скачать рефераты

МЕНЮ


Украина - Виды предприятий и предпринимательств

1.6.Сфера предпринимательства

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

производство;

коммерцию;

финансы;

интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

Производство.

Производство - наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок -- впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого - отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

промышленность;

сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

общественный и производственный транспорт;

услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика.

Торговля

Торговля - это передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства.

Торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. В той же мере, как торговлю, к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. В конечном счете, все определяется потребностью людей в выживании и размножении, как: всякого живого существа. Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

1.7.Общественные объединения предпринимателей как средство согласования государственных и корпоративных интересов.

Положение дел в экономике Украины остается крайне сложным. Се-годня, хотя и с большим опозданием, нужно формировать и проводить в жизнь план действий по форсированному возрождению отечественного производства. Именно форсированному, ибо таким образом и соответст-вующими темпами в последние годы сокращалось большинство произ-водств. В нынешних социально-экономических условиях назрела острая необходимость в формировании качественно новых рычагов влияния на процессы реформирования национальной экономики и возрождения оте-чественного товаро-производства.

Что же следует предпринять в первую очередь? Нам хорошо извест-но, что теперь усилия руководителей отечественных предприятий напо-минают так называемое броуновское движение молекул, и этот «собст-венноручно» созданный хаос увеличивает потери. Наблюдаются деспеци-ализация, разорванные связи между предприятиями разных регионов (а иногда в одном регионе, и даже в одном городе), которые прежде на протяжении десятилетий действовали в кооперации и тесном сотрудни-честве. Явления печальные, но, к сожалению, естественные, так как ли-нию государства в данной сфере проследить невозможно, -- ее просто нет, а какого-либо органа, который формировал бы правильную полити-ку и внедрял методику развития промышленности, сегодня в Украине не существует. В то же время в цивилизованном мире такие структуры име-ются, притом как государственные, так и негосударственные, созданные и функционирующие на общественных началах;'. Одним из самых глав-ных моментов в деятельности этих структур является то, от чего мы сов-сем недавно решительно отказались (и уже ощутили все «преимущества» этого отказа). Имеется в виду планирование. В развитых странах разрабатываются десятки общегосударственных, межотраслевых и отраслевых балансов. Без них не создается ни одна национальная программам не реа-лизуются пять основополагающих принципов организации производст-ва, а именно: информатизация; специализация; кооперирование; разме-щение; комбинирование. Поэтому нам без восстановления утраченных принципов на должном уровне не обойтись.

Следовательно, первое, о чем следует позаботиться более всего, поскольку эта проблема генерирует все другие, -- возрождение управляемости. Роль управления и управленческих функций вообще является важнейшей в лю-бом деле. Отказ от штабных функций государства, произошедший в системе хозяйствования около 10 лет тому назад, привел к ликвидации руководяще-го звена и, как следствие, к неуправляемости, что послужило причиной массового разрыва связей между отраслями, подотраслями и отдельными предприятиями. Непродуманная и неэффективная приватизация только уси-лила и углубила эти процессы. Без восстановления управляемости как важ-нейшей составляющей возрождения надеяться на успех невозможно.

Наряду с этим недопустимо злоупотребление чрезмерной и экономи-чески неэффективной централизацией. На первый взгляд, проблема для привыкших ко всеохватывающему государственному патернализму жителей постсоветского пространства кажется сложной. Но здесь не нужно изобретать велосипед. Один из реальных путей преодоления кризисных явлений в жизни нашей страны -- переход от государственного админи-стрирования в .экономической сфере к экономически обоснованному са-морегулированию предпринимательства на началах многоукладности и равенства всех форм собственности.

Опыт развитых стран свидетельствует: если контроль и регламентация со стороны государства сочетаются с соответствующим решением проблем упра-вления на негосударственном уровне, можно добиться высокой эффективно-сти экономики и качества жизни населения. Например, координацию усилий предпринимателей в масштабе национальной экономики осуществляют та-кие организации, как "кейнданрен" -- в Японии, Национальная ассоциация промышленников и Национальная ассоциация работодателей -- во Франции, Национальная ассоциация промышленников -- в США и тд. Значительную роль соответствующие структуры играют и на международном уровне, -- это Союз промышленности ЕС, Союз промышленных конфедераций и конфеде-раций предприятий Европы, Международная организация предпринимате-лей и др. Аналогичные организации созданы в большинстве постсоциалисти-ческих стран. Отраслевыми органами управления являются также соответст-вующие ассоциации, лиги, союзы работодателей и т.п. Например, ассоциация обувщиков Италии, объединяющая свыше 1000 фирм, обеспечивает изготов-ление обуви на сумму свыше 9 млрд. дол. ежегодно; в составе Немецкого союза, который объединяет предприятия, работающие в области специаль-ных строительных работ, насчитывается более 36 тыс. фирм.

Основной программной задачей организаций работодателей должно быть объединение усилий разрозненных крупных, средних, малых пред-приятий и отдельных предпринимателей в могучую производительную силу, направленную на преодоление экономического кризиса и реализа-цию идеи восстановления национального товаропроизводства, способной эффективно использовать отечественный экономический потенци-ал, имеющиеся производственные мощности, природные, трудовые, нау-чные и интеллектуальные ресурсы, а также привлечь иностранные инве-стиции и иной частный капитал к активному сотрудничеству по подъему производства и предпринимательства в Украине.

Мы же пока имеем множество союзов и прочих организаций, которые слабо, с точки зрения здравого смысла, представляют себе свои права и обязанности. Приходится констатировать, что такая ситуация обу-словлена рядом субъективных и объективных факторов. Среди последних главными являются такие:

тяжелое финансовое положение отечественных предприятий, из-за чего их руководители не видят необходимости в существовании дополните-льных структур, польза от которых может проявиться лишь в перспективе;

«рыночный идеализм* многих руководителей промышленности, активно поощрявшийся государством. До сих пор считается, что для пре-дпринимателя нет иного пути, чем «выжить» один на один с рыночной стихией. Закономерно, что соответствующая стратегия поведения в кон-це концов стала противоречить государственным интересам, и теперь кое-кто считает, что отечественные предприятия являются чуть не самыми главными врагами рыночных реформ в их нынешнем виде;

переход общегосударственных органов на функциональные методы управления и почти полный отказ от отраслевых. При этом «позабыли», что крупнейшие корпорации в развитых странах строятся по отраслевому принципу, а средний и малый бизнес, как отмечено выше, объединяется по тому же принципу в соответствующие общественные объединения. От-сутствие нормативной базы не позволило активизировать деятельность по созданию эффективных объединений работодателей и таким образом за-полнить имеющийся пробел в хозяйственном управлении;

недостатки в деятельности собственно союзов предпринимателей. До сих пор считается, что едва ли не единственной функцией этих сою-зов является лоббирование интересов их членов в органах государствен-ной власти. По нашему мнению, это существенная ошибка, ибо, с точки зрения здравого смысла, предпринимательские объединения должны стро-ить свою работу, по крайней мере, на нескольких общих началах. Защита интересов членов объединения перед органами государственной власти заключается не в примитивном лоббировании, а в осознании стратегиче-ских задач, формировании соответствующих программ, составлении про-ектов нормативных актов, наконец -- в том, чтобы убеждать правительс-твенные учреждения и отдельных управленцев в целесообразности при-нятия тех или иных решений. Отсюда следует, что эффективным может быть только такое предпринимательское объединение, которое в практи-ческой деятельности руководствуется необходимостью согласования кор-поративных и государственных интересов, их взаимного сближения;

взаимодействие с профсоюзами, объединениями работодателей и общественными организациями. Трудно переоценить роль предпринима-тельских объединений в формировании благоприятного социального кли-мата в обществе, налаживании взаимовыгодного социального партнерства;

координация усилий членов объединения, чему до настоящего вре-мени не уделяют достаточного внимания.

Важными функциями союзов работодателей являются повышение уро-вня культуры производства во всех отраслях народного хозяйства, содейс-твие насыщению внутреннего рынка конкурентоспособной высококачественной отечественной продукцией и ее продвижению на внешний рынок. С этой целью предпринимательские объединения должны организовывать всестороннюю, в том числе финансовую, поддержку инновационного процесса по всему его циклу, внедрение прогрессивных технологий; изучать конъюнктуру отечественного и зарубежного рынка и информировать о ней своих членов; способствовать участию предприятий в ярмарках, выставках, конкурсах, тендерах продукции, работ и услуг в Украине и за ее предела-ми; принимать участие в подготовке высококвалифицированных специа-листов; помогать в налаживании контактов между производственниками во всех регионах Украины; добиваться осуществления комплекса мер по повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей и возобновлению производства там, где оно прекращено; спо-собствовать модернизации основных фондов предприятий, поиску и при-влечению источников оборотных средств и инвестиционных ресурсов; при необходимости -- проводить работу по экономическому обоснованию и экспертизе производственных программ, составлению бизнес-планов, по-дготавливать прогнозы, содействовать реализации инвестиционных проек-тов. В общем и целом деятельность союзов предпринимателей наряду с хозяйственными корпорациями должна преследовать цель восстановления перечисленных выше принципов организации производства, в том числе некоторых элементов индикативного планирования.

Предоставление членам объединения методических, организацион-ных, информационных услуг предусматривает: обобщение опыта органи-зации управления на предприятиях, повышающих конкурентоспособность продукции и наращивающих объемы ее производства; распространение эффективных схем управления; организацию инжинирингового и конса-лтингового обслуживания предприятий, чтобы выявить проблемы и раз-работать мероприятия по их решению; улучшение маркетинговых иссле-дований, внедрение компьютерных схем учета спроса и предложения про-дукции; активизацию рекламной деятельности, продвижение торговых марок, координацию рекламных мероприятий и т.д.

Чтобы предоставить финансовую помощь своим членам, предприни-мательские объединения могут сотрудничать с Государственным инновационным фондом и его региональными отделениями, с отраслевыми ин-новационными фондами соответствующих министерств, Украинским фон-дом поддержки предпринимательства, Фондом занятости, а также с зару-бежными фондами и другими негосударственными коммерческими и фи-нансовыми организациями.

Эффективная поддержка предпринимательства вряд ли возможна без создания в системе общественных объединений работодателей собствен-ной финансовой инфраструктуры, состоящей из всех необходимых финан-совых институтов, а именно: коммерческих банков; инвестиционных ком-паний и фондов; негосударственного инновационного фонда; страховых компаний, в том числе по медицинскому страхованию; доверительных об-ществ; негосударственного пенсионного фонда; аудиторских фирм и пр.

Для более эффективного выполнения управленческих функций союзы предпринимателей могут охватывать или группы отраслей, имеющих общие проблемы, или отдельные отрасли, или группы предприятий. Соответствую-щим образом строится организационная структура союзов. Например, для практической реализации отраслевого самоуправления в промышленности, производящей товары народного потребления, создан Украинский союз това-ропроизводителей и предпринимателей. В его составе действуют отраслевые лиги текстильщиков, переработчиков кожи и меха, деревообработчиков, пред-приятий торговли, то есть в межотраслевом объединении реализован отрасле-вой метод управления, который сочетается с региональным через институт представительств в областях, г. Киеве и Автономной Республике Крым.

Успеху общественных объединений предпринимателей нередко пре-пятствуют внутренние проблемы. Назовем их:

чрезмерная политизация деятельности, недопустимость чего. Под-черкнул Президент Украины Л. Кучма в выступлении на VII Чрезвычай-ном съезде УСПП;

злоупотребление административными методами вовлечения пред-принимателей в члены объединений, что противоречит главным принци-пам их функционирования -- добровольности и демократизму;

использование объединений в качестве средства монополизации определенных секторов рынка крупными предприятиями путем втягивания в свою «орбиту» менее мощных конкурентов;

нечеткое определение функций общественных организаций и хо-зяйственных корпораций;

беспочвенная конкуренция между объединениями работодателей. В частности, недостаточной согласованностью отличается взаимодейст-вие между отдельными объединениями и крупнейшей в Украине общес-твенной организацией работодателей -- УСПП. Кстати напомним, что между крупными, средними, мелкими союзами объективно- существует такое же распределение функций, как и в любой рыночной экономике между гигантскими корпорациями, средним и малым бизнесом.

Наличие этих и других препятствий снова ставит на повестку дня разработку и принятие закона об объединении работодателей, на необхо-димости которого некоторые специалисты настаивали еще в 1997 г.

Итак, чтобы существенно улучшить положение дел, государство дол-жно занять в данном вопросе четкую и логичную позицию, направив свои действия на институализацию корпоративных интересов и их согла-сование с задачами, стоящими перед органами власти.

ГЛАВА 2 ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ВИДЫ

Производство товаров и услуг требует соединения экономических сил или, как мы рассматривали ранее, экономических ресурсов. Это мнение происходит в рамках предприятия. Предприятие выступает таким образом, как особый институт, в котором посредством определенной организационно-правовой формы взаимодействуют предприниматели, менеджеры, работники, на постоянной основе организуется производственный процесс -- преобразование экономических, а также реализация созданных товаров и услуг. Предприятие нередко называют основным звеном экономической темы (другими звеньями можно считать домашние хозяйства, институты государственного управления экономикой). Это утверждение базируется на том факте, что именно предприятиями создается подавляющая часть национального производства товаров и услуг. А с другой стороны, предприятие является той главной ареной, где осуществляется экономическое сотрудничество людей.

2.1.Сущность и основные черты предприятия. Сущность и цели

предприятия

Предприятие -- это обособленная экономическая структура занимающаяся производством и реализацией определенных товаров и услуг. Предприятие может быть создано, учреждено как частными предпринимателями, так и государством. В развитых странах мира инициатива создания предприятия в большинстве случаев принадлежит частным лицам. В Украине до начала 90-х годов едва ли не все предприятия создавались государством. Начиная с 90-х годов в связи с трансформацией экономики начал развиваться процесс создания предприятий частными лицами. Поддержку этому процессу в определенной степени оказала и приватизация части производственного капитала.

Частные предприниматели создают предприятия, как правило с целью получения денежных доходов в форме прибыли. Государство, создавая предприятия, преследует обычно более разнообразные цели: Это может быть стремление повысить уровень национальной безопасности или решить какие-то экологические проблемы, необходимость создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, потребность организовать производство некоторых товаров и услуг, которые не являются достаточно экономически выгодными для бизнеса, и т.д. Между предприятиями, созданными частными лицами и государством, cyществуют и другие отличия, которые будут рассмотрены далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.