скачать рефераты

МЕНЮ


Преступления против собственности

В то же время нормативные предписания ориентируют орга-ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ-ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ-ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про-филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж-на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна-чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино-генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи-лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про-филактики, а активное непосредственное воздействие на ука-занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.

В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым--ущемление прав и законных интересов граждан. При-менительно к индивидуальной профилактической работе орга-нов внутренних дел такие основания--это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов-ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на-пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ-ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче-ской работы органов внутренних дел.

В отношении лиц меры индивидуальной профилактики вы-полняют роль социального инструмента, призванного нейтра-лизовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воз-действии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элемен-тов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.

К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:

-- антиобщественное поведение и образ жизни лица, совер-шение преступлений которым достаточно вероятно;

-- социальные элементы структуры этой личности, отра-жающие и одновременно определяющие искаженное ее содер-жание (антиобщественную направленность);

-- социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)

-- условия неблагоприятного формирования личности и кри-миногенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных груп-пах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;

-- Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют кримино-генный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.

Личность--главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэто-му в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся:

а) выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реаль-ной возможности совершения преступлений;

б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздей-ствия на них;

в) прогнозирование индивидуального поведения;

г) постановка на учет. в органе -внутренних дел;

д) планирование, мер. индивидуальной профилактики;

е) непосредственное профилактическое воздействие;

ж) контроль за поведением и образом жизни этих лиц;

з) систематическая проверка результатов проведенных про-филактических мероприятий.

В целях обеспечения эффективности индивидуальной профи-лактической работы важно соблюдать следующие основные тре-бования.

1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному пове-дению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оста-вались вне поля зрения правоохранительных органов.)

2.Соответствие применяемых мер состоянию объекта профи-лактического воздействия. Чем выше криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность проявляется как в поведении лица, на которое на-правлено индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него криминальной среды.

3. Последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последова-тельно нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе вначале используют-ся такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помо-гает, то используют влияние трудового коллектива, родственни-ков, других лиц, чаще посещают лицо по месту жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних, представляют материалы для огра-ничения дееспособности, направляют на лечение в наркологи-ческие кабинеты. В случае же совершения правонарушений при-меняют в соответствии с законом меры принуждения.

4. Комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры--взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в дея-тельности субъектов профилактики преступлений несовершенно-летних призваны играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести учет несовершеннолетних право-нарушителей им нет необходимости, поскольку этим должны заниматься органы внутренних дел.

5. Реальность: соответствие профилактических мер объектив-ным возможностям их реализации. Так, в настоящее время до-статочно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бы-товое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия необходимых стиму-лов у руководителей предприятий брать на работу ранее суди-мых. В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем экономического стимулирования та-ких предприятий (например, снижают процент отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).

6. Законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении администра-тивного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены.

Задачи индивидуальной профилактики преступлений реша-ются органами внутренних дел различными мерами, содержа-ние которых имеет свои особенности.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует системати-ческого и своевременного поступления информации из всех воз-можных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:

-- оперативно-профилактические учеты;

-- книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;

-- уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;

-- материалы об административных или других правонару-шениях;

-- приговоры суда;

-- сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, дру-гих служб и подразделений органов внутренних дел, суда, про-куратуры;

-- заявления и письма граждан;

-- сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;

-- сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появле-ния и концентрации антиобщественного элемента, при проведе-нии профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.

Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, ко-торые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальней-шего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.

При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:

1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответ-ственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).

2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противо-правное поведение (что было причиной каждого правонаруше-ния, в отношении кого они были совершены и по каким моти-вам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфе-ре, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).

3. Социально-демографические свойства: сведения об обра-зовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уро-вень, социальное положение, специальность, должностное поло-жение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.

4. Индивидуально-психологические особенности: развитие ин-теллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизнен-ный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, не-организованность, способность подчинять себе других или под-даваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спор-тивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).

5. Особые склонности антиобщественного характера (к упо-треблению спиртных напитков или наркотиков, азартным иг-рам, развратному паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).

6. Признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о мето-дах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).

7. Физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).

8. Условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность, круг общения,

кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).

В целях всестороннего изучения личности могут применять-ся следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характе-ристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с граж-данами, хорошо знающими его, изучение окружающей его сре-ды и т. д.

В процессе изучения личности осуществляется индивидуаль-ное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование -- задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики пре-ступления. Возможность предсказать поведение человека зави-сит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факто-ров, влияющих на преступное поведение.

Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, раз-работать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учиты-вать динамику этих характеристик. Факторы, могущие поло-жительно повлиять на человека в будущем, должны быть под-держаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профи-лактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, ука-зывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика -- во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведе-ния, связей и намерений. Полученные в результате этого све-дения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.

Следующая задача -- постановка лица на профилактический учет--должна решаться в строгом соответствии с нормативны-ми предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности факти-ческих оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.

Планирование призвано упорядочить сложный и многогран-ный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рацио-нальные пути индивидуально-профилактической работы с дан-ными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей инди-видуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации. Конкретность планирования индивидуально-профилактиче-ской работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по не-которым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разра-ботки типового плана индивидуальной профилактики, пригод-ного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного прак-тического значения примерных планов индивидуальной профи-лактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуа-ций, складывающихся в этой сложной деятельности. Применение методов индивидуальной профилактики пред-полагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал ме-тодов, все силы и средства воздействия на личность, соответ-ствующие демократическим принципам отношения к личности.

При этом можно выделить следующие методы индивидуаль-но-профилактического воздействия: убеждение, помощь, при-нуждение. Убеждение как метод профилактики--это комплекс вос-питательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики применяется в пе-риод нахождения лиц на профилактическом учете для преодо-ления или нейтрализации основных антиобщественных ориен-тации, могущих привести к совершению преступлений.

Перевоспитание же субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в распоряжении общества.

Основными формами реализации метода убеждения явля-ются индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение по-ведения лица, установление над ним индивидуального и кол-лективного шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной деятельности и т. д.

В процессе применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на профилактируемых лиц, необ-ходимо применять разнообразные психологические и педагоги-ческие приемы воздействия на его разум, чувства и волю.

Основной организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного воздействия на профилактируемых лиц является беседа.

В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупреди-тельная и воспитательная. Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содер-жания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспи-тательной работы с профилактируемым. Психологическая атмо-сфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы -- сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Предвари-тельная беседа проводится при постановке лица на учет. По-этому, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, не-обходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. д.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профи-лактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа на-ряду с главной ее задачей--оказанием непосредственного вос-питательного воздействия на профилактируемого -- преследует цель контроля за его поведением, а также используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных мер борьбы с преступностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.