скачать рефераты

МЕНЮ


Правовые отношения с участием иностранных граждан

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей.

В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с российским законодательством.

Право на пользование достижениями культуры иностранные граждане и лица без гражданства имеют наравне с гражданами РФ. Они обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

Наравне с гражданами России им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с российским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.

Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят общих основаниях с гражданами РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же как и к гражданам России.

Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

3.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране.

Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граж-дан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" говорится, что иност-ранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином за-конном основании, считаются временно пребывающими. Они обя-заны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.

Принадлежность к той или иной категории имеет важное прак-тическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иност-ранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, та-ких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование ме-дицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законода-тельство относило иностранцев к той или иной категории в зави-симости от времени пребывания их в стране. Действующее законо-дательство проводит такое разделение, руководствуясь не критери-ем длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством.

Отмечая важную практическую роль деления иностранных граж-дан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.

3.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям.

В работах по конституционному и между-народному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разно-образных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы.

Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конститу-ционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматри-вать в отрыве друг от друга.

В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:

-- иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

-- иностранные граждане, наделенные определенными имму-нитетами и привилегиями;

-- иностранные граждане, получившие убежище Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с..

К первой группе относятся постоянно проживающие и вре-менно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, кото-рые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталки-ваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граж-дане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различ-ных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналис-ты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломати-ческих и консульских представительств В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и бо-лее 200 консульских представительств., члены правительствен-ных и парламентских делегаций, работники межправительствен-ных организаций и некоторые другие лица.

В зависимости от характера и объема предоставляемых приви-легий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане мо-гут быть разделены на следующие подгруппы:

-- пользующиеся полным иммунитетом;

-- пользующиеся частичным иммунитетом.

К иностранным гражданам, пользующимся полным иммуни-тетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, по-веренных в делах), члены дипломатического персонала представи-тельств (советники, торговые представители и их заместители, во-енные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипло-матических представительств и члены семей дипломатического пер-сонала представительств, если они проживают вместе с указанны-ми лицами и не являются российскими гражданами.

Кроме того, к ним относятся еще и представители иностран-ных государств (главы государств, правительств и т.д.), члены пар-ламентских и правительственных делегаций, приезжающие для уча-стия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители ино-странных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопро-вождающие их (если они не являются гражданами Российской Фе-дерации). К этой группе примыкают сотрудники некоторых меж-дународных организаций (ООН, СБСЕ и т.п.).

3.3. Беженцы и вынужденные переселенцы.

Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, по-лучившие в Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или под-данства.

Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права в соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особен-ностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отли-чие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической за-щитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (под-данными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международно-го права беженцы не подлежат выдаче на территории того государ-ства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.

Беженец -- прибывшее или желающее прибыть на терри-торию Российской Федерации лицо, не имеющее граж-данства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жи-тельства на территории другого государства вследствие со-вершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться наси-лию или иному преследованию по признаку расовой или на-циональной принадлежности, вероисповедания, языка, а так-же принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, поки-нувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, про-живавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

4. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РФ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:

1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке;

3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, ус-тановленных в государстве для иностранцев. В этой связи суще-ствует необходимость более подробно разобраться в вопросах, свя-занных с сущностью и содержанием этих режимов.

Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как ус-тановленный и контролируемый государством порядок приобрете-ния и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.

В литературе по международному и государственному (консти-туционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетани-ях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наи-большего благоприятствования Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с..

5.1. Национальный режим.

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль-ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление нацио-нального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогич-ных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

По соглашению между СССР и Францией о торго-вых взаимоотношениях от 3 сентября 1951 г. француз-ские граждане или юридические лица, образованные согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества пользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица на-иболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посред-ников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР (ст. 4).

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности ино-странцев носит безусловный характер, то есть он пре-доставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности Богуславский М.М. Международное частное право. - М.: Междунар.отношения, 1994. - 416 с..

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обыч-но соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязаннос-тях, т.е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.

5.2. Специальный режим.

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые прави-ла обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущ-ность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государ-ством иностранцам.

Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане опре-деленных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской федерации. - М.: Юристъ, 1995. - 480 с.. Сегод-няшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Свя-зано это с тем, что наше государство по вполне понятным причи-нам стремится форсировать поступление в экономику страны ино-странных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного конт-роля.

Помимо этого, с целью максимального использования потен-циала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в кото-рых предоставляются дополнительные льготы.

5.3. Режим наибольшего благоприятствования.

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользу-ются или будут пользоваться граждане любого третьего государ-ства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды пра-вового режима обычно не применяются к иностранцам, пользую-щимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее время национальный режим широко распростра-нен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничи-тельных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российс-ким гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер. Пример из повседневной жизни - ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека. Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?

Границы применения национального режима.

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иност-ранцы пользуются практически всеми правами наравне с российс-кими гражданами. Это -- право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают соб-ственные граждане и иностранцы. Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений Анализ законодательства на эти темы см. в: Вы - наследник. - М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 192 с. .

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностран-цев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и вы-бор места жительства, что в принципе соответствует нормам меж-дународного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого приме-нения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иност-ранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право член-ства в политических партиях. Эти права связаны с участием в по-литической жизни государства, в управлении государственными де-лами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностран-ные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических прав суще-ствуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерчес-кой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются раз-личные объяснения необходимости таких ограничений (соображе-ния государственной безопасности, особые экономические интере-сы государства, обеспечение суверенных прав государства на на-циональные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыб-ных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые другие).

Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических проблем и необходимос-ти привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, тех-нологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продол-жают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, опреде-ляющим в этой области должен стать критерий максимально воз-можного приближения к национальному режиму, но не исключа-ющий установления в ряде случаев разрешительной (лицензиро-ванной) системы допуска.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

6.1. Сокращение срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ, то есть проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в РФ.

Срок пребывания иностранного гражданина в РФ может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами внутренних дел.

6.2. Выдворение.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Решение о выдворении принимается компетентными российскими органами. Иностранный гражданин обязан покинуть РФ в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государ-ством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (под-данстве) иного государства.

Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно разделить на:

-- иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями;

-- иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммуните-том от юрисдикции Российской Федерации);

-- иностранцев, получивших убежище (беженцев).

Сущность административно-правового статуса иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными правовыми компонентами (граж-данство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содер-жание конституционно-правового статуса иностранцев.

Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответство-вать их назначению в обществе.

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, поль-зоваться и распоряжаться принадлежащей им собствен-ностью в пределах, установленных нашим законом.

В отношении права собственности иностранцев действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблю-даться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. - ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая - ст. 2, 7

3. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»

4. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. - 2000. - №2. - С. 2 - 5.

5. Вы - наследник. - М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 192 с.

6. Брак. Развод. - М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 192 с.

7. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. - 1997. - №5. - С. 32 - 43.

8. Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. - М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. - 368 с.

9. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 686 с.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской федерации. - М.: Юристъ, 1995. - 480 с.

11. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый юрист, 1998. - 544 с.

12. Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. - 1999. - №9. - С. 51 - 53.

13. Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 265 с.

14. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. - ст. 2, 7, 15, 17, 62, 63

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая - ст. 2, 7

16. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» - ст. 3, 11, 17

17. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-16

18. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 - ст. 1-17

19. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их кон-ституционно-правового статуса: Лекция. -- Омск: Юридичес-кий институт МВД России. -- 1996. -- 28 с.

Array

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.