скачать рефераты

МЕНЮ


Современная правовая система в России

Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении и активизации в политической культуре российского общества. Это возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая, будучи направлена не на разрушение, а на исключительно понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию права как элемента национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х годов вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.

По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К настоящему времени приняты большинство кодексов и пересмотрены некоторые кодексы, принятые в середине и конце 90-х годов.

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е годы приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия, Татарстан), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Муромская области) кодексы.

Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства.

Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).

В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Низший уровень иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Судебный прецедент, как и в других странах Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика официально обобщаемая направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), национальный обычай (ст.19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам субъектов РФ.

В 1990-е годы в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие в культуре соответствующих титульных национальностей, что принесло не мало проблем.

Весьма специфическим источником российского пава являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст.11 Конституции РФ.

Важным источником права являются международно-правовые акты т доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены инве правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Научные исследования в области права в РФ ведутся в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов. [5]

2.2.Гражданское и смежные с ним отрасли права

Первый в истории страны ГК был принят в период нэпа в 1922 году, создав правовую базу для восстановления элементов частного хозяйственного оборота. По своей юридической технике ГК 1922 года отражал в целом традиции романо-германского права. В то же время советское государство никогда не признавало идеи частного права, оставляя за собой право, вмешиваться в любые хозяйственные отношения в общественных интересах. С ликвидацией нэпа в конце 1920-х годов положения ГК о частном праве утратили силу, и советское гражданское право приобрело относительно законченный вид. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией стал социалистическая собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. На место частной инициативы пришло плановое сверхцентрализированное управление экономикой.

Новый этап в развитии отечественного гражданского права начался на рубеже 1980-1990-х годов. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. В 1897 издано постановление о совместных предприятиях, в 1988 году - новый закон о кооперативах. Российский законодатель в конце 1990 года легализовал частную собственность и частное предпринимательство.

2.3. Уголовное право и процесс

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Уголовное право РФ полностью кодифицировано. Согласно действующему уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 года (вступил в силу с 1 января 1997 года) уголовное законодательство РФ со-стоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусмат-ривающие уголовную ответствен-ность, подлежат включению в УК.

УК РФ основывается на Консти-туции РФ и общепризнанных прин-ципах и нормах международного пра-ва. Кодекс, разработанный на новей-ших теоретических воззрениях, со-хранил традиции классической шко-лы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном за-седании Межпарламентской Ассамб-леи государств -- участников СНГ 17 февраля 1996 года.

Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образо-валась ввиду изменения предмета правового регулирования и появле-ния новых видов и форм преступнос-ти; из Кодекса также были исключе-ны криминологически не обоснован-ные нормы, устранены многие про-тиворечия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и пра-вовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законода-тельства, признанию приоритетов об-щечеловеческих ценностей перед классовыми.

Гуманистическая направленность уголовной реформы проявилась в закреплении в УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительным расширением числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. С другой стороны, повышен нижний и верхний порог наказания в виде лишения свободы. Отныне оно может назначаться на срок от 6 ме-сяцев до 20 лет. Впервые в России введена по сути американская сис-тема назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окон-чательное наказание в виде лише-ния свободы может доходить до 25, а в ряде случаев -- до 30 лет.

В связи с принятием в 1996 году в Совет Европы Россия обязалась под-писать в течение одного года и рати-фицировать не позже, чем через три года с момента вступления. Прото-кол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное вре-мя, и установить мораторий на ис-полнение смертных приговоров.

Особенная часть Кодекса теперь открывается разделом о преступле-ниях против личности, тогда как ра-нее на первом месте стояли преступ-ления против государства. В Особен-ной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против се-мьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предприни-мательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредприниматель-ство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.

Уголовный процесс

Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. К середине 2000 года основным источником уголовно-процессуального права продолжал оставаться Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года.

Основы новой модели уголовного-судопроизводства были заложены в Конституции 1993 года. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч. 2 ст. 20).

Основным источником уголовно-исполнительного права (именуемый ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительнвй кодекс от 8 января 1997 года, сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года. В настоящее время в России действует УКП РФ принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года и одобренный Советом Федерации 5 декабря 2001 года. При его составлении были учтены существенные изменения, произошедшие в системе правоохранительных органов России (управление Федеральной службы налоговой полиции и образование нового правоохранительного ведомства - Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), а так же реформа российской адвокатуры.

2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура

Организация и деятельность судебной системы РФ определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами: ФКЗ "О судебной системе Российской Фе-дерации" от 31 декабря 1996 г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в Российс-кой Федерации” от 28 апреля 1995 г.; ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. Ста-тус судей регулируют обычные за-коны: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г.

Согласно Конституции (ст. 118). правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституци-онного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (арбитражное судопроизводство не упомянуто в силу редакционной ошибки ее составителей). Создание чрезвычайных судов не допускается.

ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (ст. 4) закрепляет принцип единства судебной системы РФ. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верхов-ный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, воен-ные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суд субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только пол-номочиями и компетенцией. В соот-ветствии с Конституцией РФ судьями могут быть граждане РФ достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо-ты по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судьи могут быть прекра-щены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, ус-тановленным федеральным законом (ст. 121). Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом (ст.128).

Наряду с профессиональными судьями в осуществлении правосудия в РФ также участвуют присяжные и арбитражные заседатели.

В настоящее время в РФ широко применяется как коллегиальное, так и единоличное рассмотрение дел. Гражданские дела в судах общей юрисдикции могут разбираться судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьёй-профессионалом единолично, тремя судьями и либо судьёй и двумя арбитражными заседателями. Формирование «профессиональных» коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учётом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность дела и т. д.).

Уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться в четырёх вариантах состава: а) один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым районными судами, если подсудимый - совершеннолетний. Мировой судья рассматривает все дела единолично; б) один судья профессионал (по делам о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах - любой вид наказания); в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ); г) один судья профессионал и 12 присяжных заседателей.

В кассационной, надзорной и аппеляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. В судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов - не менее чем половиной членов президиума.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.