - 1958. - №28.

14. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.

III. Специальная литература

15. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. - 1997. - №6.

16. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2002. - №4. - С.3-4.

17. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Юридическая литература, 1986.

18. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. - 2002. - №12. - С.5-9.

19. Вишневская Е., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное право. - 2003. - №1. - С.29-33.

20. Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. - М.: Юристъ, 1995. - С.119.

21. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. - М.: Юридическая литература, 1996.

22. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. - 17 мая 2003 г.

23. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, 2002.

24. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1999.

25. Российской гражданство // Независимая газета. - 26 февраля 1996.

26. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. - М.: Проспект, 2000.

Array

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.