скачать рефераты

МЕНЮ


Программа СЭПИН - универсальная технология развития муниципального управления

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона (города) снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона(города) и его администрации.

Каждый город и регион ,сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по- своему. Однако ,общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня :как повысит уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем.

Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий ,обеспечивающих достойную жизнь человека, высокий уровень и качество жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности ,степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому, в первую, планируется именно экономическое развитие .Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:

Ш привлечение в регион новых производств;

Ш обновление структуры производства;

Ш развитие имеющихся производств и, прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

Ш создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Планы стратегического развития региона(города) могу принимать форму программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений .

При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:

Ш Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышение уровня и качества жизни, изменение её к лучшему .Выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни ,повышение ее уровня и качества

Ш Постановка целей и задач ,которые необходимо решить ,чтобы обеспечить достижение цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.

Ш Выявление ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели.

Ш Проведение многовариантных расчетов и выборов приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности.

Ш Заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации.

Ш Применение эффективных методов управления(маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация ,мониторинг ,управление по результатам.)

Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов ,но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения. Планирование экономического развития региона- это непрерывный процесс ,задающий рамки для любых ,в том числе тактических ,текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое ,в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий ,предпринятых в рамках стратегического плана.

В качестве примеров планов можно привести планы, разработанные в 1999 году администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Эти планы были разработаны с участием Фонда «Институт экономики города»11 Мельников С.Б. Корпоратизм - российский путь реформ. М.: Издательская

группа "АРиНА", 1996.

.Каждый из этих планов индивидуален .Их объединяет то, что для их реализации практически не потребуется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив- они направлены на создание условий для привлечение дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления, безусловно, стратегическое планирование не может появится как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами ,а также вовлечения в неё различных профессиональных сообществ

1.4 Корпоратизм

Слово "корпорация" латинского происхождения (corporatio - объединение, сообщество). В литературе термин "корпорация" до сих пор употребляется преимущественно в значении "экономическая форма организации производства", то есть такой вид взаимодействия между людьми, который имеет акционерные начала и при котором капитал образуется путем продажи акций. Корпоратизм основан на принципах совладения корпоративной собственностью, подлинного самоуправления, на договорных отношениях между различными уровнями власти, на возрождении духовности и культуры в каждом местном сообществе.

Корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, при котором "пирамида общественной жизни"11 Мельников С.Б. Корпоратизм - российский путь реформ. М.: Издательская
группа "АРиНА", 1996.

принимает наконец устойчивое положение: не только центр
инициирует развитие, но сами местные сообщества, социальные организации, хозяйствующие субъекты, люди, проживающие на территориях, активно включаются в общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры на территориях, финансируют науку, культуру, образование, сами решают местные проблемы, под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Идейные истоки корпоратизма уходят в глубь мировой хозяйственной жизни. Элементы корпоратизма известны с момента появления
человеческого общества, когда в процессе совместной деятельности люди вступали в отношения совладения собственностью, объединяли усилия в решении общих задач, согласовывали интересы и т. д. Неумолимая
логика исторического развития такова: усложнение хозяйственной и социальной жизни объективно требует объединения и координации усилий всех членов общества. В разные исторические периоды формы
объединения люден выглядели по-разному. В современных условиях наиболее эффективной формой взаимодействия, интеграции и координации усилий является корпоратизма. Во многих странах мира
корпоративные формы организации как хозяйственной, так и социальной жизни стали ведущими. Именно на принципах корпоратизма "разрабатывались и реализовывались "прорывные" проекты выведения из
разрухи и кризиса Германии, Японии, Южной Кореи и др.

Интересно, что корпоративный путь развития открыла Россия. Издревле Россия развивалась на корпоративных началах: совладение собственностью, союз местных сообществ, трудовая демократия и
местное самоуправление.

В странах Западной Европы к началу XX века сложилась модель общественного развития, которую условно можно было назвать частной или индивидуалистической. Она была основана в
большей мере на индивидуальном проявлении жизненных сил и интересов (каждый сам за себя), поскольку складывалась в условиях крайнего дефицита экономических ресурсов, значительного перенаселения и
соответствующего типа культуры.
Система хозяйствования, существовавшая в начале XX века в России, резко отличалась от западноевропейской. Огромные территории и природные богатства, многообразие климатических зон, этносов и
народностей, там проживающих, стали важными предпосылками для иного типа организации хозяйственной жизни, экономической самостоятельности территорий, формирования национального характера и развития местного самоуправления. Именно это лежит в основе корпоративного метода хозяйствования. Деятельность артелей в городах и общин на селе, вплоть до революции, является примером применения корпоративного метода хозяйствования. Однако Россия в отличие от других не воспользовалась собственным опытом и продолжает бездумный поиск "заемных" идей и опыта.

Главное преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим состоит в том, что богатства одних не создаются за счет других. Социальная политика в условиях корпоратизма формируется прежде всего за счет того, что каждый гражданин становится совладельцем собственности: банка, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда, то есть материально-финансовых средств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качество жизни. В этих условиях невозможно злоупотребление собственностью, имуществом, деньгами, капиталом, так как собственность становится объектом социального регулирования. Это создает такие стимулы для творческого труда каждого, которые способны обеспечить высокую производительность труда, отличное качество и надежность изготовленной продукции.

Корпоративный метод хозяйствования характеризуется сбалансированным взаимодействием органов центральной власти и органов местного самоуправления, рациональным распределением ресурсов, в том числе финансовых, распоряжением и пользованием собственностью, в том числе муниципальной, на основе согласия и договора. По существу, корпоративный метод хозяйствования создает благоприятные предпосылки для возникновения собственников - совладельцев природных ресурсов и совместного капитала. Только при таком хозяйствовании общество в целом и каждый гражданин в отдельности получат дивиденды от коммерческого использования природных ресурсов. Только при таком хозяйствовании
возможно рациональное, правильное использование материальных средств, в том числе финансовых. Часть из них идет на личное потребление, обеспечивая материальную основу прав человека, его экономическую,
политическую и духовную независимость, остальные средства направляются в фонды развития и социального обеспечения. Как показывает мировой опыт, это магистральный путь выхода их экономического кризиса, он позволяет
сделать большинство граждан хозяевами средств производства, субъектами рынка или создать для этого соответствующие условия.

Сегодня в России население отстранено от реального владения собственностью и результатами своего труда11 Иванов В.Н., Мельников С.Б., Могилевский Л.М., Сильвестров С.Н. Россия:
объединяющая идея, выход из кризиса, повышение качества жизни каждого.
М.,1997.

. Осуществлен быстрый передел собственности в пользу небольшой группы лиц. Это бесперспективный путь экономического развития и важнейшее обстоятельство, определяющее углубление экономического кризиса в России.

Реализация целей(духовных, нравственных, социальных, политических) по корпоративному пути развития российского общества начинается с оздоровления экономики и, главное, с работы механизмов, повышающих качество жизни граждан, их благосостояние. Приоритетной целью является укрепление здоровья людей (физического и нравственного), создание таких условий, когда продолжительность жизни растет и достигает мировых показателей - 80-85 лет, а заболеваемость постоянно снижается. Целями корпоративного пути развития являются: высокие доходы населения (когда семья расходует на питание из своего бюджета менее 10 процентов), постоянное улучшение сервиса и комфорта, саморазвитие и творческое самосовершенствование личности (высшая цель), открытие перспектив для самореализации подрастающего поколения; обеспечение высокого уровня жизни как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам,
а также многодетным семьям.

1.5 Зарубежный опыт

Опыт наиболее развитых стран мира, в которых реализуется идея антикризисного развития общества, показывает, что для экономики наиболее эффективными источниками инвестиций являются денежные средства
населения. Реализация долгосрочных и краткосрочных проектов в этих странах осуществляется не на заемные средства, как зачастую представляется, а за счет использования части реальных доходов населения, так называемого отложенного личного потребления. Именно эти средства являются основным ресурсом развития местного производства.
В США, Германии, Франции, Швейцарии и других странах накоплен такой объем средств, который является достаточным для финансирования региональных проектов и развития местной инфраструктуры. Например,
в негосударственном пенсионном фонде США аккумулировано более 2 трлн. Долларов11 Муниципальный менеджмент" - Учебное пособие для вузов; АНСТиМС - М.:

Глава 2 Характеристика программы Социально -экономической поддержки интересов населения -«СЭПИН»

2.1 Основная идея и участники программы «СЭПИН»

Основная идея программы заключается в том, что программа "СЭПИН" основывается на идее создания по месту жительства граждан Российской Федерации и с их участием (то есть с привлечением средств населения) специальной сети корпоративных финансовых институтов и коммерческих организаций, которые, с одной стороны, являясь собственностью населения, будут пользоваться его высоким доверием, с другой стороны, создадут надежную систему, гарантирующую социальную, правовую и экономическую защиту интересов граждан. Концепция Программы формировалась на основе анализа статистических данных, результатов социологических исследований положения граждан России с учетом приоритетности проблем малоимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения и общества в целом. В соответствии с концепцией разрабатывается территориальная Программа "СЭПИН", целью которой является практическая реализация на местах основных принципов личной безопасности и безопасности развития общества, а также определение способа сохранения хозяйственно-территориальной целостности регионов и изменения качества жизни населения, стабилизации и развития экономики района или города.

В реализации территориальной Программы "СЭПИН" (конкретного города, района) могут участвовать :
- работники предприятий, организаций и учреждений;
- руководители финансовых институтов, предприятий и коммерческих структур
различных форм собственности;
- пенсионеры, домохозяйки, молодежь и другие категории населения;
- органы местного самоуправления;
- Фонд "СЭПИН" и его уполномоченные структуры;
- ученые и специалисты различных отраслей знаний.
Взаимоотношения между участниками территориальной Программы "СЭПИН" строятся на договорных
принципах, учитывающих и балансирующих все многообразие интересов каждого человека и сообщества в
целом. Предпочтительнее договариваться, нежели конфликтовать. В этом случае стороны являются
инициаторами интегрального эффекта, который изначально превышает результативность каждой из сторон, потому что получен на основе достижения нового качества. Акцентом этих взаимоотношений являются
равные права на владение собственностью вновь создаваемых финансовых институтов, так называемое равновладение (равное владение).

Программа СЭПИН позволяет перейти от административных методов управления к социально-экономическим, укрепить влияние и позиции руководства среди широких слоев населения, сделать население своим сторонником за счет улучшения качества жизни каждого человека, что выражается в росте доходов семей и укреплении здоровья граждан, доступности для них многих товаров, социальных услуг. Программа дает возможность реализовать установку населения на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь в данном городе или районе для каждого человека, в зависимости от его творческих возможностей и профессионализма.

2.2 Ресурсное обеспечение программы «СЭПИН»

Ресурсы Программы "СЭПИН": финансовые, материально-технические, природные, правовые, кадровые, организационные, научные, информационные, культурные.
Самыми эффективными по результативности и скорости освоения являются финансовые ресурсы. Поэтому в Программе делается акцент на аккумулировании денежных средств населения и использовании всех имеющихся резервов и возможностей по активизации финансовых ресурсов муниципального образования (подробнее об этом см. ответ на вопрос об источниках финансирования). Кроме финансовых, существует целый ряд ресурсов, без которых немыслимо развитие современного общества. Материально-технические ресурсы в значительной степени определяют развитие муниципального образования. В этом смысле наиболее существенными ресурсами являются объекты собственности муниципального образования. Полномочия, которыми наделены хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления, составляют правовые ресурсы Программы. Например, без права взимания земельного налога такое природное богатство, как земля, в качестве ресурса рассматриваться не может. Кадровый потенциал муниципального образования предполагает наличие у работников определенных знаний, навыков, опыта работы, а также наличие технологий, без которых невозможно реализовать возможности и освоить имеющиеся материально-технические, финансовые, научные, природные и другие ресурсы. Традиции, обычаи, культурные ценности, духовный и образовательный уровень населения являются совокупными культурными ресурсами муниципального образования, они влияют на направление и темпы реформирования социально-экономического уклада жизни населения в целом и отдельных граждан. Определяющими ресурсами, влияющими на результативность реализации Программы "СЭПИН", являются наука и информация. Научное обеспечение, привлечение инновационных технологий, сопровождение деятельности и обучение организаторов, менеджеров, специалистов-исполнителей осуществляются на всех стадиях и этапах реализации Программы. Создание информационных систем, обслуживающих деятельность управленческих структур, повышает надежность, контроль и оперативность обратной связи при решении вопросов об оценке и регулировании процессов социально-экономического развития муниципального образования.

Существенными являются организационные ресурсы, от которых зависит последовательность, эффективность и целенаправленность действий по реализации Программы "СЭПИН". Таким образом, ресурсная база, необходимая для реализации Программы "СЭПИН", несмотря на свое многообразие, является единым комплексом факторов, определяющим успех и достижение социально значимых результатов для каждого человека и каждой семьи конкретного города, района.

2.3 Источники финансирования программы «СЭПИН»

Основным источником финансирования Программы "СЭПИН" являются средства населения.
Другими источниками могут быть: средства участников;
-средства, полученные за счет "перекрытия" оттока денежной массы из региона;
-инвестиции;
-заемные средства;
-средства, полученные путем оптимизации потерь на различных стадиях производственного цикла;
-средства, полученные в виде грандов, целевых программ, спонсорских взносов;
-прибыль от деятельности созданных населением собственных финансовых институтов (страховых компаний, торговых и сервисных домов, банков и т. д.);
-создаваемые новые стоимости (блага);
-средства от продажи облигаций, доходы от лотерей, аукционов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.