скачать рефераты

МЕНЮ


Реализация политических прав и свобод гражданами Российской Федерации

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.

Прежде всего следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является

право участвовать в управлении делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного

самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти" (ст.3 п.2). Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус “политической основы государства”. Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.

В ст.3 п.3 конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.

Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.

Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования (“за” или “против”). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.

Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким - либо признакам. ст. 26 ч.1, ст. 19 ч.2, 28.

Статья 21. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.ст.21 Положение “О федеральной государственной службе” от 22.12.1993 г.

Не следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом

Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса (п.22),

Статья 22. Прием на государственную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не

предусмотрено законом Российской Федерации. 4

а так же регулярные аттестации государственных служащих.

30. Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия формируется руководителем

государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих устанавливаются актами законодательства Российской Федерации. Положение “О федеральной государственной службе” от 22.12.1993 г.

Право граждан на участие в отправлении правосудия

долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный

обвинитель и защитник.

Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право на свободу слова и мысли. Свобода слова прежде всего предполагает выражение своих мнений не в частной беседе, а публично, не по личным вопросам, а по проблемам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде (в печати, по радио и т.д.). Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом. Ограничения касаются государственной тайны. В законах “О государственной тайне” (1993), “О безопасности” (1992), в ряде других законов, указов Президента и постановлений Правительства содержится перечень сведений которые нельзя засекречивать. Последнее касается сведений о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о происшествиях, компенсациях и льготах и др.

Порядок осуществления свободы слова и других форм массовой коммуникации (например, передача изображений) регулируется Законом РФ “О средствах массовой информации” 1991 г., действующим с изменениями и дополнениями. Цензура (предварительное согласование сообщений), а также запрет на распространение сообщений не допускается.

Учредителем средства массовой информации может быть гражданин РФ (с 18 лет, не находящийся в местах лишения свободы по решению суда, не душевнобольной), а также лицо без гражданства, постоянно проживающий в России.

В соответствии с Международными пактами о правах человека свобода слова (поскольку её использование может иметь дестабилизирующее и отрицательное значение для общества) может подвергаться ограничениям. Такие ограничения возможны с целью охраны государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, уважения прав и репутации других лиц. Ограничения могут устанавливаться только законом и в соответствии с Конституцией.

Российский закон устанавливает, что не допускается использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Ограничения могут быть установлены также в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положении.

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст. 31). В данной статье речь идёт о публичных собраниях и иных публичных мероприятиях по общественно значимым вопросам. Поэтому такое право предоставляется только гражданам.

Инициаторами публичных мероприятий могут быть граждане, достигшие 18 лет, уполномоченные общественных объединений, трудовых коллективов, отдельных групп граждан. Уполномоченный подаёт заявление о публичных мероприятиях в местную администрацию (мэрию и др.) не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения мероприятия.

Разрешение на проведение публичной акции даёт местная администрация разного уровня. Не позднее чем за пять дней до намеченной даты местная администрация принимает решение о проведении публичного мероприятия. Местная администрация может запретить публичное мероприятие, если цель его проведения противоречит Конституции РФ, основным законам субъектов Федерации, угрожает общественному порядку и безопасности граждан. Публичное мероприятие должно быть проведено (если решение администрации положительное) в установленные сроки и в обусловленном месте. Участникам собрания запрещено иметь при себе оружие, специально изготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей. Собрание не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющих право на проведение публичных мероприятий, превышающих свои полномочия, применяющих незаконные средства для пресечения публичных мероприятий, могут быть обжалованы в вышестоящие органы и в суд.

Право на объединенье - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23 Закона РФ "О чрезвычайном положении", в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

Статья 23. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:

в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Конституция также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.

В части первой статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Законодательством устанавливается также ограничение права на

объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право учувствовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:

"Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Учредителями по существующему законодательству Российской Федерации являются как физические так и юридические лица. Причем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности гласности.

3. Механизм реализации права на объединение.

Рассмотрим механизм создания, организации и деятельности общественного объединения, но для начала необходимо рассмотреть их виды. Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их функционирования.

Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.

Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности. В частности они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения. Межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, местное Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений, обществ и ассоциаций. С Федеральный Закон “Об общественных объединениях” от 14.04.1995 г.татья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это значит, что каждый человек, законно

находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные организации,

а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и и детских общественных объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет (молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения). В соответствии с политическими целями, общественные объединения оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о порядке организации митингов, шествий и пикетировании", а так же законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах. Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции Российской Федерации).

4. Проблемы реализации политических прав и свобод

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ

2. “Конституционное право в Российской Федерации” В.Е. Чиркин М. 2002

3. Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан” от 27.04.93

4. Закон РФ “О чрезвычайном положении”

5. Закон РФ “Об общественных объединениях” от 14.04.95

Указ Президента РФ “О федеральной государственной службе” от 22.12.93

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.