скачать рефераты

МЕНЮ


Систематизация законодательства

Современные авторы См: Мухаев Р.Т., Рассолов М.М., Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. и др. под кодификацией понимают следующее: кодификация - это форма (вид) систематизации, при которой происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала, заключающаяся в создании нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта.

В процессе кодификации составитель стремится не только объединить и систематизировать зарекомендовавшие себя действующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1. кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2. такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);

3. будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний;

4. кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;

5. предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

6. акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения).

Обычно в юридической литературе См: Пиголкин А.С., Рассолов М. М., Матузов Н. И., Малко А. В. и др. и практике различают несколько видов кодификации (Приложение №2):

1. всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап -- создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов»;

2. отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.);

3. специальная (комплексная) кодификация -- это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (налоговый, лесной кодексы и т. д.).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи -- совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

3. Основные этапы систематизации законодательства.

Систематизация законодательства -- процесс многогранный, комплексный. Как всякий сложный процесс его можно рассматривать в широком и в узком аспектах. В широком аспекте данный процесс связан и с созданием схемы собрания, и с отбором (а соответственно, и анализом) актов действующего законодательства, подлежащих включению в собрание, и с организационными формами подготовительных работ по созданию собрания, и с изданием собрания, его поддержанием в действующем состоянии. В узком аспекте -- это техника работы с уже отобранными для включения в собрание актами: их расположение внутри корпуса собрания, оформление помещаемых в собрание актов, составление справочных материалов, официальное «закрепление» итогов работы над систематическим собранием и т. д.

Выделяя этапы работы по систематизации законодательства, Д.А. Керимов ввел понятие "кодификационный процесс", последовательно объединяющий все формы систематизации законодательства (Приложение №4): "кодификационный процесс - это деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы". Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. - с. 84. При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов.

Процесс систематизации состоит из ряда этапов, каждый из которых использует соответствующие методы, приёмы и способы законодательной техники:

1. составление плана кодификационной работы, в котором указывается цель, определяются этапы работы, необходимые средства её обеспечения, проведение организационных мероприятий и устанавливаются сроки их осуществления, завершения работы. Такие планы - руководство для практической деятельности и рационального использования сил, средств, времени;

2. выбор формы систематизации;

3. определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Выбор критериев при отборе материала зависит от цели систематизации, характера и значения самого правового материала. Отбор должен производиться на строго научных основах, чрезвычайно тщательно, с использованием всего арсенала средств для определения нормативности анализируемых актов, их юридической силы и характера действия. От внимательного и основанного на правильных методических началах отбора актов во многом зависит успешность всех последующих работ по подготовке и изданию собраний (сводов). Правильно отмечается в юридической литературе, что ошибки при отборе актов в процессе систематизации законодательства затем чаще всего трудно исправить, поскольку для их устранения потребовалось бы повторное тщательное исследование всех материалов;

4. сбор воедино правового материала и его регистрация. Наиболее удобен карточный учет законодательства. Осуществление этих мероприятий способствует созданию полного хронологического собрания нормативно-правовых актов, данный материал может использоваться для последующих работ и для научных целей;

5. "расчистка" материала - освобождение от актов, официально отмененных соответствующими органами, от актов по отмене других актов, если они не установили новых норм. Результат данного этапа - уменьшение объема материала, подлежащего дальнейшей обработке.

5.1. кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными. Он может ставить вопрос о целесообразности продления срока действия данных актов или придания им характера актов длительного действия перед специальным органом;

5.2. исключает из законодательства акты, хотя формально пока не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим законодательством. Этот вопрос решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались;

6. составление списков всех актов, фактически не действующих и в силу этого подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной работы. К списку кодификатор прилагает справки, раскрывающие мотивы исключения каждого из актов;

7. утверждение составленного списка с органами, которыми были приняты данные акты;

8. из текстов действующих актов исключаются: вводные части. Не содержащие принципиальных положений; в отдельных частях - статьи с перечнем отмененных актов, с временными правилами применения акта при введение его в действие; части фактически утратившие силу, а также статьи ненормативного характера. Все исключения сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта сборника сможет решить окончательный вопрос о целесообразности выдвинутых кодификатором предложений;

9. создание алфавитно-предметной картотеки, расположение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это создает удобство для быстрого получения справки по действующему законодательству, является основой для системного толкования действующих правовых норм, облегчает дальнейшую кодификационную работу. В настоящее время данный вид работ выполняется с использованием электронных носителей информации;

10. разработка схемы сборника, в соответствии с которой весь материал располагается по определённым разделам. Если тот или иной документ относится сразу к нескольким разделам, то данный акт следует помещать в тот раздел, к которому он по предмету своего регулирования относится в наибольшей степени, а в других разделах давать извлечения из него в виде отдельных статей, пунктов, приложений, заголовков с указанием раздела, в котором находится полный текст данного акта;

11. кодификатор устраняет имеющиеся противоречия в законодательстве. При наличии противоречий в различных актах по одному и тому же вопросу действующим признается тот акт, который был издан позже. Однако предпочтение (при одинаковой юридической силе актов) может отдаваться тому из них, который в наибольшей степени будет соответствовать действительности и регулируемым общественным отношениям. Одновременно устраняются повторения. Сохраняют ту статью в том именно акте, предмет регулирования которого в наибольшей степени обусловливает её наличие и сохраняет логическую стройность и целостность тех актов, из которых подобная статья будет исключена. Такая работа (консолидация) уменьшает объем материала, делает его более четким, лаконичным, цельным и облегчает дальнейшую кодификационную работу. В целях укрупнения законодательных актов используют отсылки и дополнения. Отсылки применяются для указания на содержащуюся в данном сборнике статью, которая развивает или конкретизируется другими статьями этого же сборника. Дополнения - указания на то, что содержащаяся в данном сборнике статья развивается и конкретизируется другими статьями законодательных актов, не вошедших в данный сборник. При этом статья, к которой отсылаются или которая дополняет то или иное положение сборника, сама не должна содержать отсылки или дополнения. При устранении противоречий и повторений в действующем законодательстве обнаруживаются пробелы, о которых ставится в известность законодатель. Может возникнуть и обратный вопрос - о целесообразности отмены ряда действующих правовых норм, о чем также ставится в известность законодатель.

Систематические собрания, как результат процесса систематизации, отражая свойство системности законодательства, способствуют его правильному пониманию и применению. И все же особая роль отводится Своду законов как наиболее совершенному (по удобству пользования, механизму обновления и т. п.) виду систематического собрания. Специфика свода законов соотносится с целями его издания -- укрепить стабильность правопорядка, сделать законодательство более открытым и доступным, обеспечить (особенно гражданам) реальную возможность знакомиться с текстами действующих законов.

В настоящее время в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке и издании Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 февраля 1998 г.) СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509. и от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 ноября 2003 г.) СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829., ведутся работы по созданию федерального Свода законов. Разработан и проект Федерального закона «О Своде законов Российской Федерации» Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. - Журнал российского права. - 1999. - № 11. - с. 35-53.. Началась работа по систематизации законодательства и в российских регионах. В ряде субъектов Федерации приняты нормативные правовые акты о сводах и собраниях законодательства.

Работа по систематизации законодательства и подготовке Свода законов, проводящаяся в настоящее время в РФ, организационно обеспечена специальным органом - Комиссией, которая действует при Президенте РФ и подотчетна ему. Полномочия и обязанности Комиссии определены соответствующим Положением.

В подготовке сводов должны принимать активное участие аппараты Государственной Думы, Администрации Президента, Правительства РФ, Министерство Юстиции, так как создание сводов очень сложный и трудоёмкий процесс Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. - Государство и право. - 1999. - №3. - с. 24-25. в силу состояния современного российского законодательства (огромный массив нормативно-правовых актов). Научное обеспечение по подготовке и проведению работ по созданию федерального Свода законов в нормативном порядке возложено на ряд НИИ: Институт государства и права АН РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Юридическая Академия и др. Основные направления работы: фундаментальные научно-теоретические разработки, оказание методической помощи, выработка научно обоснованных рекомендаций по схеме свода, этапам работы над ним, непосредственное участие в разработке нормативного материала (рецензирование, проведение экспертизы старых актов на предмет выявления тех из них, которые действуют в новых условиях).

Другая проблема обновление и пополнение свода, поддержание его в действующем состоянии. В некоторых зарубежных странах действуют специальные правила, позволяющие поддерживать законодательство в кодифицированном состоянии. Так, в США разработаны правила технического оформления нормативных актов, предписывающие придавать актам текущего правотворчества такую форму, которая позволяла бы включать их без дополнительной обработки в Свод. Во Франции запрещается издавать нормативные акты, редакция которых не согласуется с текстом и структурой соответствующего кодекса. Учитывая бурное развитие компьютеризации и правовой информатики, логично предположить, что будущее -- за автоматизированной моделью свода. И здесь открываются широчайшие возможности. Например, весьма эффективны различные автоматизированные способы, приемы обновления материалов свода, поддержание текста свода в контрольном (а в дальнейшем и в кодифицированном) состоянии.

В условиях достаточной стабилизации нормативного материала главная цель -- превращение Свода законов в полностью кодифицированное издание.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные признаки и основные направления такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства. Главной особенностью систематизации, по нашему мнению, является сочетание упорядочения законодательства с его обновлением, совершенствованием. Конечная цель систематизации - создание стройной и эффективно работающей системы законодательства. Основные черты такой системы рассмотрены в первой главе работы.

Также дана характеристика основных форм систематизации: учет, консолидация, инкорпорация и кодификация. Высшей формой систематизации всеми авторами признается кодификация, все другие формы преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации законодательства.

Однако, по нашему мнению, это не так. В зависимости от конечной цели систематизации законодательства учет, консолидация и инкорпорация могут рааматриваться как самостоятельные формы систематизации. Так как конечный результат этих форм используется в повседневной жизни в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Каждая из этих форм постоянно совершенствуется. Например, при систематизации законодательства применяются информационные технологии, что позволяет постоянно поддерживать законодательство в контрольном состоянии, осуществлять оперативный поиск необходимой информации. Применение электронных носителей способствует более широкому распространению правовой информации, делает её более доступной и как результат повышает правовую культуру населения. В то же время формы систематизации более низкого уровня служат основой для применения форм систематизации более высокого уровня. Таким образом, можно выстроить следующую логическую цепочку: учет - инкорпорация - консолидация - кодификация.

Были выделены основные этапы кодификационной работы и рассмотрено их значение для развития всей системы законодательства.

Систематизация законодательства, таким образом, необходима во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база стабилизировалась, поэтому проблема систематизации законодательства становиться актуальной.

Список литературы

I. Законодательные и другие официальные материалы:

1. СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509.

2. СЗ РФ. 2002. №12. Ст. 1260.

3. СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829.

II. Книги:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. - с. 456.

2. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. - с.

3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. - М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. - с.

4. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М.: НОРМА, 2000. - с. 568.

5. Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. - М.: Наука, 2000. - с. 388.

6. Марченко М.Н. Источники права. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - с. 664.

7. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: "Издательство ПРИОР", 2002. - с. 464.

8. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: "ТЕИС", 1997. - с. 286.

9. Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. - с. 498.

10. Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юристъ, 2002. - с. 526.

11. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - с. 512.

12. Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. - Т. 2. - с. 468.

13. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. - М.: Пресс, 1999. - с. 246.

14. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. - Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. - с. 458.

15. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. - М.: Норма, 2005. - с. 412.

16. Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - с. 476.

17. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. - М.: Юристъ, 2000. - с. 542.

18. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. - Спб.: "Университет", 2002. - с. 148.

19. Шапкин М.А., Дмитриев Ю,А. Правоохранительные органы. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - с. 452.

III. Статьи:

1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. - Журнал российского права. - 2003. - №7. - с. 62-71.

2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. - Государство и право. - 1999. - №3. - с. 24-25.

3.

4. Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. - Журнал российского права. - 1999. - № 11. - с. 35-53.

5. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. - Журнал российского права. - 2001. - №5. - с. 154-160.

6. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). - Известия ВУЗов: Правоведение. - 1990. - №6. - с. 26-32.

7. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. - Журнал российского права. - 2003. - №3. - с. 27-32.

Приложение №1

Инкорпорация и её виды

Инкорпорация

по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов)

Официальная

осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности

Официозная (полуофициальная)

издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер

Неофициальная

осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права

Обыденная

осуществляется любымисубъектами общественных отношений

Профессиональная

осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями

Свод законов РСФСР

Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР

Сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.

по характеру расположения материала

Хронологическая

нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания

Систематическая (предметная)

нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу

Смешанная

при подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке

Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др

Объединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.)

по объему охватываемого нормативного материала

генеральная (полная, общая)

в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д.

частичная (отраслевая)

составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам

Собрание законодательства РФ

по методу обработки нормативных актов

простая

из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц

сложная

наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты

Приложение №2

Кодификация и её виды

Кодификация

Всеобщая

Создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства

Комплексная

Объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношений

Отраслевая

Систематизация актов отдельных отраслей права

Специальная

Объединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов

?

?

УК РФ, ГК РФ и др.

Налоговый, лесной кодекс и др.

Приложение №3

Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация)

Признаки сравнения

Инкорпорация

Кодификация

цель

поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства

критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства

приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему

по субъекту, производящему систематизацию

может быть официальной и неофициальной

всегда носит официальный характер и осуществляется только

критерии расположения и отбора материала

имеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборника

имеют объективный характер, т.к. основывается на системе права, но может применяться и субъективный критерий, выбранный законодателем.

предмет воздействия

нормативно-правовые акты

правовые предписания и юридические институты

результат систематизации

сборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования

создаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру

время

представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов

представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов

уровень систематизации

низший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характер

высший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы

особая форма правотворчества

Приложение №4

Основные этапы систематизации законодательства

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.