скачать рефераты

МЕНЮ


Правовой статус присяжных заседателей

6) военнослужащие;

7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему или оперативному составу opгaнов внутренних дел и государственной безопасности;

8) священнослужители.

Об окончании работы по составлению общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население через средства массовой информации и в течение двух недель после это допускает всех желающих к ознакомлению с ними, а также рассматривает поступающие в этой связи заявления граждан о внесении исправлений или уточнений в них, включении либо исключении из списков. О результатах рассмотрения поступивших заявлений в течение пяти дней принимается решение, которое может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации и скрепленные печатью представляются главе краевой, областной администрации, которая на основании этих списков составляет общие списки присяжных заседателей края, области.

Одновременно с составлением указанных общих списков присяж-ных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей. Этот список также подписывается главой администрации и скрепляется печатью.

Общие и запасной списки присяжных заседателей не позднее чем за две недели до их направления в суд публикуются в краевой, областной печати для сведения граждан. После этого составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд. При этом все измене-ния, внесенные в списки присяжных заседателей, также должна направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

При необходимости в целях обеспечения нормальной деятельности суда председатель краевого, областного суда вправе обратиться с представлением к краевой, областной администрации о составлении новых либо дополнительных списков присяжных заседателей.

Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в спис-ки присяжных заседателей, в том числе включая в них и тех, кто был отобран дополнительно в связи с представлением председателя краево-го, областного суда.

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

6.Формирование коллегии присяжных заседателей

Формирование коллегии присяжных заседателей для рассмотре-ния конкретного дела осуществляется в процессуальном порядке председательствующим судьей с участием сторон (ст. 435 -- 443 УПК). От народных заседателей присяжные заседатели отличаются также и предоставленными им по закону процессуальными правами. Их основ-ное отличие состоит в том, что присяжные заседатели вправе прини-мать решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и заслуживает или не заслуживает он снис-хождения; в решении всех других юридических вопросов по конкретному уголовному делу они не участвуют.

Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для учас-тия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжением судьи.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных за-седателей один раз в год на десять рабочих дней, а в случае, если разби-рательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, -- то на все время рассмотрения этого дела.

Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность (ст. 1656 КоАП).

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения гражданина из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом в краевую, областную администрацию.

Председательствующий судья вправе освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого отношения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также и по другим причинам.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных засе-дателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением пре-ступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании). Также могут быть освобождены от исполнения обязаннос-тей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заяв-лением: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений счита-ют невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлече-ние которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интере-сам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в су-дебном заседании.

При исполнении своих обязательств в суде присяжные заседатели обладают независимостью, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел принимают необходимые меры по обеспечению безопасности присяжное заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указан-ных лиц или сохранности их имущества. На присяжного заседателя исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 ЗоСС. При-сяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом за счет республиканского бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные рас-ходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Время исполнения им обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускаете увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность (ст. 165 КоАП).

Как на присяжного, так и на народного заседателя распространяются также все меры государственной защиты судей, предусмотренные в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Заключение

Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесе-нии изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный ко-декс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонаруше-ниях" в УПК введен разд. X "Производство в суде присяжных" (ст. 420--466).

В принятой несколько позже, 12 декабря 1993 г., Конституции Российской Федерации, в ее ст. 20, 47, 123 и п. 6 раздела второго речь идет не о суде присяжных, а о "суде с участием присяжных". Дело не столько в терминологической разнице, сколько в различи-ях, имеющих принципиальное значение. Когда говорят о суде при-сяжных, то имеется в виду, что присяжные входят в состав суда, выступают в роли представителей правосудия и судебной власти. В ч. 2 ст. 421 УПК прямо записано, что суд присяжных действует "в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей". Когда же речь идет о "суде с участием присяжных", то подразумевается, что при-сяжные, как и прокурор, защитник, другие участники судебного разбирательства лишь участвуют в работе судов, но в их состав не входят.

Ввиду верховенства Конституции Российской Федерации сле-дует признать, что редакция наименования разд. X и ряда его ста-тей должна быть объявлена негодной и, главное, исправлена в за-конодательном порядке. В том же порядке должен быть разрешен вопрос, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения ст. 86 и 87 Закона РФ "О судоустройстве РСФСР" об оп-лате труда присяжному заседателю судом за счет республиканско-го бюджета в виде вознаграждения в размере половины должност-ного оклада члена соответствующего суда; об оплате командиро-вочных расходов присяжному заседателю в порядке и размере, установленных для судей; о распространении в полном объеме на присяжного заседателя гарантий неприкосновенности судьи, уста-новленных ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федера-ции" и т. д.

Другое важное положение касается выяснения вопроса о соот-ношении между общими правилами судопроизводства и правила-ми УПК. Согласно ст. 420 УПК рассмотрение дел с участи-ем коллегии присяжных заседателей осуществляется "в соответст-вии с правилами, предусмотренными настоящим разделом и общи-ми правилами уголовного судопроизводства Российской Федера-ции, которые не противоречат положениям настоящего раздела". По существу же общим правилам здесь места нет, поскольку в силу своего более высокого уровня общности они всегда будут находиться в состоянии проти-воречия с исключительными, но менее общими нормами. Следова-тельно, налицо вторая, абсолютно самостоятельная форма отправ-ления правосудия? Нет, приведенная формулировка ст. 420 УПК не имеет юридической силы вследствие противоречия ее фун-даментальному общему положению, закрепленному в ст. 1 УПК. Часть 4 этой статьи гласит: "Установленный уголовно-процес-суальными законами порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания".

Исходя из процитированного принципиального положения, сле-дует согласиться с выводом о том, что "производство по делам с участием присяжных заседателей осуществляется в общем поряд-ке, изложенном в уголовно-процессуальном законе с особенностя-ми, предусмотренными разд. V Закона " О судоустройстве в РСФСР" и разд. X УПК...".

Важное положение раздела X УПК, свидетельствующее о вне-дрении в уголовное судопроизводство подлинно состязатель-ных начал, содержится в ст. 430 и 436. Суть его сводится к тому, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвине-ния на предварительном слушании или в ходе судебного разбирательства судья прекращает дело полностью или в соответствую-щей части.

Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбира-тельства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего вле-чет прекращение дела полностью или в соответствующей части за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления либо, если это деяние не содержит состава преступления, за отсут-ствием в деянии состава преступления.

Приведенные нормы -- яркое свидетельство освобождения судей от функции следственного судьи или, иначе говоря, функции обвинения и важный шаг на пути перехода от розыскной формы уголовного процесса к другим, более прогрессивным и демократи-ческим формам.

Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

Уголовный процесс. Уч./Под ред. А.С.Кобликова.

Список используемых источников:

1.СЗ РФ.1997..№ 1 ст.1.

2.СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

3.Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

4.Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

5.ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96//Собр.законодательства РФ, № 1.

6.Уголовный процесс. Уч. /Под ред. А.С.Кобликова.

7.Р.Х.Якупов. Уголовный процесс.М.,1999.

8.Правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2005

9.Божьев В.Правоохранительные органы РФ.М.,2004

10.Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы РФ.М., 2004

11.Давыдов В. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М.,2003

12.Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М., 2005

Приложение 1

Особенности производства с участием присяжных заседателей в стадии подготовки к судебному разбирательству

Глава 36 УПК, посвященная порядку производства в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, озаглавлена "Осо-бенности назначения судебного заседания". В этой главе ст. 431-- 433 содержат отсылки к соответствующим общим правилам уго-ловного судопроизводства.

В числе особенностей стадии по этим делам -- введение и рег-ламентация предварительного слушания -- новой формы стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 431 и 432), осо-бенности содержания решений о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей и других постановлений (ст. 433) и особенности подготовки к рассмотрению дела судьей с участием присяжных заседателей (ст. 434).

Приложение 2

Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей

Глава 37 УПК "Особенности разбирательства дела судом при-сяжных" (ст. 435--462) регулирует довольно широкий круг вопро-сов, обусловленных участием в суде присяжных заседателей. Ме-тод простого перечисления и даже раскрытия их содержания мало что может дать в выяснении особенностей производства в рассмат-риваемой стадии. Предпочтительнее сгруппировать их по опреде-ленным блокам и прежде всего с позиции деления стадии на части (этапы).

Примечательно, что при полном сохранении перечня частей система стадии существенно пополнилась новыми этапами, обуслов-ленными участием в судебном заседании присяжных заседателей.

Ныне система стадии выглядит так:

1) Подготовительная часть судебного заседания.

Наряду с традиционно решаемыми вопросами (ст. 267--277 УПК) обращают на себя внимание такие вопросы, как: формирова-ние коллегии присяжных заседателей; краткое вступительное сло-во председательствующего; отбор присяжных заседателей в суде; освобождение, самоотводы и мотивированные отводы присяжным заседателям, а также их безмотивный отвод; образование коллегии присяжных заседателей, выборы их старшины и присяга присяж-ных заседателей; разъяснение присяжным заседателям их прав, обязанностей и ответственности и др.

2) Судебное следствие (ст. 446 УПК).

Традиционные судебные и следственные действия судьи об-ретают особенности в связи с участием присяжных заседателей. Обращает на себя внимание сокращенное судебное следствие и его место в реализации состязательных начал судебного разбира-тельства.

3) Судебные прения и последнее слово подсудимого (ст. 447 и 448 УПК).

4) Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллеги-ей присяжных заседателей (ст. 450 УПК).

5) Напутственное слово председательствующего (ст. 451 УПК).

Здесь обращает на себя особое внимание законодательное не-традиционное толкование принципа презумпции невиновности как "положения о толковании неустраненных сомнений в пользу подсудимого" (ч. 2 ст. 451 УПК).

6) Вынесение вердикта присяжных заседателей (ст. 452--456 УПК).

Система стадии судебного разбирательства и содержание ее частей отражает положения работы авторов В.В.Золотых, Ю.А.Ляхова и С.С.Цыганенко (Суд присяжных (программа теоретических основ спецкурса по процессуальному производству). Ростов-на-Дону, 1996)

7) Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей (ст. 457--460 УПК).

8) Постановление приговора (ст. 461--462).

Обращает особое внимание, что приговор постановляется про-фессиональным судьей единолично и даже без указания в нем фа-милий присяжных заседателей.

Приложение 3

Особенности производства в суде второй и надзорной инстанций

(ст. 463--466 гл. 38 и 39 УПК)

Обращают на себя внимание здесь несколько моментов. Преж-де всего указание, что порядок кассационного обжалования и опро-тестования судебных решений, постановленных при разбиратель-стве дела с участием присяжных заседателей, определяется общи-ми "правилами, предусмотренными разделом четвертым настоя-щего кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой". Это положение никак не подкрепляет соответствующего, крити-куемого выше, положения ст. 420 УПК, лишний раз показывая не-состоятельность последнего.

Сокращение круга оснований для отмены или изменения су-дебных решений кассационной палатой Верховного Суда РФ (ст. 465 УПК) и в порядке надзора (ст. 466 УПК).

Представляется вполне закономерным решение Конститу-ционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П в отношении редак-ции части 1 ст. 464 УПК, которая "исключает из сферы судебно-го контроля практически все постановления судьи, председатель-ствующего в суде присяжных, в том числе такие, на которые он не управомочен" (п. 6 описательно-мотивировочной части), и по-этому не соответствующей целому ряду положений Конституции РФ в той мере, в какой она исключает "возможность обжалова-ния и пересмотра в кассационном порядке определений (поста-новлений) суда первой инстанции о применении или изменении меры пресечения о помещении лица в медицинское учреждение для проведения судебно-психиатрической экспертизы, а также об отложении разбирательства, приостановлении уголовного дела или о роспуске коллегии присяжных заседателей и связанном с этим возобновлении подготовки к рассмотрению дела" (п. 2 резо-лютивной части).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.