скачать рефераты

МЕНЮ


Сравнительный анализ Трудового кодекса РФ и КЗоТ РСФСР

Сравнительный анализ Трудового кодекса РФ и КЗоТ РСФСР

20

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ. 2
  • 1. Действующий КЗот и новый проект: сходства и различия. 3
  • 2. Основные задачи действующего и нового проекта КЗоТа. 7
  • 3. Основные трудовые права и обязанности. 9
  • 4. Законодательство о труде. 14
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
  • Список литературы: 21

ВВЕДЕНИЕ.

Проект нового Трудового законодательства Российской Федерации предложен Правительством РФ и опубликован 28.04. 99 г. в "Российской Газете".

Ныне действующий КЗоТ морально устарел и отражает уже несуществующие социально-экономические отношения. В Советском Cоюзе отсутствовал институт работодателя, его функцию выполняло государство, которое и определяло трудовые отношения.

Парадокс ситуации заключается в том, что новый КЗоТ впервые в мировой практике будет не расширять права трудящихся, а освобождать старый закон от социалистических крайностей и приспосабливать его к условиям действительности: закон призван не только защитить права трудящихся, определить законное поле профсоюзов и иных организаций, представляющих их интересы, но и создать механизмы защиты прав собственников. Старый КЗоТ делает работодателя перед работником почти бесправным, так как процедура увольнения крайне затруднена.

Реформа даст возможность заключать срочные и сезонные договоры. Но чтобы они не превратились в единственную форму определения трудовых отношений, как уверил Александр Починок, законом будут предусмотрены конкретные ограничения по их применению, так как государство не заинтересовано в росте безработицы.

В то же время закон сохранит основные принципиальные положения старого КЗоТа. Например, по-прежнему невозможно будет уволить женщину с маленьким ребенком, сохраняется сорокачасовая рабочая неделя, сверхурочные часы будут оплачиваться в двойном размере.

В представленной работе мы проведем сравнительный анализ общих положений проекта КЗоТ и действующего законодательства.

1. Действующий КЗот и новый проект: сходства и различия.

Отметим, что в тексте проекта трудового кодекса присутствуют определения таких понятий, как "тарифная ставка", "тарификация работы", "тарифный и квалификационный разряд", "гарантии", "компенсации" и др., что значительно облегчит понимание закона работниками и работодателями, не имеющими специального юридического образования.

Существенные изменения предполагаются в новом трудовом законодательстве в части, касающейся оплаты труда.

Предлагается ввести законодательную норму, согласно которой на государство будут возлагаться определенные обязанности по контролю за выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий участникам трудовых отношений.

В новом трудовом законодательстве предполагается определить допустимые формы оплаты труда - в виде денежной выплаты в рублях или, по желанию работника, в натуральном выражении (товарами), но не более 20 % размера заработной платы.

Предлагается ввести в текст закона определение минимального размера оплаты труда как низшей границы оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях.

В трудовом законодательстве предусматривается определение порядка исчисления среднего заработка работника: его предлагается считать равным частному от деления суммы заработной платы, начисленной за три календарных месяца (с 1 - ого по 1 - ое число), предшествующих выплате, на 3 (количество месяцев) и на 29, 6 (среднемесячное число календарных дней).

В отличие от действующего КЗОТ предполагается предоставить работнику, выполнявшему сверхурочные работы по инициативе работодателя, право выбора формы компенсации (в виде денежного вознаграждения или дополнительного времени отдыха).

Предполагается, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимая по инициативе работника, будет оплачиваться при наличии соответствующего соглашения между работником и работодателем.

Предлагается также изменить порядок оплаты труда работника в случае изготовления им бракованной продукции не по своей вине. Действующий КЗоТ в данном случае устанавливает снижение заработной платы, проект трудового законодательства говорит об отсутствии изменений в оплате.

В случае смерти работника предполагается обязать работодателя по заявлению родственников или иждивенцев покойного в двухнедельный срок выплатить им неполученную на день смерти работником заработную плату

Предлагается непосредственно в трудовом законодательстве установить ответственность работодателя за невыплату заработной платы.

Существующее в действующем КЗоТ требование к работодателю обеспечить нормальные условия для возможности выполнения работником норм выработки в проекте выглядит менее конкретным.

Предлагается определить минимальный размер возмещения расходов для предприятий всех форм собственности при служебных командировках и переезде на работу в другую местность как установленный Правительством РФ для бюджетных организаций

В связи с изменением роли и места профсоюзов в процессе урегулирования трудовых конфликтов предусматриваются специальные гарантии для неосвобожденных членов выборных руководящих профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам

Действующий КЗоТ

Проект КЗоТ

1.Декларированные цели и задачи

Регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства человека. Устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.

Закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

2.Трудовой договор

Соглашение между трудящимся и предприятием, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую этим соглашением работу (трудовую функцию, работу по определенной должности, специальности, профессии с указанием квалификации), соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставлять работнику обусловленную договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законами, соглашением, коллективным договором, своевременно и в полном размере производить оплату труда работника и выполнять другие обязательства по трудовому договору.

3.Работодатель

Нет определения, но везде употребляются термины "предприятие, учреждение, организация".

Юридическое лицо либо другая организация, которая в соответствии с законодательством может не являться юридическим лицом, либо физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником.

Права и обязанности работодателя в трудовом правоотношении осуществляются руководителем организации, другими должностными лицами и (или) коллегиальными органами.

4.Работник

Нет определения

Гражданин Российской Федерации либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, состоящий в трудовом правоотношении с работодателем на основании заключенного трудового договора.

5.Форма и порядок заключения договора

Трудовой договор(контракт) заключается в письменной форме.

Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допуске работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней с момента фактического допуска к работе.

6.Возможность заключения срочного договора

На определенный срок не более пяти лет или на время выполнения определенной работы. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Дан исчерпывающий список таких случаев. Если по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.

На определенный срок не более пяти лет. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом либо когда на этом настаивает сам работник, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера и условий предстоящей работы, в том числе для выполнения определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой. Список оснований для срочного договора расширен - включены творческий персонал театральных, цирковых и киносъёмочных коллективов, профессиональные спортсмены, работы, связанные с непосредственным обеспечением деятельности избираемых представительных органов власти и т.п.

7.Увольнение по инициативе работодателя

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока могут быть расторгнуты администрацией только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Дан исчерпывающий список таких случаев.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия, могут быть расторгнуты работодателем только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Дан исчерпывающий список таких случаев, расширенный по сравнению с КЗоТ. Добавлены однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей и ряд других оснований.

8.Совместительство

Не упоминается

По заявлению работника работодатель вправе разрешить ему работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю. Внутреннее совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

10.Сверхурочные

Сверхурочные - работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Допускаются в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, с разрешения выборного профсоюзного органа предприятия. Дан исчерпывающий список таких случаев. Сверхурочные не должны превышать для работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Ограничения по привлечению к сверхурочным отдельных категорий работников .

Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с согласия работника. Сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях. Дан исчерпывающий список таких случаев, расширенный по сравнению с КЗоТ. Согласие профсоюза не требуется. Сверхурочные работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд. Для каждого работника сверхурочные работы не должны превышать 120 часов в год. Ограничения по привлечении к сверхурочным отдельных категорий работников практически сняты.

11.Оплата простоя

Время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки.

Каждый час простоя работника по вине работодателя оплачивается из расчета не менее двух третей часовой ставки .

12.Ответственность за задержку зарплаты

Нет

нет

13.Роль профсоюзов

Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и играют существенную роль в регулировании трудовых отношений.

Права и обязанности профсоюзов в области трудовых отношений определяются федеральным законом.

14. Дополнительные гарантиии

профсоюзным работникам

Работники, избранные в состав профсоюзных органов, не могут быть уволены по инициативе администрации, переведены на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без согласия проф. органа, и пользуются рядом других льгот.

Нет

15. Льготы и гарантии

Льготы и гарантии в области труда для некоторых категорий работников.

Льготы значительно сокращены по сравнению с КЗоТ. Гарантии в основном сохранены.

16. Учет специфики работодателя и труда

Для всех одинаково

Частично учтены особенности труда лиц, работающих у работодателей - физических лиц, а также особенности труда ряда специальнеостей.

2. Основные задачи действующего и нового проекта КЗоТа.

Глава 1 действующего КЗоТа и раздел 1 нового проекта посвящены общим положениям сфере действия законодательства о труде.

Статья 1. «Основные задачи и сфера действия Трудового кодекса Российской Федерации.» проекта КЗоТ гласит: «Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. Трудовой кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты обязательны для применения на всей территории Российской Федерации».

Основные задачи действующего КЗоТ - регулировать «трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека».

Таким образом, новый проект КЗоТа в первую очередь защищает права и свободы работников и работодателей, регулирует отношения между ними, тогда как действующее законодательство направлено на повышение эффективности общественного производства.

В проекте нового Трудового кодекса в ст. 2 раскрыты основные начала трудового законодательства, что отсутствует в действующем законодательстве.

Таким образом, «основными началами трудового законодательства являются: свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений; обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы; обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; обеспечение права на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права на отдых; обеспечение права на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров; признание права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты трудовых прав работников, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке; признание права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и органы общественной самодеятельности работников для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений и осуществления общественного контроля за их соблюдением; участие объединений работников и работодателей в регулировании трудовых правоотношений».

3. Основные трудовые права и обязанности.


Статья 3 проекта нового КЗоТ запрещает дискриминацию в сфере трудовых правоотношений: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие - либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.