скачать рефераты

МЕНЮ


Преступления, связанные с наркотиками

Посев, выращивание и культивирование наркотикосодержащих растений могут осуществляться разными лицами с разделением ролей (одни сеют, другие выращивают и т.д.). Все они несут ответственность как соисполнители данного преступления. Лица, оказывающие иное содействие владельцу участка, на котором выращиваются наркотикосодержащие культуры (например, осуществляющие его охрану), подлежат ответственности за соучастие в виде пособничества Международное уголовное право. И.М. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. М. Наука 1995 г. С. 370..

Не может рассматриваться как хищение сбор наркотикосодержащих растений на земельных участках граждан, которые их не сеяли и не выращивали. Такие действия квалифицируются как незаконное приобретение наркотических средств.

3. Другие преступления, связанные с наркотическими средствами

3.1 Склонение к потреблению наркотических средств

или психотропных веществ. Понятие, виды, состав.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под склонением к потреблению наркотических средств (психотропных веществ) следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у других лиц желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета и т. п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и т. п. с целью приема наркотического средства (психотропного вещества) лицом, на которое оказывается воздействие Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 2.

В последнем случае склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ надлежит квалифицировать по ч. 2 статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, причем насилие может быть как не опасным для жизни или здоровья потерпевшего (побои, связывание и т. п.), так и опасным. Угроза применения насилия должна быть таковой, чтобы у потерпевшего были реальные основания опасаться ее осуществления.

Действия виновного, направленные на возбуждение желания потреблять наркотические средства или психотропные вещества у двух и более лиц, также надлежит квалифицировать по ч. 2 статьи 230 УК РФ, независимо от того, совершены ли эти действия в отношении нескольких лиц одновременно или в разное время в отношении каждого из них. Для отграничения последнего случая от склонения к потреблению соответствующих средств или веществ, совершенного неоднократно, имеет значение умысел виновного: если умысел был направлен на склонение к потреблению наркотиков или психотропных веществ двух или более лиц, то признака неоднократности в таком случае не будет.

Для привлечения к ответственности за неоднократное склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ необходимо, чтобы это деяние было совершено два или более раза, а лицо не осуждалось ни за одно из них и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Для привлечения виновного к ответственности за склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств ли психотропных веществ необходимо, чтобы виновный достоверно знал, что потерпевший является несовершеннолетним, т. е. не достиг 18-летнего возраста Дмитриева Т., Паначин Е., "О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков". - Закон,1999 г. № 4. С. 20..

Данное преступление считается оконченным независимо от того, потребил ли потерпевший соответствующие средства или вещества, отказался от этого или потребление стало невозможным из-за вмешательства других лиц.

С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом; виновный осознает, что склоняет другое лицо (других лиц) к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, и желает этого. Если в результате деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 данной статьи, наступает смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (покушение на самоубийство, смерть двух или более лиц и т. п.), то отношение к таким последствиям возможно только в виде неосторожности. При наличии умысла ответственность должна наступать за соответствующие преступления против жизни и здоровья. В целом же преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 230 УК РФ, будет считаться совершенным умышленно. Субъектом данного преступления является любое лицо, достигшее 16 лет.

3.2 Организация либо содержание притонов для потребления наркотических

средств или психотропных веществ. Понятие, виды, состав.

Отмечается различное понимание судами понятия «предоставление помещения» для организации или содержания притонов для потребления наркотических и других одурманивающих средств, содержащегося в диспозиции ч. 3 ст. 226 и ст. 226(1) УК РФ.

Одни суды считают, что для наступления предусмотренной законом ответственности достаточно и единичного факта предоставления помещения для принятия этих средств (такое толкование содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г.), другие полагают, что признаком состава указанных преступлений должно быть неоднократное предоставление помещения для этих целей.

Органы следствия вменили в вину Самойлову, наряду с другими составами преступлений, содержание им притона для потребления наркотиков и квалифицировали эти действия по ст. 226(1) УК РФ. Ревдинский городской народный суд Екатеринбургской области оправдал Самойлова в этой части обвинения за отсутствием в его действиях состава преступления.

Принимая такое решение, суд в приговоре указал на то, что для употребления наркотиков в квартире, где проживал Самойлов, подростки собрались впервые, воспользовавшись отсутствием родителей. Кроме того, в употреблении наркотиков предполагал участвовать и сам Самойлов.

В то же время Чкаловский районный народный суд г. Екатеринбурга принял противоположное решение по делу Лавелина.

Как установил суд, Лавелин, страдавший наркоманией, обратился к Метелеву за наркотиками. Метелев по просьбе Лавелина и договоренности с ним вместе со Степановым принесли к Лавелину на квартиру маковую соломку, из которой изготовили наркотический экстракт, после чего каждый ввел себе препарат путем инъекций.

Чкаловский районный народный суд усмотрел в действиях Лавелина состав преступления, предусмотренный ст. 226(1) УК РФ, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет.

Из приведенных примеров правильным следует признать решение Ревдинского городского народного суда.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 1993 г. указал, что ответственность по ч. 3 ст. 226 и ст. 226(1) УК РФ наступает лишь при неоднократном (два или более раз) предоставлении помещений для потребления наркотических средств, а также лекарственных и других средств, не относящихся к наркотическим, влекущим одурманивание. При этом не имеет значения, преследовало или нет виновное лицо корыстную цель (п. 15 постановления).

В 1992 году структура мер наказания по делам, связанным с наркотиками, выглядит следующим образом: к лишению свободы было осуждено 37,6%, исправительным работам - 25,9%, условно осуждено - 11,7%, условно с обязательным привлечением к труду - 5,7%, отсрочка исполнения приговора применена к 12,3% осужденных, амнистия - к 6,1% осужденных Иванов В.И., "Анализ проблем наркотизма и структуры рынка антинаркотических услуг". - М.: Юрид.лит., 1999. С. 37..

В основном суды дифференцированно подходили к назначению наказания за эти преступления, учитывая как тяжесть совершенного преступления, так и данные о личности виновного, а также все иные обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.

Основной объект рассматриваемого преступления - безопасность здоровья населения.

Дополнительными объектами в некоторых случаях могут выступать общественная безопасность, общественный порядок, общественная нравственность. Предмет преступления - наркотические средства и психотропные вещества, которые употребляются посетителями притона.

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях: организации или содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Притон - это жилое (квартира, комната, дача, дом) или нежилое помещение (подвал, чердак, сарай, гараж, склад и т.п.), систематически предоставляемое виновным для потребления наркотических средств или психотропных веществ Гасанов З. «Схватка с наркомафией». - Независимая газета 13.11.97 г..

Под организацией притона следует понимать действия, направленные на его создание, например: подыскание, наем, приспособление помещения, его оборудование, а при наличии такового - привлечение лиц, желающих им воспользоваться для потребления наркотиков или психотропных веществ, сбор средств для этого, добывание наркотиков и т.п. Деяние считается оконченным уже в момент организации притона.

Содержание притона означает систему действий, направленных на обеспечение функционирования притона (его материальное обеспечение, охрана, производство ремонта, организация уборки помещения, обслуживание клиентуры и т.п.). Это фактическое владение помещением, используемым для систематического потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Лицо, содержащее притон, может как быть владельцем помещения, так и распоряжаться им по иным основаниям.

Рассматриваемое деяние является преступлением с так называемым формальным составом. Оконченным оно признается с момента совершения действий, означающих организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что организует или содержит притон для потребления наркотических средств или психотропных веществ, и желает действовать таким образом. Обязательным признаком субъективной стороны деяния является специальная цель - обеспечение потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Ответственность по ст. 232 УК наступает независимо от того, преследовал ли виновный при этом корыстную цель (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.).

Субъект преступления - лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, являющееся организатором или содержателем притона. Другие лица, способствовавшие организации или функционированию притона для наркоманов (охранники, обслуживающий клиентов персонал и проч.), несут ответственность как пособники по п. 5 ст. 33 и ст. 232 УК РФ.

Квалифицированный вид рассматриваемого преступления имеет место в случаях совершения деяния организованной группой.

Рассматриваемое преступление может сочетаться со склонением к потреблению наркотических средств, их сбытом посетителям притона и т.п. В этом случае действия виновного необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 232 и 230 либо ст. 232 и ч. 2 - 4 ст. 228 УК РФ.

3.3 Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов,

дающих право на получение наркотических средств или психотропных

веществ. Понятие, виды, состав.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 233 УК РФ, является новым. Ранее уголовная ответственность за подделку рецептов, дающих право на получение наркотических средств, наступала по ст. 196 УК РСФСР, а незаконная выдача таких рецептов либо иных документов, дающих право на получение указанных средств, могла наступить за соответствующее должностное преступление при условии совершения этих деяний должностным лицом Ткачевский Ю.М. Уголовно-правовые меры борьбы с пьянством и наркоманией. М., 2002. С. 62..

Данное преступление посягает на законный порядок оборота, в частности использования, наркотических средств и психотропных веществ и на здоровье населения.

Предметом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются рецепты, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ, которые являются единственным документом такого содержания для граждан. Под иными документами следует понимать любые другие документы, которые в соответствии с установленным порядком дают право на получение наркотических средств или психотропных веществ в процессе осуществления деятельности в сфере их законного оборота. Это может быть заявка медицинского учреждения на получение указанных средств или веществ, сертификат (свидетельство) постоянного комитета по контролю наркотиков, необходимый для получения лицензии на деятельность по обороту наркотиков, документ, выдаваемый органом внутренних дел и подтверждающий наличие условий для сохранности наркотических средств или психотропных веществ, например, для аптечных учреждений лицензия, дающая право на соответствующую деятельность, и др.

При этом надо иметь в виду, что для лечебно-профилактических учреждений получение наркотических средств ограничивается специальными расчетными нормативами, издаваемыми Постоянным комитетом по контролю наркотиков, в которых учитывается число коек и профиль учреждения (терапевтическое, хирургическое, реанимационное и др.).

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривается ответственность за четыре самостоятельных преступления:

1) незаконная выдача рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;

2) подделка таких рецептов;

3) незаконная выдача иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;

4) подделка таких документов.

Незаконность в данном случае означает, что выдача рецепта или иного документа произошли с нарушением установленного порядка их выдачи. Так, рецепт может быть выдан без медицинских показаний, лицензия на право деятельности с наркотическими средствами дана аптеке без соответствующего документа из органа внутренних дел, подтверждающего наличие в аптеке условий сохранности таких средств, и т. п. Для установления незаконности выдачи рецептов или иных документов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам, устанавливающим законный порядок получения права на деятельность по обороту наркотиков либо на выдачу рецептов.

Порядок выдачи рецептов устанавливается нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Все наркотические средства должны выписываться на специальных рецептурных бланках, имеющих защиту и серийные номера. Эти бланки подлежат специальному учету и регистрации. Лечебно-профилактические учреждения получают бланки рецептов через местные органы здравоохранения. Врач получает бланки под отчет и обязан вести их специальную регистрацию и учитывать корешки выписанных рецептов. Выданные рецептурные бланки числятся как за лечебным учреждением, так и за конкретным врачом.

Рецепты имеют право выписывать только врачи (средний медицинский персонал, например фельдшер, имеет право выписывать такие рецепты только в особых условиях, скажем, на Крайнем Севере, где он зачастую является единственным медицинским работником на большой территории) и только при наличии соответствующих медицинских показаний. Рецепт должен быть написан рукой врача, подписавшего его, и снабжен его личной печатью, а также иметь штамп и круглую печать лечебного учреждения. Кроме того, для наркотических средств ограничено их количество, которое может быть выписано в одном рецепте.

Рецепт, выписанный гражданину в установленном порядке, является единственным законным документом, дающим ему право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Выдача рецепта или другого документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, означает предоставление рецепта или документа в распоряжение лица для последующего использования. Подделка рецепта либо документа состоит во внесении изменений, искажающих содержание, в подлинный рецепт либо документ (изменение количества выписанного наркотического средства, даты выдачи и т. п.), а равно в изготовлении подложного рецепта или документа.

Преступления, предусмотренные статьей 233 УК РФ, окончены с момента совершения незаконных действий, независимо от того, был ли рецепт или иной документ использованы для получения наркотических средств или психотропных веществ либо разрешения на деятельность, связанную с получением указанных средств или веществ.

С субъективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются прямым умыслом: виновный осознает, что незаконно выдает рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, либо подделывает их, и желает этого.

Субъектами этих преступлений могут быть частные лица, достигшие 16-летнего возраста (если предметом является рецепт), медицинские работники, как имеющие право выдачи рецептов на получение наркотических средств или психотропных веществ, так и не имеющие такового, а также должностные лица, в обязанность которых входят: выдача документов, дающих право на деятельность в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, связанную с их получением; предоставление заявок предприятий, организаций, учреждений на получение указанных средств или веществ; предоставление документов, необходимых на получение лицензий на деятельность по обороту наркотиков.

Заключение

Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая представляет угрозу безопасности государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать - Россия сегодня находится в уникальном положении - она является государством, которое является одновременно и потребителям, и производителям, и зоной транзита наркотических средств.

Подводя итоги проделанному анализу норм права и научной литературы можно сделать следующие выводы.

1. Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании. При этом особое внимание следует обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи.

2. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

3. С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу, в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США. Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.

4. Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.

5. Федеральное законодательство недостаточно препятствует вторжению наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 под названием "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", в целях совершенствования государственного управления в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с возложением на него специальных полномочий в данной сфере.

С 1 июля 2003 года функции МВД РФ по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, передаются вновь созданному комитету.

Библиография

Нормативные акты

1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2003.

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2003.

3. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. - Борьба с наркотиками. Сб. нормативно-правовых актов. М., 2003.

4. Конституция Р Ф 1993 г. - М., Юристъ, 1995.

5. Уголовный Кодекс РФ. - М., Юристъ, 2000.

6. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. - М., Юристъ, 2003.

7. Гражданско-Процессуальный Кодекс РФ. - М., Юристъ, 2003.

8. Федеральный Закон от 08.01.98 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

9. Федеральный Закон от 23.11.95 № 172-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

10. Указ Президента РФ от 30 июня 1998 г. №681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

11. Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 под названием "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации". // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

Научная литература

12. Буянов Н.И. «Размышления о наркомании». // Государство и право. 1996, № 4.

13. Гасанов З. «Схватка с наркомафией». // Независимая газета 13.11.97 г.

14. Гусев С.И. «Актуальные проблемы борьбы с наркоманией». // «Государство и право» №5 1998 г.

15. Дмитриева Т., Паначин Е., "О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков". // Закон,1999 г. № 4.

16. Елин Л. «Война с наркоманией». - М.: Юрид. лит., 1996.

17. Зыков О. "О негативных последствиях возврата к принудительному лечению больных наркоманиями". // Закон, 1996, № 8.

18. Иванов В.И., "Анализ проблем наркотизма и структуры рынка антинаркотических услуг". - М.: Юрид.лит., 1999.

19. Карпец И.И. Преступления международного характера. - М. Юридическая литература. 1979 г.

20. Международное право. учебник Ю.М. Колосова и В.И. Кузнецова. - М., Юристъ, 1999.

21. Международное уголовное право. И.М. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. - М. Наука 1995 г.

22. Мирошниченко Н. А., Музыка А. А. Уголовно - правовая борьба с наркоманией. Киев - Одесса, 1988.

23. Нагаев Е.А., Степанищев А.В. Незаконный оборот алкогольной продукции: уголовно-процессуальные и уголовно-правовые аспекты. // "Законодательство", N 7, июль 2000 г.

24. Надеждин А.В., "Профилактика наркомании - основной путь решения проблемы молодежного наркотизма". - М., Юристъ, 2002.

25. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации). - М., 1999.

26. Организация борьбы с наркоманией. - Киев, 1988.

27. Состояние преступности в России в 1996 г.- М., ГИЦ МИД РФ, 1997.

28. Ткачевский Ю.М. Уголовно-правовые меры борьбы с пьянством и наркоманией. - М., 2002.

Материалы судебной практики

29. Бюллетень Верховного Суда РФ № 5, 1996 г. // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

30. Бюллетень Верховного Суда РФ № 4, 1995 г. // База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

31. Бюллетень Верховного Суда РФ № 8, 1993 г.

32. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1988, N 1.

33. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1975, N 6.

34. Постановление от 27 мая 1998 г. № 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" - База данных Гарант - Аналитик от 18.03.2003.

35. Практика Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам за 1992 - 1994 гг. - М., 1995. С. 45

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.