скачать рефераты

МЕНЮ


Социология права

Важной характерной чертой правовых отношений является то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятно, что сделать свою волю, выраженную в законе, общеобязательной, государство может только в том случае, если оно, наряду с убеждением, будет применять и меры принуждения. Естественно, такое положение отнюдь не означает, что обязанности осуществляются людьми лишь в силу угрозы применения мер со стороны государства. Следует подчеркнуть, что уже сам процесс правовых реформ, происходящих в Российской Федерации, ориентирует граждан на понимание ими справедливости и необходимости правовых предписаний.

Однако было бы наивным не замечать тех негативных и социально опасных процессов, которые появились и, к сожалению, приобретают широкий размах в нашем обществе за последние годы. И среди них такие, как: коррупция, хищения имущества государства, частных фирм и граждан; злоупотребления властью; взяточничество; различные формы теневой экономики. Велики преступные махинации в бизнесе, масштабен рэкет, значительное число квартирных краж и угонов автомашин. Вот почему каждое такое правонарушение должно получить адекватную оценку со стороны институтов права, с учетом эффективных мер государственного принуждения.

Важное значение при реализации принуждения приобретает принцип справедливости. Применительно к юридической ответственности он проявляется в таких ее свойствах, как дифференциация и индивидуализация, предполагающие назначение наказания в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения и с учетом особенностей личности виновного.

Соблюдение меры в сочетании строгости и мягкости назначаемого наказания - сложная задача, неправильное решение которой ослабляет превентивное значение ответственности. Так, чрезмерно строгое наказание (неадекватное правонарушению) порождает у индивида и в массовом сознании общества чувства несправедливости. С другой стороны, чрезмерно мягкая мера наказания может быть воспринята осужденным в качестве "прощения" и также окажется неэффективной.

Характерной чертой правовых отношений является их императивность в выполнении обязанностей, строгость в соблюдении определенных норм и принципов со стороны граждан и различного рода учреждений. Императивный характер правовых отношений пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: материально-производственную, политическую, социальную, духовную. Такое отношение содержит оценку субъектами, как носителей определенных правовых норм, взглядов; требований, значимости и приемлемости для них права в целом, а также отдельных его компонентов. Свою оценку субъекты выносят путем “взвешивания” и соотношения собственных интересов и целей (экономических, политических, социальных, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями, которые нормативно закреплены в праве и являются обязательными. На основе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, по рядка соблюдения законов и др. Поскольку правоотношения есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно правовых норм в государстве, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также - соответствующих институтов и учреждений.

Процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности российского общества относится и к реализации правовых отношений в нем. Такому процессу способствует гуманизация всей правовой системы нашего государства” выражающаяся в расширении прав и свобод граждан, совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы, гласности в работе всей системы судебных органов, формировании нормотворческой базы с учетом демократизации нашей жизни и опыта функционирования правовых отношений в других государствах и т.д. Вместе с тем, реформирование, в том числе и в правовой области, протекает в стране противоречиво, болезненно, нередко с ошибками и просчетами.

Однако государственная позиция в отношении совершенствования и реализации права должна оставаться принципиально устойчивой. Ее суть может быть сведена к следующему: главное в общественном воздействии права заключается в понимании его ценности, необходимости для эффективного функционирования всей системы общественных отношений в интересах всех граждан. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с повышением сознательности и правовой культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, правовые отношения являются важным элементом всей системы общественных отношений. Обладая специфическими четами, они проявляются в конкретных поступках и деятельности людей, характеризуя определенный уровень развития их правового сознания.

Следует иметь в виду, что на возникновение, эволюцию, а также деформацию правовых отношений оказывает влияние правовое поведение людей.

5.2. Понятие правового поведения

Возрастающий интерес к исследованию проблем правового поведения личности и различных объединений людей определяется стремлением выявить их роль в развитии общественных отношений, обстоятельнее раскрыть факторы социальной активности индивида и определить детерминанты, воздействующие на формирование его правомерного поступка.

Важное значение в этой связи приобретает вскрытие общих признаков правового поведения. Одним из характерных признаков такого поведения выступает его социальная значимость. Как уже отмечалось, в сферу действия права включается такое поведение индивида и общностей людей, которое имеет важное экономическое, социальное, политическое, культурологическое, а также гражданское (личностное) значение. Причем оно может быть как с позитивным, так и с негативным вектором направленности. Исследование законодательства и практики его реализации позволяет вполне определенно выяснить доминирующие социальные характеристики того поведения, которое в конкретных исторических условиях регламентируется правом. Следует подчеркнуть, что правовое значение приобретает характер поведения людей, способный реально проявиться через состояние и развитие производственных, политических, нравственных, экологических и т.д. отношений, сказаться на статусе личности и выполнении ее интересов.

Другой признак правового поведения личности предстает в виде психологического. Он заключается в контроле сознания и воли личности правового поведения (реальном или потенциальном). Немаловажную рольв таком поведении играют правовые чувства и степень их устойчивости. Они содержат в себе субъективно ощущаемую установку по отношению к раз личным сторонам и признакам действительности. Так, например, люда способны испытывать ощущение свободы и независимости. Ими могут владеть чувства ответственности и долга, справедливости и несправедливости и т.п. Особенность правовых чувств состоит в том, что индивидам, которые переживают подобные чувства, обычно ясны вызывающие их причины. Чувство всегда поддается выражению в слове, речевых актах. А это, в частности, серьезно облегчает его изучение и формирование.

Вместе с тем, право в состоянии вызвать к жизни, стимулировать и обеспечить полезные для общества виды поступков, а также блокировать социально опасные - лишь в том случае, если подобного рода поступки способны регулироваться и контролироваться сознанием и волей личности. Вот почему в правовом сознании личности возрастает роль соответствующих навыков и привычек.

В качестве правовых навыков выступают умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (заключение соглашения, выбор надлежащего контракта, возмещение ущерба и т.д.) как затвержденные стереотипные приемы. Навыки в основном освобождают сознание индивида от необходимости каждый раз специально обдумывать способ регуляции таких поступков и позволяют ему сосредоточиться преимущественно на анализе их общих целей, условий и средств выполнения, на контроле и оценке их результатов.

Правовая привычка представляет собой устойчивую внутреннюю потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно причислить такие привычки, как соблюдение договоренностей, исполнение обещанного, оказание услуг - за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается и синтезируется вполне определенное фактическое знание индивидами права. Ступень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе - показатель состояния его правовой культуры.

Следующий признак юридический - четкая регламентированность правового поведения. Он заключается в том, что объективные и субъективные свойства поведения, которые предусмотрены правом, достаточно четко определены законом, иными правовыми источниками, ограничены конкретными рамками. Такие рамки, с одной стороны, отражают действительные возможности регулирования поведения людей правовыми средствами, а с другой - гарантируют от излишнего вмешательства в деятельность государственных институтов, общественных организаций, предприятий, а также и самих граждан.

Необходимо подчеркнуть, что общественно полезное или другое поведение, даже при условии обеспечения его материальными возможностями, не будет правовым, если оно не предусмотрено нормами права, а именно - предписывающими, разрешающими или запрещающими. Такой признак актуален как для правомерного, так и для противоправного поведения. Дело в том, что именно он дает законные основания для охраны и защиты прав и интересов граждан, государственных и общественных учреждений. Отсюда следует, что сформулированные в юридических актах правомерного и противоправного поведения представляют собой значимое проявление принципов демократии и законности в обществе.

Важным признаком правового поведения выступает подконтрольность государству. Он реализуется через деятельность правоохранительных - и правоприменительных органов и предполагает: во-первых, правовую гарантированность правомерного поведения: во-вторых, ответственность за противоправное поведение. В свою очередь, правомерное поведение должно быть обеспечено экономическими, политическими, социальными, правовыми, информационными и другими гарантиями. Кроме того, государство предусматривает неблагоприятные правовые последствия и противоправного поведения. Следовательно, правовое поведение, исключая диспозитивные нормы, не остается частным делом его субъектов. Государство же предпринимает все необходимые меры для поддержания и развития социально полезных форм поведения и недопущения аномальных и социально вредных.

В анализе двух видов правового поведения - правомерного и противоправного, важно различать их противоположный характер по ряду параметров. С точки зрения социальной значимости, они - противостоят друг другу. Так, правомерное поведение служит укреплению и стабилизации общественных отношений. В отличие от него - противоправное поведение нарушает их, дестабилизирует социальную, экономическую и политическую систему государства.

С точки зрения юридических характеристик, между ними проходит четкий водораздел. Так, правомерное поведение регламентируется обычно разрешающими или обязывающими нормами. А противоправное поведение, в свою очередь, предусмотрено запрещающими нормами. Далее следует заметить, что если правомерное поведение характеризуется через исполнение норм (в этом смысле оно нормативно), то противоправное по своей сущности - антинормативно; оно нарушает обязывающую или закрепляющую норму.

С точки зрения различия контролирующих функций государства по отношению к анализируемым видам поведения, противоправны и их юридические последствия. Контроль в отношении правомерного поведения направлен на то, чтобы всесторонне гарантировать и охранять его. Юридические последствия такого поведения обычно благотворны для деятельности его субъекта; они одобряются здоровым общественным мнением и поощряются государством. Последствия же противоправного поведения, напротив, как правило, связаны с появлением нежелательных для его субъекта последствий. Они концентрируются прежде всего вокруг юридической ответственности. Именно на это направлена и деятельность правоохранительных органов, стремящихся предупредить и пресечь различного вида противоправные поступки, наказать их носителей.

Дифференциация правомерного и неправомерного поведения ведет к тому, что в правоведении складываются вполне специализированные категории, относящиеся к конкретной разновидности правового поведения. Так, в арсенале науки и юридической практики применяются, с одной стороны, такие категории как, "законный интерес", "правоотношение", "компетенция", "правомочие" и др., а с другой - "преступление", "заключение под стражу", "арест", "наказание" и др. Их изучение и адекватное отражение представляют интерес для социологии права и практической деятельности юридических организаций.

Таким образом, правовое поведение личности представляет собой социально значимое явление, имеющее свои характерные признаки и оказывающее прямое и опосредованное воздействие на состояние и развитие как материальных (первичных), так и духовно-идеологических (вторичных) отношений в обществе.

5.3. Нормы права и поведение личности

Норма права, выступая важным средством формирования человеческого поведения, активно воздействует на складывающиеся общественные отношения. Следует при этом отметить, что норма права - это единственная из норм поведения, имеющая особое значение в сложных и противоречивых социальных процессах нашего времени. Она действует в разносторонней системе управления человеческим поведением; в системе, где, наряду с нормами, непосредственно управляющими поведение, существуют и иные средства общественного воздействия, например: нравственные, эстетические, религиозные.

Дело в том, что именно за правовыми нормами стоит характерный механизм их; реализации, в том числе сила государственного принуждения. Из нормативных свойств права, а также из возможности применения принуждения, можно прийти к заключению, что с помощью права предполагается разрешение любых общественных проблем. Однако факты свидетельствуют о неточности подобной гипотезы, так как вследствие изменившихся политических условий принудительное применение нормы часто не может быть реализовано.

Норма права, розданная в результате субъективной и неадекватной вызвать последствия, которые приведут к социальной напряженности в обществе, аномальному поведению больших групп людей и в значительной степени исказить смысл нормы.

Между тем не следует впадать в крайность и делать вывод, что норма права не способна на формирование факторов, воздействующих на поведение индивида. Важное практическое значение приобретает социальное планирование, которое в свою очередь позволяет эффективно осуществить правильную оценку "возможного" и "действительного". Норма права раскрывает определенные ценности и тем способствует осуществлению должного поведения, создавая благоприятные условия для претворения в жизнь правовых требований.

Особую роль играют мотивы при реализации правовых норм.

Во-первых, исходными мотивами поведения могут служить потребности и интересы не только конкретного субъекта, но и общества в целом. Вряд ли представляется верным рассматривать действия индивида в изоляции от общественных связей.

Во-вторых, при формировании мотивов правомерного поведения имеет значение содержание взаимозависимости между интересами действующего субъекта и интересами других лиц, также выступающими источниками определенной мотивации. Оба вида интересов способны в большей или меньшей степени совпадать между собой или вступать в противоречия; Так, личные интересы представителя трудового коллектива (например, представителя адвокатуры) могут расходится с общественными, которые выступают в качестве обязательных, мотивируя его правовое поведение.

В-третьих, при оценке мотивирующего характера интересов других людей следует учитывать разную степень их императивности для субъекта. Моральный долг, товарищеская забота, правовая обязанность представляют собой, ряд разновидностей из арсенала обязательной связи личных и общественных интересов реальной жизни.

В-четвертых, необходимо принимать в расчет такое объективное явление, как наличие микро и макрогрупп, интересы которых учитываются индивидом и могут выступать в качестве мотивации поведения. Естественно, они также могут и не совпадать. При этом, чем выше уровень правовой культуры личности, тем более значительными и обширными общественными интересами она руководствуется

Система общественных и личных мотивов поведения не является застывшей, в ней необходимо видеть переходные и смешанные формы. Кроме того, внутри этих двух больших групп возможны различные переплетения и видовые характеристик. И все можно, хотя и достаточно условно, выразить ряд устойчивых общественных и личных мотивов в правовом поведении. Среди них такие, как: убежденность в социальной пользе поступка; общественный долг; чувство личной ответственности; практическая значимость поступка для окружающих: альтруизм в поведении; конформизм личности; личная выгода от совершенного поступка; негативные мотивы (ревность, месть и т.п.) реализуемые правомерными средствами.

Необходимо иметь в виду одну особенность применительно к правовому поведению. Дело в том, что к нему нередко побуждают такого характера мотивы, которые с сомнением могут иметь позитивную оценку. Например, эгоистические, корыстные и т.п. Вместе с тем между характером мотива личности и правомерностью поступка не существует достаточно обязательного и строгого соответствия. Несмотря на то, что в реальной жизни в большинстве случаев позитивные мотивы порождают правомерное поведение, а негативные - отрицательное, обнаруживаются также и исключения. Их природа такова, что между мотивацией и поступком существует важное звено. Им выступает планирование и принятие индивидом решения, которое способно как деформировать социально полезную мотивацию, так и блокировать или компенсировать социально вредную.

Таким образом, важными условиями эффективности права в обществе являются правильная оценка взаимозависимости между нормой нрава и объективной действительностью, нормой права и поведением людей, а также верная оценка особенностей правовой нормы как средства воздействия.

Эффективность правовых норм требует конкретно-исторического подхода к ним. Известно, что никакие последствия правового решения не проявляются в обществе сразу и не могут быть устранены в короткие сроки. Такое положение связано с тем, что установить степень достигнутости ожидаемых результатом представляется лишь в течение значительного периода времени. Это относится как к праву в целом, так и к отдельным правовым нормам, в первую очередь к тем из них, которые находятся в непосредственной связи с управлением обществом и развитием экономики.

Особенно трудно определить эффективность правовых норм по влиянию, оказываемому ими на поведение индивида, а через него и на функционирование организации. В таком случае эффективность правовой нормы представляет показатель, который можно измерить в процессе реализации политики, отвечающей развитию общественных отношений. Однако политика не может быть оценена в статичном состоянии, а лишь в ходе динамичного влияния на развитие социальных процессов.

Значение конкретно-исторического подхода становится очевидным при условии понимания эффективности не отдельной правовой нормы, а всей правовой системы. При условии, когда в правовой системе существуют противоречия и их разрешение затягивается, то тогда снижается эффективность отдельной правовой нормы. Следовательно, среди условий, воздействующих на эффективность отдельных правовых норм, важное значение приобретает гармоничность правовой системы выделом, то есть всего комплекса правовых норм, которые предназначены для регуляции социальных отношений: Такая гармонизация означает, прежде всего, преодоление противоречий, возникающих в результате правового регулирования различных общественных явлений и "жизненных обстоятельств". Данное положение относится как к последствиям применения, правовых норм, касающихся поведения индивида, так и норм, регулирующих деятельность организаций. Необходимо отметить, что эффективность правовых норм, относящихся организациям, в целом определяет социальная система, в том числе формализованная или неформализованная. Нельзя также забывать и о том, что правовые нормы, регулирующие деятельность организаций, реализуются при. непосредственном участии людей, на поведение которых воздействуют факторы, существующие как внутри самих организаций, так и вне их.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.