скачать рефераты

МЕНЮ


Судебная бухгалтерия

По товарно-транспортной накладной у Заказчика можно восстановить расходный документ в Поставщика и т.п. (наоборот).

2. Взаимный контроль. Факт движения материальных ценностей устанавливается на основе не только приходных и расходных документов. Но и взаимосвязанных с ними расчётных кассовых и банковских документов. Здесь проверяются взаимосвязанных операции.

Можно проверить: оплату ценностей; кто платил за транспортные услуги; учётные регистры склада по товарно-транспортным накладным у Поставщика (Заказчика).

Взаимный контроль применяется широко вместе со встречной проверкой, может быть использован отдельно для проверки документов, которые составляются в одном экземпляре (например, акт списания, платёжная ведомость). Взаимный контроль используется для уточнения круга лиц, принимавших участие в нарушении.

Отклонения от нормального (обычного) движения ценностей

Если остаток ценностей на определённое число и его последующее поступление меньше, чем расход за тот же период - это отклонение от обычного движения ценностей. Данные расхождения могут появиться в результате:

- арифметической ошибки;

- подлога в документах;

- реализации неучтённого товара.

Четыре приёма исследования:

1. Восстановление учётной записи по документам. Применяется в случаях:

- при запущенности бухгалтерского учёта;

- при случайном или умышленном уничтожении регистров, учёта, если не уничтожена первичная документация;

- если не вёлся количественно-суммовой учёт, т.е. не было аналитического учёта.

Сущность приёма - по первичным документам сделать восстановление записи, с момента последней инвентаризации по количеству и цене поступивших ценностей. Для каждого наименования заводится отельная карточка, в которой отражается каждая операция по поступлению и расходу товаров, определяется остаток и сличается с фактическим наличием.

Восстановить количественно-суммовой учёт полностью невозможно на предприятиях розничной торговли, где основная масса расходных операций не документируется, т.е. реализация товаров за наличный расчёт. В этом случае факты оформления бестоварных документов могут быть установлены с помощью следующего приёма.

2. Контрольное сличение остатков. Сущность - на каждое наименование отдельно составляется таблица, в которой по первичным документам с момента последней инвентаризации восстанавливаются приход и часть расхода. Выводится максимально возможный остаток, который сличается с фактическим наличием ценностей на момент проверки.

№ п/п

Наименование товарно-материальных ценностей

Единица измерения

Инвентаризационный остаток на начало периода

Документированный приход

Количество / цена

Документированный расход

Количество / цена

Максимально возможный остаток

Инвентаризационный остаток на конец ппериода

Выводы

Товары, поступление которых не подтверждается документами (излишки)

Возможная реализация за наличный расчёт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

Картофель

Капуста

Помидоры

Огурцы

кг

кг

кг

кг

250

110

45

-

150

120

55

100

20

-

15

10

380

230

85

90

200

130

90

100

-

-

5

10

180 / цена

100 / цена

-

-

7=4+5-6 на складе 9 = 8 - 7 10 = 7 - 8

Возможное происхождение излишков:

- неоприходованный товар;

- искажение инвентаризационных остатков;

- оформление бестоварных расходных документов;

- хищение, обсчёт, обвес.

Велика поисковая значимость черновых записей (документов неофициального учёта).

3. Анализ ежедневного движения товарно-материальных ценностей и денежных средств. Сущность приёма - ежедневное сопоставление приходных и расходных документов с учётом переходящих остатков.

4. Комплексный анализ сомнительных документов. Включает в себя все восемь рассмотренных выше приёмов исследования плюс приёмы фактического контроля. Важнейшие приёмы фактического контроля:

- проверка наличия материальных ценностей, поступивших на предприятие по сомнительным документам;

- проверка состояния средств в упомянутом документе;

- сопоставление документальных данных с результатами специально организованных контрольных операций и проверок (например, контрольная закупка в торговле; контрольный запуск сырья в производство; контрольные замеры, обмеры, взвешивания);

- получение письменных объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ, либо принимавших непосредственное участие в совершении хозяйственной операций;

- получение письменных справок от взаимосвязанных предприятий по поводу содержания проверяемых документов.

Тема 4: Инвентаризация

Методическая основа проведения инвентаризации

Методическая основа - методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов от 16.06.95 № 49.

Инвентаризация - это проверка на определённую дату соответствия наличия имущества и расчётов данным бухгалтерского учёта. К числу государственных органов, которые вправе проводить проверки на любом предприятии в силу своей компетенции, относятся: Прокуратура РФ (на основании ФЗ «О прокуратуре»), органы милиции (на основании закона «О милиции»), Инспекции МНС (на основании Закона «О государственной налоговой службе), КРУ Минфина (на основании Положения о нём), Налоговая полиция, Пенсионный фонд РФ, СЭС, Антимонопольный комитет, Энергонадзор, органы статистики, комитет по земельной реформе, Госкомцен, Госстандарт, архитектурно-строительный надзор и т.д.

Инвентаризация проводится на определённый момент путём пересчёта, обмера, взвешивания ценностей с последующим сопоставлением фактического наличия с учётными данными. Существуют хозяйственные процессы, которые не поддаются регистрации и документированию в момент их совершения:

- потери материальных ценностей в результате естественной убыли;

- ошибки при приёме и отпуске товаров, в результате чего образуется пересортица (ошибочно выдали 2 сорт вместо 1);

- злоупотребление: обвес, обмер, хищение ценностей;

- результат ошибки в учётных записях.

Значение инвентаризации - это фактический контроль за сохранностью имущества.

Часть 2 статьи 12 ФЗ «О бухгалтерском учёте» определяет обязательные случаи проведения инвентаризации. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ежегодно с 01.10 по 31.12, плановая инвентаризация, все остальные - неплановые);

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Этапы инвентаризации

1. Подготовительный.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создаётся инвентаризационная комиссии, при большом объёме работ создаются рабочие комиссии. В комиссии должно быть не менее трёх человек. Персональный состав утверждается руководителем предприятия. Можно приглашать независимых специалистов. Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов (дознания, следствия суда), представитель этих органов может присутствовать при проведении инвентаризации, но не может являться членом комиссии (наблюдает за правильностью оформления проведения инвентаризации). Если хотя бы один член комиссии отсутствует, отсутствует материально-ответственное лицо (не является членом комиссии, сам у себя считать не может), то результаты комиссии будут неправомерными (кроме случаев уклонения).

Комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственное лицо даёт расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и выбывшие списаны в расход. Эта расписка, её типовая форма установлена в бланке инвентаризации.

Проверяются весовые измерительные приборы. Если выявляются фактические настройки приборов на обсчёт, обмеривание и т.п., сразу составляется акт.

2. Установление фактического наличия ценностей, т.е. снятие остатков и их оценка.

При плановой проверке рабочая комиссия снимает и записывает остатки в «черновую» тетрадь - одна должна быть прошнурована, пронумерована, зарегистрирована на предприятии. Из должно быть две на каждое материально-ответственное лицо (одна у него, одна в бухгалтерии). Комиссия записывает в тетрадь имущество путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера слева направо по кругу (всё имущество без пропусков). Нельзя считать по количеству мест (что касается упаковок), необходимо проверять содержимое, можно выборочно проверить. Навалочные материалы (песок, щебень) можно не перевзвешивать, а считать с привлечением специалиста.

Непригодные, испорченные товары в опись не включаются. Составляется отдельный акт, в котором указывают наименование, количество, причины порчи, фамилии виновных лиц. В «черновой» тетради должны расписаться все члены комиссии и материально-ответственное лицо. После подписания ничего дописывать, вычёркивать нельзя. Если присутствует представитель правоохранительных органов, он следит и может принимать меры к членам комиссии, может сразу проводить следственные действия.

3. Выявление результатов инвентаризации.

На основании записей в «черновой» тетради составляется инвентаризационная опись (унифицированная или типовая форма). Указываются:

- дата проведения инвентаризации;

- место проведения инвентаризации;

- материально-ответственное лицо;

- далее в виде таблицы

№ п/п

Наименование ценностей, их характеристика

Единица измерения

Цена

Номера

Фактическое

наличие

Числится

по учёту

По паспорту (если средство технического характера

Инвен-тарный

Количество

Сумма

Количество

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

Картофель

Капуста

кг

кг

200

130

380 -

недостача

100 -

излишки

Два

триста тридцать

*

Из «черновой» тетради всё записывается до 8 колонки. Итогов должно быть три:

- итого - порядковых номеров - прописью «два»;

- итого - количество единиц фактически - прописью «триста тридцать»;

- итого - на сумму фактически - прописью (8 колонка).

Каждую страницу подписывают все члены комиссии, материально-ответственное лицо и бухгалтер, т.е. как минимум должно быть пять подписей. Результатов инвентаризации может быть три:

- фактическое наличие совпадает с данными учёта;

- излишки;

- недостача.

Колонки 9 и 10 с отклонениями из описи переносят в сличительную ведомость, где сопоставляются данные аналитического учёта с фактическими остатками. По излишкам и недостачам материально-ответственные лица дают письменные объяснения. Комиссия составляет заключение.

Регулирование выявленных инвентаризационных разниц:

1. Выявленные излишки ценностей подлежат оприходованию.

2. Убыль ценностей в пределах норм списывается на издержки производства, а издержки производства - себестоимость продукции. Естественная убыль применястя только в случае недостачи. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

3. Недостача ценностей, порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц.

4. Допускается взаимный зачёт излишков и недостач в результате пересортицы только в виде исключения за один и тот же проверяемых период у одного и того же проверяемого лица в отношении ценностей одного наименования и в тождественных (равных) количествах. Разница в цене относится на виновное лицо.

Способы покрытия недостачи

1. Внесение в опись несуществующих ценностей. Используют документальные приёмы выявления - восстановление количественно-суммового учёта; контрольное сличение остатков; опрос или объяснение лиц, проводивших инвентаризацию.

2. Последующая дописка количества ценностей в инвентаризационную опись.

3. Составление безтоварных расходных документов. Приёмы: проверка накладной и того места, куда направляют ценности, т.е. проведение инвентаризации в нескольких местах.

4. Несвоевременное оприходование ценностей. Приёмы: проверка документов до инвентаризации и после инвентаризации.

Тема 5. Документальная ревизия

Успешное расследование хищений чужого имущества во многом зависит от своевременного назначения и качественного проведения документальных ревизий.

Основаниями для производства первичной ревизии являются:

- наличие в деле данных об отдельных фактах хищений, из чего вытекает необходимость проверить по первичным документам всю деятельность организации или её отдельные стороны, или деятельность определённого лица;

- задержание с поличным материально-ответственного лица, похитившего материальные ценности, которые были ему вверены и находились в его подотчёте;

- мотивированное ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих предъявленное ему обвинение;

- необходимость проверить по первичным документам и учётным регистрам признание обвиняемого в совершении хищений с использованием бухгалтерских документов;

- обоснованное сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии (как первичной, так и повторной и дополнительной).

Для проведения повторной ревизии являются следующие основания:

- проведение первичной ревизии в отсутствие заинтересованных лиц (за исключением случаев, когда установлено, что это лицо умышленно уклонялось от участия в ревизии);

- использование выборочного метода проверки документов при проведении первичной ревизии;

- неприменение ревизором методов и приёмов исследования данных бухгалтерского учёта, которые, по мнению следователя, могли привести к выявлению фактов преступной деятельности;

- обоснованное опорочивание выводов ревизии заинтересованными лицами;

- неполнота и поверхностность ранее проведённой ревизии, в частности, если её выводы не обоснованы документами или противоречат обстоятельствам дела;

- при установлении некомпетентности ревизора в тех вопросах, которые он выяснял.

Основаниями для производства дополнительной ревизии могут являться:

- имеющиеся в деле фактические данные о том, что преступления могли быть совершены не только в указанных предприятиях, но и в других, связанных с ними преступными действиями;

- наличие в деле таких же данных о лицах, деятельность которых раньше не проверялась;

- необходимость исследования не проверявшихся ревизией отдельных операций.

Документальная ревизия - это проверка по документам и записям в учётных регистрах законности, правильности и целесообразности хозяйственной деятельности. Это форма последующего контроля.

Перед каждой ревизией ставится определённые задачи:

- выяснить, не допущены ли в учёте или в отдельных документах за весь ревизуемый период неправильные записи, в результате которых остатки ценностей на момент проведения инвентаризации определены неверно;

- установить причины и условия, которые привели или могли привести к присвоению и растрате денежных средств и материальных ценностей.

- выяснить, кто из должностных лиц не принял необходимых мер к устранению условий, обеспечивающих совершение нарушений или скрывал их в учёте;

- установить кому и в каком размере причинён материальный ущерб.

Классификация документальных ревизий

1. По основанию назначения:

· плановая - по плану ревизующей организации. Проводится не реже одного раза в год. Если предприятие не осуществляет производственную деятельность, то не резе одного раза в два года

· неплановая - назначается руководителем ревизующей организации при получении информации о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или по требованию правоохранительных органов.

2. По осуществляющим органам:

· ведомственная - вышестоящая организация;

· вневедомственная - КРУ Минфина по требованию правоохранительных органов.

3. По объёму проведения:

· полные - охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность за определённый период;

· частичная - проверяется одна или несколько сторон деятельности за конкретный учётный период.

4. По методу проведения:

· сплошная - проверяются все без исключения документы;

· выборочная - например, документы т.** авансовой отчётности;

· комбинированная.

5. По повторяемости:

· первичная - документы проверяются впервые;

· повторная - для проверки выводов первичной ревизии (например, если при первичной не было материально-ответственного лица);

· дополнительная - появились новые обстоятельства, которые не исследовались.

6. По составу ревизионной группы:

· бухгалтерские;

· комплексные.

Документальная ревизия рассматривается как средство управления и средство профилактики и может выявить факты правонарушений.

Этапы проведения ревизии

1. Подготовительный этап.

Издаётся приказ ревизующей организации, определяется состав ревизионной группы и сроки проведения (максимум - 24 дня) - плановая ревизия.

Ст. 70 УПК РСФСР определяет, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. Выносится постановление с конкретными вопросами ревизору, которое направляется в КРУ Минфина.

Задание ревизору должно быть конкретным, вытекать из материалов дела.

2. Ревизионные действия.

Ознакомительный этап. Чтобы не останавливать работу на предприятии, в касе или местах хранения ценностей снимают остатки и оформляют актом.

3. Проведение документальной ревизии.

Первоначально проводятся общие исследования:

- изучение документооборота на предприятии (ознакомление с графиком документооборота, утверждённого руководителем, а также с учётной политикой предприятия);

- знакомство с учётными регистрами;

- знакомство с формами отчётности.

Сомнительные операции детально исследуют по первичной документации.

Ревизор имеет право:

- требовать предъявления документов;

- во время ревизии опечатывать места хранения ценностей и документов;

- запрашивать справки от взаимосвязанных организаций;

- осматривать производственные и служебные помещения, места хранения ценностей;

- проводить контрольные операции (замеры, взвешивания, обмеры и т.д.), для чего может привлекать работников;

- может приглашать специалистов для консультаций.

4. Документальное оформление результатов.

Составляется акт документальной ревизии в двух экземплярах в случае простой плановой проверки, в трёх - если по требованию правоохранительных органов. Два вида актов:

- промежуточный;

- основной.

Назначение промежуточного акта - отражение действительного состояния хозяйственных и финансовых операций на момент проведения проверки (например, акт снятия остатков, итоги конкретного взвешивания). Промежуточные акты и объяснения по ним прилагаются к основному акту, который обобщает сведения промежуточных в целом по предприятию.

Реквизиты акта:

1. дата и место составления;

2. наименование объекта проверки и кто проверял;

3. краткая характеристика объекта проверки;

4. лицо, ответственное за объект проверки;

5. описание ревизионных эпизодов - это факты недостач, растрат, порчи, хищений, перерасход товарно-материальных ценностей или переплата денежных средств;

6. результат проверки, подписи проверяющих и проверяемых лиц.

Ревизионный эпизод - в его описании необходимо раскрыть их характеристику:

- в чём заключается сущность нарушения или злоупотребления;

- кто допустил нарушение или злоупотребление;

- какие обстоятельства способствовали этому;

- меры, предпринимаемые для устранения недостатков и их предотвращения;

- сумма ущерба, кто и в каком размере его возместил, кто привлечён к ответственности.

Акт ревизии используется вместе с другими материалами в предварительном и судебном следствии, чтобы установить сумму ущерба, способы сокрытия недостач и хищений в документах и записях учёта, и установить круг лиц, участвующих в нарушениях.

Акт ревизии может быть использован для доказывания противоправных действий ревизора.

Ревизия кассы

Назначается ежемесячно (плановая) приказом руководителя. Комиссия - не менее трёх человек. Проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Кассир несёт полную материальную ответственность за ценности, хранящиеся в кассе и правильность оформления документов.

Кассир должен составить отчёт о кассовых операциях и вывести остаток денежных средств на момент проверки. С него берётся расписка, что все приходные и расходные документы включены им в отчёт, неоприходованных и несписанных сумм в кассе нет. Кроме денежных средств в кассе могут храниться ценные бумаги, денежные документы и бланки документов строгой отчётности (которые имеют серийные номера).

Полученный остаток сверяется с остатком в отчёте кассира. Результаты проверки оформляются актом (промежуточным). Основное внимание - исследование кассовых документов.

Расписки в получении сумм, не оформленные расходными кассовыми документами (расходный кассовый ордер - типовая форма КО-2 или платёжная ведомость) к рассмотрению комиссией не принимаются. Суммы считаются недостачами, которые относятся на счёт кассира. Денежные средства, не принадлежащие организации, в кассе хранить запрещается, их наличие считается излишком, который приходуется на финансовый результат операции. акт подписывают все члены комиссии, главный бухгалтер и кассир.

Тема 6. Процесс и стадии проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

Судебно-бухгалтерская экспертиза - это экономическое исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности, которые стали объектами расследования правоохранительными органами, с целью их устранения.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.