скачать рефераты

МЕНЮ


Суд Европейского Союза

Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей правил добропорядочности и скромности, в частности, в том, что касается принятия различного рода предложений о. работе или получении каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время -- по состоянию на начало 2000 г. -- каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том же порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь.

Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой инстанции (далее СПИ). Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела член Суда.

2.2. СОСТАВ СУДА ЕС (СУДЬИ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ АДВОКАТЫ)

В состав Суда входят две категории членов: основная -- судьи и Дополнительная -- генеральные адвокаты.

Судьи -- полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 25, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учереждения Европейских сообшеств действует правило «одно государство -- один судья». Оно необходимо для того, чтобы в составе Суда; имелись специалисты в области правовых систем всех государств-членов Союза.

Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе «Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».

Судом на срок в один год избирается первый генеральный адвокат, который наделен полномочиями назначения генерального адвоката по каждому делу. Порядок назначения судей и генеральных адвокатов практически не отличаются. Критерии отбора изложены в учредительных договорах с учетом норм и традиций всех государств-членов. Например, в статье 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество говорится о том, что «судья и генеральные адвокаты назначаются из лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают качествами, требуемыми для назначения в своих странах на высшие судебные посты. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых является общепризнанной».

Если статус судьи не нуждается в разъяснениях, то статус генерального адвоката является весьма своеобразным, так как его главное назначение заключается в том, чтобы самостоятельно проводить предварительное независимое и беспристрастное исследование и представлять свое заключение по изученному им делу Суду. В таком заключении можно найти «анализ фактов, ссылки на соответствующие положения законодательства и полный анализ предшествующих решений Суда. Он также приводит анализ аргументов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов. В своих выводах генеральный адвокат не ограничивается аргументами сторон спора».

В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив, судьи могут полностью либо частично отступить от этого решения. Но все же мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.

Разделение состава Суда на судей и генеральных адвокатов не было нововведением. Подобная модель организации суда давно существует в ряде стран Западной Европы (Франция, Бельгия, Голландия). Например, «во Франции схожие функции исполняет комиссар правительства во французском Государственном совете и представитель «открытых интересов» в немецком Административном суде (Comissaires du gouvernement/Conseil d'Etat, Vertreter des offentlichen Interesses im deutschen Verwaltungsgerichtsverfahren)».

Генеральные адвокаты -- вторая, дополнительная категория членов Суда -- была введена по образцу судебной системы Франции где похожая должность существовала еще в Средневековье (avocaj general). Согласно абз. 2 ст. 222 Договора о ЕС «задача генерального адвоката -- действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».

Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката, таким образом, -- своего рода альтернативный проект решения Суда (основной готовит судья-докладчик).

Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь; заслушать генерального адвоката, но не связан его позицией. На практике, однако, эта позиция оказывает большое влияние на выводы Суда по причине качественного, обстоятельного юридического анализа, производимого генеральным адвокатом. «Сила» генерального адвоката базируется не на его власти по отношению к Суду (которой нет), а на его авторитете, который достаточно велик.

Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное название должности -- генеральный адвокат. В качестве адвоката он выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае -- общие ценности права.

Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ начитывает сейчас восемь человек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.

В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут 2001 г.

Отныне, если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении ;его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 2001 г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получат возможность сконцентрироваться на анализе действительно сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного права Европейского Союза.

Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство -- один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу специальной декларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Ранее Суд ЕС, как правило, рассматривал дела в полном составе. После принятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского и Римских договоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование палат. Суду было предоставлено право создавать палаты из своих членов, по три или пять судей в каждой, «для проведения ряда предварительных мер по подготовке судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в соответствии с процедурой, специально разработанной для этой цели» (ст. 221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Действующий же сейчас Регламент Суда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах, а как о нормальной форме деятельности Суда. В соответствии с п. 2 ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество Суд образует палаты и распределяет между ними судей (ст.9 Регламента Суда). Палатами дела рассматриваются на тех же началах, что и на пленарном заседании. Состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Если один из членов палаты по каким-либо причинам не может присутствовать на заседании, то его место может занять другой судья, который назначается Председателем. В каждую из палат Судом назначается председатель сроком на три года. Он назначает день и час заседаний.

Палаты работают регулярно и, как показывает практика, занимаются не только, предварительными мерами по подготовке судебного разбирательства, но и рассмотрением дел.

Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном палатами. В 1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых одна включала трех судей, три -- четырех судей и две -- семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять -- по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.

Организация работы суда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г. предусматривает создание в качестве особого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.

В соответствии с новым Статутом (ст. 16) по общему правилу дела будут рассматриваться в обычных палатах. По требованию государства-члена или одного из институтов Союза дело передается в Большую палату. Наконец, пленум станет рассматривать только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд), а также дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц ЕС (членов Комиссии, Омбудсмана и др.).

Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом,

Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, а резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).

Суд первой инстанции, как и Суд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член представлено судьей. В принципе, при формировании Суда первой инстанции применяется аналогичная процедура назначения судей, председателя, что и в Суде ЕС, но имеется лишь одна особенность в составе: здесь отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением данного дела член Суда. Суд первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала Суда ЕС.

В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся в процессе слушания дел особой важности.

2.3. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ СУДА

Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая генеральных адвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности. Принцип независимости -- важнейшая гарантия объективного, беспристрастного разрешения дел органами судебной власти как в государствах, так и на уровне надгосударственных институтов Европейского Союза.

Система гарантий независимости членов Суда в целом аналогична гарантиям, действующим в правовом демократическом государстве.

Каждый член суда обладает иммунитетом от уголовной и административной ответственности (дословно -- иммунитет от юрисдикции; франц. immunite de jurisdiction).

Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется дела, рассматриваемые как национальными судами, так и иными органами, в том числе на стадии предварительного расследования. В отношении действий, совершенных членами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и после прекращения их полномочий.

Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если это происходит, то дело о преступлении или ином правонарушении суды (генерального адвоката) будет рассматриваться в государстве, гражданином которого он является. При этом член Суда приравнивается членам высших органов судебной власти своей страны (ст. 3 Статута 2001 г.).

Несовместимость должностей охватывает не только административные посты в органах национальной или наднациональной публичной власти, но и любую профессиональную деятельность, оплачиваемую или нет.

Запрет заниматься политической или административной деятельностью носит безусловный характер. В отношении других видов побочной работы (например, научно-преподавательской) «в порядке исключения» судье или генеральному адвокату может быть дозволено осуществлять ее по решению Совета Европейского Союза.

Правило несовместимости должностей, как и в отношении членов Европейской комиссии, сохраняет свое действие также после прекращения полномочий судьи/генерального адвоката.

При вступлении в должность судьи и генеральные адвокаты дают «торжественное обещание в течение срока полномочий и после его окончания соблюдать обязанности, вытекающие из их должности, в частности, обязанность после истечения полномочий честно и с необходимой осторожностью подходить к вопросу о занятии определенных должностей или получении определенных преимуществ».

Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд (ст. 4 Статута 2001 г.).

С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет на участие в делах, которые могут представлять для члена Суда личный интерес.

Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в рассмотрении дел, по которым они ранее выступали представителями, адвокатами или защитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они уже рассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или в ином качестве.

В любых «особых обстоятельствах», когда судья или генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в деле, он обращается к Председателю Суда или его палаты с самоотводом. Председатель может заявить об отводе судьи и по собственной инициативе. Cпоры и сомнения, опять же, разрешает сам Суд (ст. 18 Статута 2001 г.).

Важной гарантией независимости судебной власти ЕС служит право Суда самостоятельно определять процедуру своей деятельности в форме акта под названием «процессуальный регламент» (ПР)).

Данное полномочие, однако, имеет свои пределы. Суд связан положениями учредительных договоров и Статута, которые являются источниками первичного права и не могут изменяться им по своему усмотрению (некоторые положения Статута вправе пересматривать Совет по предложению Суда).

Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в силу нуждается в одобрении главным законодательным органом ЕС -- Советом Европейского Союза.

Материальной гарантией независимости Суда выступает финансирование всех его расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из национальных бюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268 Договора, учреждающего Европейское Сообщество).

Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает проект сметы своих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими расходами они утверждаются Европарламентом и Советом на основании единого проекта, представляемого Европейской комиссией.

Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной гарантией их независимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда могут быть отрешены от должности только самим Судом при наличии законных оснований, предусмотренных Договором, учреждающем Европейское сообщество.

Принцип тайны совещательной комнаты является одним из главных правовых средств обеспечения судейской независимости, признанным во всех цивилизованных странах.

В Суде Европейских сообществ данный принцип доведен до своего логического предела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в совещательную комнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо информации о характере обсуждения и голосования судей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).

Данное правило обращено прежде всего к самим судьям. Им запрещено высказывать особые мнения, а также иным образом сообщать об индивидуальной позиции по конкретному делу как их самих, так и других судей, участвовавших в принятии решения. Решение выносится от имени всех судей независимо от того, голосовал ли конкретный судья «за» или «против».

При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву в которой он обязуется не разглашать тайну совещательной комнат в том числе и после истечения срока своих полномочий.

Принцип тайны совещательной комнаты, как он применяется в Суде, на первый взгляд, может показаться недемократичным, так как подавляет индивидуальность членов Суда. На самом деле «обет молчания», наложенный на судей, служит действенной гарантией их реальной независимости. Он лишает государства-члены, а равно другие заинтересованные лица возможности оказывать давление на членов Суда, ибо установить, как на самом деле поведет себя судья в совещательной комнате, нереально.

Это особенно важно в тех делах, в которых ответчиками выступа государства-члены. Не будь в Суде принципа тайны совещательной комнаты, можно было бы предположить, например, что судьи -- германские граждане часто голосовали бы в поддержку своей страны даже если ФРГ действительно нарушила право ЕС, французские судьи -- «за» Францию и т.д. Вместо правовых интересов определяющее значение приобретали бы, таким образом, политические и иные соображения.

2.4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДА (СЕКРЕТАРЬ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ)

Судом на шесть лет назначается постоянный секретарь (грефье (“Greffier)), работающий под руководством Председателя Суда. Главной его задачей является обеспечение всех процедурных вопросов: он ведает приемом, реадресоваением, хранением всей документации, хранением архивов, печати; является ответственным за опубликование решений и других документов суда, оказывает техническую помощь на заседаниях Суда и палат, присутствует на заседаниях. В своем подчинении грефье имеет административные и технические службы, с помощью специального управляющего руководит бухгалтерией и финансовыми делами. За исполнение вышеперечисленных обязанностей он подотчетен Председателю Суда. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.

Секретарь -- это должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование решений Суда. Секретарь, кроме того, осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.

Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей (ст. 12, 13 Внутреннего Регламента).

В состав Суда входят специализированные подразделения: «служба информации (Information Office), лингвистическая служба (Департамент переводов (Translation Directorate)), секретариат, библиотека и Отдел исследований и документации (Reserch and Documentation Division)». В частности, Отдел исследований и документации обеспечивает судей и генеральных адвокатов необходимой информацией о праве Сообщества и сравнительными обзорами по правовым системам стран-участниц ЕС.

Одну из наиболее, многочисленных служб аппарата Суда составляет лингвистическая служба. Лингвистическая служба играет большое значение в деятельности Суда, т.к. она состоит из экспертов, располагающих знанием ряда официальных языков. Следует отметить, что судебное заседание а также и вынесение решений в совещательной комнате, как правило проводятся на французском языке, что предполагает достаточно хорошие знания французского языка у судей.

Служба информации предоставляет юристам информацию о последних рассмотренных Судом делах и иные сведения о его работе.

Секретариат состоит из юридических секретарей, каждый из которых прикреплен к определенному судье или генеральному адвокату. Основной их задачей является оказание помощи в подготовке заключений, юридических документов, проведение исследований.

В дополнение ко всему в Суде имеется библиотека, в которой собраны «многочисленные материалы, отражающие правовые системы государств-членов и Сообщества».

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.