скачать рефераты

МЕНЮ


Толкование права

Толкование права

- 28 -

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

По теории государства и права

На тему: Толкование права.

Вариант № 2

Выполнила: студентка гр. Юу-01

Абрамова Наталья Александровна

Адрес: 680032 г.Хабаровск,

пер. Школьный д. 15

Шифр: 20441062

Проверил:

Хабаровск

2003

Содержание.

Введение ……………………………………………………..

3

1. Понятия и виды толкования права ……………………...

4

1.1. Понятие толкования права ……………………….

4

1.2. Виды толкования права ……………………………

9

2. Акты толкования права ………………………………….

17

3. Способы толкования права ………………………………

21

Заключение

28

Схема ………………………………………………………….

29

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов ………………………………………………

30

Введение.

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную, эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

В. Даль под словом «толковать» подразумевает такие термины, как рассуждать, переговариваться, беседовать, разбирать, советоваться, объяснять и т. д. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. // Том 4 М. 1980г. стр.411-412.

С позиции С. И. Ожегова, толкование - это «высказывание, содержащее объяснение чего-нибудь, а толковать - это давать чему-нибудь какое-нибудь объяснение, определять смысл чего-нибудь; это предполагает и разъяснять, заставлять понять что-нибудь» Ожегов С. И. Словарь русского языка // М 1984г. стр. 695.

Толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.

1. Понятие и виды толкования юридических норм

1.1 понятие толкования права

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, её основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

«Норма права -это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством» Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских М 2000г. стр.373.

Вступившая в законную силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании общественных отношений. Но может и не использоваться. Практика знает немало так называемых «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

Процесс уяснения норм права называется -толкованием.

«Толкование норм права -это деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, н раскрытие выраженной в них воли законодателя» Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских М 2000г. стр.626

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

« Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний» Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева М 2001г. стр.459

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями.

Толкование норм права неизбежно при реализации правовых норм органами общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

Оно должно только анализировать, изучать и разбирать действующие нормы толкования во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц; их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, основной обязанностью которых является правоприменение, в ней воплощается их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

Зачастую только тесное переплетение толкования закона и исследования фактических обстоятельств дела, подлежащею решению, дает возможность до конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д.

Основные причины необходимости толкования права следующие:

Сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

Несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсыпочных норм, нетипичных предписаний;

Специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

Законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;

Отдельная норма права действует не изолированно , а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

Уяснение смысла правового предписания (для себя);

Разъяснения смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

Уяснение- внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора , оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом , но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

Вторая сторона толкования- это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель - раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

Толкование - разъяснение может быть дано различными субъектами права:

высшими представительными органами власти;

правоприменительными органами;

общественные объединения;

должностные лица;

научные учреждения;

ученые;

частными лицами.

В связи с этим встает вопрос о юридической силе и практической значимости актов толкования.

1.1 Виды толкования норм права.

Толкование - разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное

Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно подразделить на устное и письменное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации» Конституция Российской Федерации // «Российская газета» №237 25 декабря 1993г.. В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов» Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских М 2000г. стр. 626

Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в общей форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы.

Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда итрепритируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами.

Особенностью такого толкования является то, что оно закрепляется в форме тех нормативно- правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ- в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпритационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпритируют.

Одновременно акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения права и обязанности субъектов права.

В нормативных разъяснениях также указывается, куак изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения. Для его отмены не требуется принятия специальных решений. Они утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими толкуемые номативно-правовые акты.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

Аутентичное (авторское) толкование - это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.