скачать рефераты

МЕНЮ


Преступления в сфере безопасности производства

Ранее, как уже было сказано выше, данные статьи были разбросаны по различным разделам Уголовного Кодекса. Кроме того, построены были они совершенно по иному структурно-логическому принципу. В новом УК пять статей, касающихся преступлений в сфере безопасности производства, содержат в себе положения примерно десяти статей старого УК. Например: ст. 271 «Нарушение требований законодательства об охране труда» по новому уголовному законодательству содержит в себе требования ст. 133 «Нарушение законодательства о труде», ст. 134 «Отказ в приеме на работу беременной женщины», ст. 135 «Нарушение требований об охране труда» старого Кодекса; ст. 272 «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» включает в себя положения ст. 218 «Нарушение правил безопасности горных работ» и ст. 219 «Нарушение правил при производстве строительных работ»; название ст. 273 УК «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах» полностью повторяет название ст. 220 старого УК, однако, диспозиция данных статей существенно отличается одна от другой. В старом кодексе не содержится статьи, которая бы в полной мере передавала смысл ст. 274 «Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности», там есть лишь отдельные статьи, в которых ведется речь о таких же источниках ионизирующего излучения, либо о ядерных материалах, это ст. 228.2 «Незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов» и ст. 228.5 «Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки радиоактивных материалов». Наконец, пятая статья раздела о преступлениях против безопасности производства ст. 275 «Нарушение правил, касающихся безопасности использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений» дает определение понятий, которые затронуты в ст. 147 «Выпуск недоброкачественной промышленной продукции» старого Кодекса.

Анализируя положения составов преступлений перечисленных в данных статьях, нельзя не обратиться к различным нормативным актам, благодаря которым происходит конкретизация объекта и объективной стороны преступлений против безопасности производства. Сюда можно отнести и положения Кодекса Законов о Труде, и положения законов, регулирующих порядок проведения работ на предприятиях с повышенной опасностью, и, разумеется, положения Конституции Украины.

3.1. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности и требований охраны труда.

Перечень деяний, которые входят в понятие «преступления против безопасности производства» определены в ст. 271 нового Уголовного Кодекса. Дословное определение понятий, указанных в данной статье выглядит следующим образом: «1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, иди ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия,--

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового»[3].

Данная статья построена по принципу соответствия конституции Украины. Согласно п.4 ст. 43 Конституции Украины «…кожен має право на належні, безпечні і здорові умови праці…»[1]. Согласно ст.7 Закона Украины от 14 октября 1992 года «Об охране труда» условия труда на рабочем месте, безопасности технологических процессов, работа машин, механизмов, оборудования и иных способов производства, состояние коллективных и индивидуальных средств защиты, которые используются работником, а также санитарно-технические условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда. Однако, говоря о нарушении требований законодательства об охране труда, необходимо уяснить, что входит в это понятие. Согласно ст.1 Закона Украины «Об охране труда»: «охорона праці - це система правових, соціально-економічних, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних і лікувально-профілактичних заходів та засобів, спрямованих на збереження здоров'я і працездатності людини в процесі праці» [6]. Таким образом, можно выделить непосредственный объект данного преступления, как отношения в сфере обеспечения безопасности условий труда, жизни и здоровья граждан во время работы.

Объективная сторона преступления может быть выражена в форме действия и бездействия. Объективная сторона преступления предусматривает наличие нескольких признаков в совокупности: 1) нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда; 2) причинение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинная связь между нарушением требований законодательства о труде и причинением вреда здоровью потерпевшего, гибелью людей или иными тяжкими последствиями.

Под нарушением требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда следует понимать нарушение требований Закона «Об охране труда», а также общих правил, которые приняты с целью охраны граждан от производственных травм и профессиональных заболеваний в процессе производственной деятельности. Как уже отмечалось ранее, данная статья построена по принципу буквенного соответствия Конституции Украины. Рассматривая ст. 43 Конституции можно определить, что законодатель подразумевает под нарушением требований законодательства о труде: «Використання праці жінок і неповнолітніх на небезпечних для їхнього здоров'я роботах забороняється» [1]. Подтверждение положения Конституции можно найти в ст. 14-16 Закона Украины «Об охране труда», где говорится о том, что запрещено применение работы женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, либо на подземных работах; запрещено применение труда несовершеннолетних, то есть лиц до восемнадцати лет. Также законодательно закреплено, что предприятия, которые используют труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальных программ реабилитации, внедрять дополнительные меры по безопасности работы, которые отвечают специфическим особенностям этой категории работников.

Кроме этого, к нарушениям требований законодательства о труде следует отнести нарушение положений КЗОТа, таких как установление без согласования работ сверх нормы, увеличение рабочего времени, привлечение к тяжелому труду и работам с вредными и опасными условиями труда беременных женщин, незаконное увольнение с работы и другие нарушения.

Под вредом здоровью потерпевшему следует понимать причинение тяжких, средней тяжести или легких телесных повреждений, которые привели к кратковременному расстройству здоровья или к кратковременной утрате трудоспособности.

Под гибелью людей следует понимать смерть одного или большего количества лиц.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжких телесных повреждений одному либо нескольким лицам, средней тяжести телесных повреждений двум или более лицам, значительных материальных убытков государственной, общественной организации или гражданам, а равно и длительный простой предприятий, цехов или производственных участков. Кроме того к иным тяжким последствиям следует отнести нанесение крупного материального ущерба, значительный ущерб окружающей среде и т.д.

Потерпевшим может быть любое лицо -- как работник предприятия, учреждения или организации, так и лицо, деятельность которого связана с данным предприятием, учреждением, организацией (командированное лицо, лицо, проходящее практику или стажировку). Однако не ясно, как быть в том случае, когда вред был причинен здоровью постороннему лицу, которое не имеет постоянных или временных отношений с данным предприятием, учреждение или организацией (например, экскурсия учащихся школы по цеху предприятия). Будут ли происходить квалификация преступления в данном случае по этой статье, либо виновное лицо будет отвечать в зависимости от характера преступных действий по статьям за иные виды преступлений. Пока нет судебной практики по уголовному делу, возбужденному по этой статье, нет разъяснений Пленума Верховного Суда Украины, поэтому невозможно с полной ответственностью говорить о том, как необходимо правильно квалифицировать преступление в данном случае.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 и ч. 2 последствий, происшедших в результате нарушения законодательства об охране труда. То есть, только тогда, когда действие или бездействие виновного лица привели к тому, что нарушением требований законодательства о труде был причинен вред потерпевшему, произошла гибель людей или выявились иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъект данного преступления специальный. Это может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации (то есть лицо, которое постоянно или временно осуществляет функции представителей власти, а также занимает постоянно или временно на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от формы собственности должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности по специальному полномочию) или гражданин -- субъект предпринимательской деятельности. Действия иных лиц, которые совершили нарушения требований законодательства о труде, по данной статье квалифицироваться не будут, так как они не являются субъектом данного преступления.

Однако, следует заметить, что не все ещё ясно по толкованию этой статьи. Непонятно, до какой же степени общественной опасности должно быть такое нарушение требований законодательства о труде, чтобы оно стало именно уголовно, а не административно или дисциплинарно наказуемым, то есть должна произойти конкретизация состава преступления. Думается, что в данном вопросе возможно будет разобраться только после появления уголовной и судебной практики. Так как на данном этапе судебная практика, которая опиралась на старое уголовное законодательство выявила неэффективную работу судов по данному вопросу: «Окремі суди недооцінюють суспільну небезпечність даного виду злочинів. Винним у їх вчиненні вони іноді призначають м'які міри покарання без урахування характеру допущених правопорушень і тяжкості їх наслідків» [11].

3.2. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.

Во время действия старого Уголовного Кодекса Украины суды часто допускали ошибки по поводу квалификации отдельных составов преступлений, при совершении которых виновные лица нарушили специальные правила безопасности горных, строительных работ или работ с повышенной опасностью. Ошибка состояла в том, что суды ранее квалифицировали такие преступления по ст. 135 старого Уголовного Кодекса «Нарушение требований законодательства об охране труда», что было недопустимым, так как по такому основанию виновные лица могли нести ответственность только в том случае, когда ими нарушены общие правила техники безопасности, промышленной санитарии или иные требования законодательства об охране труда, которые не являются специальными для строительного, горного или иного опасного производства. Теперь же новым Кодексом предусмотрен отдельный состав, который регулирует случаи нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью. Статья 272 УК определяет:

«1.Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или каком-либо предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия, --

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [4].

Непосредственным объектом данного преступления являются установленные правила в сфере обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья граждан во время выполнения работ с повышенной опасностью (горные, строительные и др.). Дополнительным объектом выступает здоровье, а в отдельных случаях и жизнь людей. Для обеспечения более полного и точного определения положений данной статьи необходимо отметить, что в соответствии со ст.1 Закона Украины «Об объектах повышенной опасности»: «об'єкт підвищеної небезпеки - об'єкт, на якому використовуються, виготовляються, переробляються, зберігаються або транспортуються одна або кілька небезпечних речовин чи категорій речовин у кількості, що дорівнює або перевищує нормативно встановлені порогові маси, а також інші об'єкти як такі, що відповідно до закону є реальною загрозою виникнення надзвичайної ситуації техногенного та природного характеру» [7], то есть законодательно определен круг признаков объекта повышенной опасности. .

Объективная сторона преступления характеризуется как действием, так и бездействием со стороны виновного лица нарушением правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или каком-либо предприятии, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий или нанесло вред здоровью потерпевшего. Под такими работами следует понимать специфические работы всех видов, урегулированные особыми правилами (горные, строительные и другие виды работ). Горные работы - это технологический процесс по разработке полезных ископаемых (угля, мрамора, бокситов, руд и т.п.). Этот процесс включает в себя не только саму добычу ископаемых, но и все подготовительные действия, необходимые для обеспечения доступа к ним, их изъятия и транспортирования на поверхность. Обязательным признаком состава этого преступления является проведение строительных работ, под которыми понимаются работы, выполняемые в любой отрасли народного хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.), по сооружению, ремонту и реконструкции домов и построек, а также разборке и передвижению ранее построенных объектов, в частности: общестроительные (каменные, отделочные, монтаж строительных конструкций и др.), специальные (монтаж систем водоснабжения, технологического оборудования и т.п.) и вспомогательные (погрузочно-разгрузочные, транспортные, связанные со строительством объекте и

выполняемые в его пределах) [5, с.908]. Ведя разговор об определении диспозиции данной статьи, нельзя упускать из виду, что она является бланкетной, которая отсылает к правилам безопасности, которые должны быть нарушены, чтобы наступило действие положений этой статьи[16, с.28].

Нарушение правил возможно как действием вопреки правилам, так и путем бездействия, когда правила предписывают действовать определенным образом.

Таким образом, объективная сторона предусматривает: 1) признак нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью; 2) создание угрозы гибели людей, либо наступление тяжких последствий, либо причинение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинно-следственная связь между двумя этими признаками.

Для данного преступления угроза наступления иных тяжких последствий заключается в создании реальной опасности возникновении пожаров, взрывов, нанесения значительного ущерба окружающей среде.

При сравнении нового уголовного законодательства с разъяснениями и комментариями статей старого УК, необходимо отметить, что ранее ответственность за нарушение строительных, и санитарных норм, а также правил эксплуатации строительных механизмов наступала в соответствие со ст. 219 УК, причем ответственность по этой статье наступала только в случае, когда нарушения правил эксплуатации строительных механизмов были допущены именно при строительных работах. Статья 272 объединила положения двух статей, однако, пока еще неизвестно, как будет разъяснено определение общего объема тех правил безопасности, нарушение которых приведет в действие положения этой статьи.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Причем при рассмотрении двух частей статьи 272 УК следует определить волевой признак субъективной стороны, так как в ч.1 ст. 272 УК говорится о создании угрозы гибели людей, что может характеризоваться как преступной самонадеянностью, так и косвенным умыслом, а в ч.2 ст.272 УК указывается на то, что действия виновного лица повлекли гибель людей.

Субъект данного преступления - общий. То есть им может быть любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое является вменяемым, способным отвечать за свои действия, полностью дееспособным. В фабуле статьи ничего не говорится о том, кем может являться данный субъект преступления, однако, можно подразумевать, что это лицо является работником предприятия, где происходит выполнение работ с повышенной опасностью. В статье лишь указано, что субъектом является лицо, которое обязано соблюдать правила безопасности.

3.3. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.

Иногда отдельными лицами совершаются деяния, как умышленно, так и по неосторожности, которые образуют состав преступления, предусмотренный ст. 273 УК: «I. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается исправительными работами на срок двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, --

Наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до десяти права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [3].

Ответственность за совершение деяния, которое образует состав преступления, предусмотренный вышеназванной статьей может наступить при взрывах веществ, которые обуславливают признание предприятия в целом или цеха взрывоопасными. Принадлежность предприятия или одного его цеха ко взрывоопасным определяется не характером последствий, которые наступили в результате взрыва, а по определению категории и класса производства по степени взрывоопасности, установленной технологическим регламентом. Взрывоопасные предприятия или взрывоопасные цеха, это те объекты, на которых производственная деятельность связана с использованием или выделением веществ, которые способны под воздействием определенных факторов привести к взрыву. Это могут предприятия или цеха, которые используют в производстве бензин, ацетон, метан, спирты, эфиры, или производят взрывчатые вещество.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.