скачать рефераты

МЕНЮ


Трудовое право

Коллективными трудовыми спорами являются неурегулированные разногласия между работодателями и работниками по поводу установления, изменения или изменения условий труда, социально-трудовых отношений, заключения, выполнения и изменения коллективных договоров.

Возникновению коллективных трудовых споров, предшествует ряд других значимых действий трудового коллектива:

общее собрание трудового коллектива;

формулирование и утверждение требований работников;

направление работодателю письменных требований работников.

После получения в письменной форме требований общего собрания

трудового коллектива, работодатель обязан принять их, рассмотреть, и сообщить представителю работников о принятом решении. Требования работников должны быть рассмотрены в течение 3 рабочих дней.

Если трудовой коллектив не согласен с решением работодателя по

выдвинутым требованиям, трудовой коллективный спор рассматривается в примирительной комиссии.

Примирительные комиссии создаются и действуют на основании Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, изложенных в постановлении Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11.

В состав примирительной комиссии отбирается равное число представителей сторон коллективного спора. Представителями могут быть как работники предприятия, так и лица не работающие на данном предприятии.

Число представителей может быть от 2 до 5 человек от каждой стороны, в зависимости от сложности коллективного спора, имеющих опыт ведения переговоров и знающих проблему.

После согласования количественного состава, создание комиссии оформляется совместным решением представителя работодателя и работников, или отдельными распорядительными документами обеих сторон.

После принятия распорядительного решения о создании примирительной комиссии, последняя должна в течении 5 рабочих дней рассмотреть коллективный трудовой спор.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, подписывается обеими сторонами, имеет равную силу для обеих сторон и выполняется в сроки закрепленные в решении.

Если стороны не достигли согласия, трудовой коллективный спор по соглашению сторон рассматривается с участием посредника или передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

4. Регулирование трудовых отношений и оплата труда лиц,

работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях.

Целым рядом законов и подзаконных актов, для лиц работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены гарантии, компенсации, льготы касающиеся трудовых отношений.

К таким нормативным актам относятся: КЗоТ РФ от 01 апреля 1972 г., Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (с изменениями от 11 июля 1991 г.) и др.

Вышеназванная Инструкция действует в части, не противоречащей Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В ст. 250 КЗоТ РФ указано, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях администрация предприятия не вправе без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа отказать работнику по истечении срока договора (контракта) в заключении договора на новый или неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается.

То есть в статье устанавливаются льготы при перезаключении трудового договора работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это дает преимущество тем, кто работал ранее, перед вновь принимаемыми работниками.

Трудовые льготы для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены Законом РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Если положения Закона отличаются от тех, что предусмотрено в ст. 251 КЗоТ РФ, касающиеся льгот для этой категории работников, в этом случае действуют не нормы ст. 251 КЗоТ, а нормы Закона РФ от 13 февраля 1993 г. как более позднего акта, согласно постановления Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г.

В трудовом договоре (контракте), заключаемом с работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, по соглашению сторон определяются их конкретные права и обязанности, условия труда, дополнительные гарантии и компенсации в связи с работой в таких районах и местностях. В данном случае учитывается специфика работы предприятия, задачи, стоящие перед организацией, природно-климатические особенности.

Трудовые договоры (контракты) о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не должны содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.

Сторонами трудового договора (контракта) являются:

работник;

работодатель (организация, предприятие, учреждение).

Работодателя, при заключении трудового договора (контракта)

представляет руководитель организации, предприятия, учреждения или др. уполномоченное в установленном порядке лицо.

Трудовой договор (контракт) вступает в силу с момента его подписания или в срок, установленный в нем.

В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. установлены следующие гарантии и компенсации, касающиеся трудовых отношений:

районный коэффициент к заработной плате (ст. 10);

процентная надбавка к заработной плате (ст. 11);

сохранение средней заработной платы на период трудоустройства лицам, высвобождаемым с предприятия, но не свыше 6 месяцев

(ст. 6);

оплачиваемые ежегодные дополнительные отпуска (ст. 14);

уменьшение общеустановленного пенсионного возраста (ст. 25);

оплата проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа (при определенных условиях) (ст. 33);

единовременное пособие, оплата стоимости проезда и провоза багажа, суточные, оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (при определенных условиях) (ст. 35).

Двумя основными гарантированными выплатами, согласно Закона РФ

от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", являются:

районный коэффициент;

процентная надбавки к заработной плате.

Постановление Совета Министров РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", установило, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Если работник перешел на работу в другой район или местность, имеет необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Согласно п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (с изменениями от 11 июля 1991 г.), утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

а) в районах Крайнего Севера - в Чукотском автономном округе, Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100 % заработка;

б) в остальных районах Крайнего Севера - 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 % заработка;

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка;

г) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60 % надбавки - последние по 20 % за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере - 10 % за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Молодежи, вступающей в трудовые отношения до 1 января 1991 года сохраняются выслуженные на этот период надбавки, а с 1 января 1991 года дальнейшее их начисление производится в порядке, предусмотренном указанным пунктом.

4. Задачи № 5, 19, 41, 53.

Задача № 5.

В связи с поступившими в профсоюзную организацию жалобами работников на серьезные нарушения охраны труда, угрожающие жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации приняли решение осуществить профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через своих уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Работодатель всячески препятствовал проведению такой проверки, ссылаясь на то, что проверкой состояния охраны труда могут заниматься лишь органы федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ.

Законны ли действия работодателя?

Каковы права профсоюзов в области охраны труда?

Какие меры могут применять профсоюзные органы в организации в случае выявления нарушений норм по охране труда? На основании чего?

Подготовьте развернутый ответ.

Действия работодателя не законны. В ст. 244 КЗоТ РФ конкретно указаны органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде: “Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют (в ред. Федерального закона от 18.07.95 г. № 109-ФЗ):

государственный контроль и надзор на предприятиях, в учреждениях, организациях, не зависимо от форм собственности и подчиненности, специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, в соответствии с федеральными законами (в ред. Федерального закона от 18.07.95 г. № 109-ФЗ);

профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда - согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г. № 3543-1).

Согласно ст. 244 КЗоТ РФ и Закона РФ от 25.09.92 г. № 33543-1,

профессиональные союзы входят в круг организаций, имеющих право осуществлять контроль за состоянием охраны труда на предприятии.

Незнание федерального законодательства работодателем, не освобождает его от ответственности за нарушение этого законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

К правам профессиональных союзов в лице их соответствующих органов в области охраны труда относятся:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с

нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Той же ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрены меры, которые могут применять профсоюзные органы в организации, в случае нарушения норм по охране труда:

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

Вышеперечисленные меры, профсоюзные организации могут применять на основании предписаний, как сказано в законе. Ниже представлен примерный образец предписания.

Предписание

профсоюзной организации

____________________________________________________________________

(наименование организации)

"___"_______________20__г. N ____________________

Кому __________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

_______________________________________________________________________________

(наименование подразделения организации)

В соответствии со статьей (ями)____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта об охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения: ________________________________________

п/п

Перечень выявленных нарушений требований охраны труда

Сроки устранения

Отметки об устранении

О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до ___________________________

письменно (по телефону)__________________________________________________________

Предписание выдал: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Предписание получил: ___________________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.