скачать рефераты

МЕНЮ


Система территориального управления во Франции

Собственную компетенцию. Особенностью выделения компетенции территориальных самоуправляющихся коллективов является отсутствие дифференциации на государственные и местные дела. Налицо совмещение государственных функций и функций местного самоуправления в одном органе.

Передача компетенции от государственных органов местным происходит путем законодательного перечисления, чтобы избежать дублирования и двойного финансирования.

Собственные средства территориальных самоуправляющихся коллективов представляют собой трудовые (территориальные служащие), финансовые (местные налоги и дотации из государственного бюджета), материальные (имущество) ресурсы, закрепленные за территориальными самоуправляющимися коллективами в целях реализации их компетенции и наращивания собственных средств.

За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен «представитель государства». Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности (контролем a posteriori, или отсроченным контролем). Органам власти территориальных самоуправляющихся коллективов запрещено конкурировать с частными торговцами и промышленниками при создании публичных служб торгово-промышленного характера, однако законным является всякое вмешательство, если это вызвано общими интересами (особенно в сфере санитарии: бани, прачечные, бассейны). В то же время, любой территориальный самоуправляющийся коллектив имеет право вмешиваться в экономическую деятельность в двух ситуациях. Если возникает необходимость стимулирования экономического развития предприятия в случаях, предусмотренных законом о национальном плане. В целях экономической поддержки предприятий, переживающих трудности, в рамках заключенного с ними соглашения. Коммуны, департаменты и регионы могут иметь долевое участие в капитале смешанных икомпаний, коммунальных служб, в промышленных интересах, выступать гарантом займов и торговых

предприятиях, представляющих общественный интерес www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

В следующих главах, я охарактеризую два уровня вертикальной власти (уровни территориальных мест): средней и высшей, но более подробно я остановлюсь на базовой административно-территориальной единицы во Франции- Коммуне (уровень населённых мест).

Глава II.

РЕГИОН.

«Регион это территориальная структура, в состав которой в метрополии входит от 2 до 8 департаментов. Что касается заморских департаментов, то каждый из них образует отдельный регион. Несмотря на то, что границы и названия регионов имеют историческое происхождение и восходят к прежним провинциям, впервые регионы были созданы в 1972 году со статусом территориальной государственной организации, в которой исполнительная власть принадлежала префекту региона. С 1982 года региону придан статус “территориального самоуправляющегося коллектива”, а законом от 1985 года определены порядок и правила выборов в Региональный совет. В 1986 году регионы окончательно были преобразованы в децентрализованные территории (т.е. получили права самоуправляющихся территориальных коллективов). Регионы и департаменты похожи по устройству власти, их отличает лишь наличие специализированных консультативных органов, действующих при региональном совете: регионального социально-экономического совета, регионального совета по займам, счетной палаты» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

.

1. Регион как самоуправляющийся коллектив.

Компетенция.

«Компетенция региона еще только формируется (ее основы определены в законах 1972 и 1982 г.г.). Можно выделить следующие блоки:

финансы: получает средства от территориальных коллективов и Правительства; производит займы, вводит обязательные и факультативные налоги;

экономические вопросы: содействие и координация экономического развития департаментов в составе региона, инвестиционных программ; формирование общего индикативного плана развития и меры по его реализации (за счет использования экономических рычагов: налоги, финансы), заключение контрактов с государством в целях реализации плана и увязки его с общенациональным;

благоустройство территории региона, в т.ч. участие в финансировании крупных государственных проектов, представляющих интерес для региона; предоставление за счет государства прямой финансовой помощи инвестиционным программам предприятий, способствующих региональному развитию и увеличению занятости;

социальные вопросы: особые права в области строительства лицеев, созданию программ по профессиональному обучению и региональных фондов профессионального обучения, на которые возложены задачи по его финансированию; может выполнять ряд правительственных полномочий в культурной сфере, в области транспорта и строительства жилищ, охране окружающей среды» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

.

Устройство самоуправления.

«Представительным органом власти в регионе является региональный совет, избираемый на шесть лет. Избирательным округом по выборам в региональный совет является департамент. Член регионального совета называется «советником». Им может быть избран гражданин в возрасте 21 года, связанный с регионом определенными обязательствами (либо проживает здесь, либо на 1 января года проведения выборов уплачивает здесь налоги, либо работает на одной из выборных должностей). Законом определены условия деятельности советников, в т.ч. количество отводимых на заседания часов (поквартально) и размер почасовой оплаты за счет бюджета совета. С 1986г. советы стали формироваться всеобщим и прямым голосованием, в один тур, по пропорциональной системе. Голосование происходит по закрытым спискам, подаваемым по департаментам партиями и их коалициями, причем каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в региональном совете (“закрытый” означает, что избиратель не может изменить состав списка, вычеркнуть или вписать кого-либо, в противном случае список рассматривается как испорченный бюллетень). Подобная система позволяет не проводить дополнительных выборов в случае освобождения депутатского места: его занимает следующий по списку советник, избиравшийся от данной партии в региональный совет. Региональный совет собирается по меньшей мере раз в три месяца. Помимо очередных, совет может созываться на чрезвычайные сессии по определенной повестке дня и на продолжительность, не превышающую два дня. Возглавляет региональный совет председатель, избираемый из состава советников на 6 лет. Французский законодатель предвидел недостатки пропорциональной системы голосования, когда множество партий и группировок могут оказывать давление на кандидата с целью заключить сомнительные сделки, поэтому выборы председателя совета (равно как и мэра коммуны) происходят по особой процедуре. Поэтому для избрания председателя введен кворум в 2/3 от установленного для данного совета числа членов. Если на первом заседании кворума нет, через три дня автоматически созывается следующее заседание, уже без требований кворума. Избирается председатель в три тура простым большинством голосов. Председатель совета сосредотачивает в своих руках исполнительную власть региона (по должности) и выполняет полномочия, полученные от совета» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

.

«Как председатель совета, он:

готовит и выполняет его решения;

готовит, ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя;

передает префекту региона все решения для осуществления юридического контроля;

обеспечивает порядок при проведении заседаний совета.

Как руководитель исполнительной власти, он:

организует и руководит работой всех административных служб департамента;

назначает (увольняет) служащих на должности, созданные советом» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

В отличие от мэра (коммуна) и председателя генерального совета (департамент), председатель регионального совета не имеет полицейских функций.

«Заместители председателя регионального совета могут получить от председателя определенные полномочия. Для координации деятельности органов власти департаментов, входящих в регион, создаются специальные консультативные органы - экономический и социальный совет, совет по займам.

Региональный социально-экономический совет (до 1992г. - комитет): не обладает полномочиями по принятию решений, но дает администрации заключение по планированию, бюджетной деятельности, а также, по собственной инициативе, - по любым вопросам компетенции региона. Состав комитета формируется на 6-летний срок и включает в себя: представителей предприятий и предпринимателей, не являющихся наемными работниками (35% членов комитета), которые назначаются профессиональными организациями (торговыми, ремесленными, сельскохозяйственными палатами и пр.); представителей профсоюзов (35%); представителей общественности (25%), которые назначаются от общественных (но не политических) ассоциаций и движений; наконец, лиц, назначаемых Премьер-министром Франции по мотивам их компетенции (5%)» Там же..

«Региональный совет по займам - консультативный орган. Включает

представителей территориальных самоуправляющихся коллективов (региональных и генеральных советников, мэров, представителей от объединений коммун); членов по праву (префекта региона, старшего казначея, представителя Депозитно-сохранной кассы, представителя сберегательной кассы региона). Комитет собирается трижды в год и его задача - определить общие ориентиры займов, предоставляемых для развития коммун» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

.

2. Регион как административный округ.

«Регион одновременно несет на себе функции государственного уровня управления - административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное Правительству и Президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем Премьер-министра и министров Франции. Его назначение происходит Декретом Совета Министров, по предложению Премьер-министра и Министра внутренних дел. Префекты (супрефекты) не имеют права на забастовку, не имеют профсоюза, но могут объединяться в «Организацию корпуса префектов и высших служащих Министерства внутренних дел»; они обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими, однако обязаны вершить дела беспристрастно и нейтрально. Префект представляет государство и выполняет три функции:

Политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях; информирует руководство о всех местных событиях, а местное сообщество - о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять; в его обязанности входит связь со всеми влиятельными группами и лицами региона и входящих в него департаментов.

Юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые в

регионе от имени государства с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

Полицейские функции:

а) общие (административная полиция), что означает право префекта вмешиваться в четырех случаях - если требуется принять меры по поддержанию общественного порядка и безопасности, выходящие за рамки коммун и департаментов, если применяется право замещения мэра коммуны, если в коммунах необходимо принятие полицейских мер в случаях массовых беспорядков и демонстраций, если вводятся в действие планы чрезвычайного положения;

б) специальные, по определенным вопросам (рыбная ловля, охота, или, например, надзор за умалишенными);

в) функции судебной полиции (принимает акты, касающиеся констатации правонарушений в области внутренней или внешней безопасности государства, и направляет виновников в суды при условии передачи дел Прокурору Республики в течение 48 часов).

Будучи «исполнительным органом государства», префект осуществляет управление, координацию и руководство всеми государственными службами на территории региона, в т.ч. обладает всеми полномочиями по принятию управленческих решений; является единственным распорядителем гражданских государственных служб региона, подписывает все расходы этих служб.

Префект опирается на специальный орган управления. Он имеет трехзвенную структуру.

Кабинет, занимающийся политическими и полицейскими вопросами.

Генерального секретаря (имеющего звание супрефекта), которому подчиняются непосредственно кадровые вопросы, бюро по вопросам переписки и координации и коммунальные службы.

Коммунальные службы, которые разделены на 3 управления: общей администрации, финансовых вопросов и местных коллективов, координации и экономических вопросов» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

ДЕПАРТАМЕНТ.

Конституция, принятая 3 сентября 1791 года (первая французская конституция), провозглашает в своей 1 статье:

«Королевство- единое и неделимое: его территория поделена на 83 департамента, каждый департамент- на округа (дистрикты), каждый округ- на кантоны». Таково официальное «свидетельство о рождении департамента», но тогда он был всего лишь избирательным округом. Департамент, округ и кантоны были тогда лишь одним из условий и средств избрания Национального законодательного собрания.

Последние конституции не отводили департаменту никакой другой роли, и ему ещё долго придётся пребывать в этой роли избирательного округа.

В эпоху Июльской монархии пройдено два важных этапа:

Один из законов 1833 года признаёт выборность Генерального (департаментского) Совета.

Один из законов 1838 года признаёт департамент в качестве юридического лица.

Постепенно департаменту, даже в эпоху Второй империи, передаются важные прерогативы. Но только закон от 10 августа 1871 года даёт департаменту новый статус. Этот закон и сегодня остаётся базовым документом, определяющим устройство департамента, даже с учётом серьёзных изменений, внесённых в него законом о децентрализации от 2 марта 1982 года» Структура и функции местных коллективов во Франции. (II издание). С. 12..

Итак, «департамент- основная административная единица государства, это также- полноправный местный коллектив по закону от 10 августа 1871 года, который ещё до официального появления III Республики в 1875 и закона о коммунах 1884 года наделил департамент этим статусом, подкреплённым век спустя законами о децентрализации» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 50. .

Сейчас во Франции 99 департаментов, каждый со своим центральным городом и своим «Генеральным Советом».

1. Департамент как самоуправляющийся коллектив.

Компетенция департамента

«Передача полномочий в ходе децентрализации (прежде всего, законы от 2 марта 1982 года, 7 января и 22 июля 1983 года, 25 января 1985 года) расширили традиционные функции департамента, определённые в общих положениях о компетенции, направив их в большей степени на солидарность местных коллективов и выравнивание их ресурсов» Там же. С. 58.

.

«Итак, компетенция департамента включает следующие виды дел:

самостоятельное формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджета (особо важные решения по финансам подлежат утверждению в специальном декрете центральной власти);

советом принимается исходный бюджет (первоначальные решения, подлежащие затем корректировке), а потом и дополнительный бюджет;

управление департаментским имуществом;

создание и управление публичными службами, установление их статуса и режима управления ими, который допускает прямое управление из департамента и делегированное управление по контракту с третьими лицами. Запрещено создавать публичные службы, конкурирующие с частными предприятиями, запрещено вмешиваться в административные дела, относящиеся к ведению государства;

заключение торговых сделок по обеспечению публичных служб;

оказание помощи предприятиям, испытывающим финансовые затруднения,

если это необходимо для защиты экономических и социальных интересов департаментов, а также создание и поддержание служб и предприятий, удовлетворяющих потребности населения, если по каким-либо причинам частные предприятия с этим не справляются;

К исключительным полномочиям относятся: строительство колледжей (средние и средние специальные учреждения) и управление ими; организация центральных библиотек и управление ими; организация перевозок школьников и транспортных средств для школьных нужд; организация междугороднего пассажирского транспорта; социальная и медицинская помощь малоимущим» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

.

Избрание органов департамента.

Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета - «исполнительный орган» (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив, департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются Правительством Франции, их число и конфигурация может изменяться в соответствии с количественным колебанием населения. Переделка кантонов происходит достаточно часто: 216 кантонов созданы с 1982 по 1992 годы, что увеличило их общее число до 3840. Цель создания кантонов - обеспечить избрание по одному генеральному советнику в Генеральный совет департамента. Генеральный советник представляет в совете не только население, пославшее его сюда, но и территорию в целом (французские эксперты говорят, что невозделанные земли требуют такой же преданности, как и асфальт перенаселенных городов).Член Генерального совета называется «генеральный советник» и избирается на 6 лет, а состав совета обновляется на половину раз в три года. Закон от 11 декабря 1990 года приостановил действия этой системы, чтобы в будущем, каждые 6 лет, выборы в кантонах и округах совпадали с департаментскими. «В этих целях мандат советников, избранных в 1985 году, был продлён ещё на год, до 1992-Конституционный совет своим решением от 6 декабря 1990 года утвердил это нарушение равенства сроков мандатов. Однако правительство и парламентское большинство в ноябре 1993 года вернулись к традиционной системе. «Новый» избирательный закон вводит противоположный временный режим: мандаты генеральных советников, избранных 20 и 27 марта 1994 года, продлены на один год до 2001 года (год муниципальных выборов). До этого, в 1998 году состоялись частичные кантональные выборы. После 1998 года был возвращён трёхлетний цикл обновления генеральных советов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.