скачать рефераты

МЕНЮ


Валютная политика в современной России

Валютная политика в современной России

38

Курсовая работа

Тема: Валютная политика в современной России

Москва 2009

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Общие положения 5
    • 1.1 Нормативное регулирование валютного законодательства 5
    • 1.2 Понятие валютного права, объекта, субъект 9
  • Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 21
    • 2.1 Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации 21
    • 2.2 Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства 25
  • Заключение 35
  • Список литературы 38

Введение

Формирование современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX вв. В этот период сформировались объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.

Существенную роль сыграл постепенный отказ большинства стран мира от применения золотого стандарта как стихийного регулятора валютного курса. Это было связано с негативным влиянием золотого стандарта на процессы международной концентрации и централизации капитала.

Дальнейшее прогрессивное развитие МВО, обусловлено главным образом, созданием мирового рынка товаров и услуг. А так же колоссальным увеличением всемирного товарооборота, глобализацией систем связи и транспорта, углублением международного разделения труда и, вследствие этого, широкой интернационализацией хозяйственных связей и формированием мировой системы хозяйств [7, с.15].

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.

Конкретные задачи валютной политики включают в себя:

ь преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;

ь введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;

ь переход к конвертируемости валюты;

ь стимулирование притока иностранных инвестиций;

ь либерализацию валютного режима и др.

Внутренняя валютная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере обращения валютных ценностей, а также национальных инвестиционных и общеэкономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны как субъекта мирового хозяйства. Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование и осуществление валютного контроля.

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы «Валютная политика современной России» в том, увеличилось количество организаций, осуществляющих свою деятельность, попадающую под валютное законодательство, и им необходимо знать нормы, регулирующие общественные отношения по совершению валютных операций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также нормы ответственности за валютные правонарушения.

Цель курсовой работы - рассмотреть реализацию валютной политики в РФ.

Задачи курсовой работы

ь рассмотреть валютное законодательство РФ;

ь определить понятие валютного права, его объекта и субъекта;

ь рассмотреть, как осуществляется валютное регулирование и валютный контроль в РФ;

ь выяснить, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение действующего валютного законодательства.

Объект: Валютная политика

Предмет: Валютная политика современной России

Глава 1. Общие положения

1.1 Нормативное регулирование валютного законодательства

Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, то есть возможность его эволюционирования

Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:

ь валютное законодательство, принимаемое государственными органами;

ь валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;

ь регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом механизме. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации [1].

Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

К нему относят:

ь Конституция Российской Федерации

ь Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ

ь Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

ь Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.)

ь Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

ь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Рассмотрим основной документ, который регулирует валютные отношения в России, - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"[5]. В нем говорится о том, какие фирмы и в каких ситуациях могут рассчитываться в иностранной валюте.

Этот закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Также, в законе:

ь уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков

ь вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж

ь устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (то есть из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни)

ь дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

Следует отметить, что в 173-ФЗ не предусматривается разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала.

Также, законом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе173-ФЗ содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами.

Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

Закон делит всех физических и юридических лиц на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

ь граждане России;

ь иностранцы, постоянно живущие в России;

ь российские фирмы;

ь дипломатические и другие официальные представительства России за границей.

Статус резидента нужно подтвердить документами. Так, основной документ, который подтверждает российское гражданство, - паспорт. Но в зависимости от ситуации гражданство могут подтверждать и другие документы (свидетельство о рождении, удостоверение личности офицера и т.д.).

Следует отметить, что если гражданин России временно выехал за границу, он все равно считается резидентом. Нерезидентами становятся только те россияне, которые там постоянно живут (то есть у которых есть вид на жительство в какой-либо стране или аналогичный документ).

Для иностранцев документом, который подтверждает постоянное проживание в России, является также вид на жительство. Его выдают паспортно-визовые управления МВД. А подтверждением того, что фирма создана и зарегистрирована в России, является свидетельство о ее государственной регистрации.

Нерезидентами считают:

ь людей, которые не являются резидентами России. Иными словами, у них нет российского паспорта или вида на жительство;

ь иностранные фирмы, которые зарегистрированы и находятся за пределами России, а также их российские филиалы и представительства;

ь иностранные дипломатические и другие официальные представительства в России, а также международные организации.

Чтобы подтвердить свой статус нерезидента, иностранная фирма может представить выписку из торгового реестра страны, где она зарегистрирована. Такая выписка должна быть обязательно заверена апостилем.

Апостиль - специальный штамп, проставляемый либо консульством, либо "специально уполномоченным органом". Например, в России это нотариальные конторы, в Германии - земельные суды.

Также, в законе отражено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился [8, с.76].

1.2 Понятие валютного права, объекта, субъект

Переход общества на новый путь развития, смена ценностных ориентиров, признание и закрепление прав и свобод человека привели к формированию нового направления правового регулирования, который обеспечивает и гарантирует экономические, гражданские права и в сфере обращения валютных ценностей. Валютное право - система норм, регулирующих общественные отношения по совершению валютных операций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также ответственности за валютные правонарушения.

Объект валютного права - валютные операции, юридические действия, отношения по применению норм права (лицензирование, ответственность). Субъектами валютного права являются физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Методы регулирования включают в себя императивный метод, что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере. Что касается понятийного аппарата, то он приведен в статье 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

"1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.

Законом о Банке России установлено, что рубль - официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации и состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся к валюте Российской Федерации, должны быть выражены в рублях или его составных частях (копейках). К валюте Российской Федерации Закон относит денежные знаки в виде банкнот Центрального банка, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим денег (валюты Российской Федерации) определен статьей 75 Конституции, статьей 140 ГК РФ, статьями 27-34 Закона о Банке России, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России.

В зависимости от способа расчетов валюта Российской Федерации подразделяется на наличную и безналичную (статья 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ. Однако существуют особенности правового регулирования расчетов нормами публичного права, зависящие от характера обязательств, из которых они вытекают:

а) к наличной валюте Российской Федерации, согласно статье 29 Закона о Центральном банке, относятся банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, которые являются безусловными обязательствами Центробанка, обеспечиваются всеми его активами и не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. При этом законодатель установил запрет на какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена (ст. 30 Закона о ЦБР). Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка после предварительного информирования об этом Правительства России и обязательного опубликования описания образцов новых денежных знаков в средствах массовой информации (ст. 33 Закона о Банке России);

б) под безналичной валютой Российской Федерации понимаются средства в рублях, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях на территории России, но к безналичной валюте могут быть отнесены и средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России. При безналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Статья 140 ГК РФ допускает применение в качестве средства платежа иностранной валюты, порядок использования которой регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Статья 1 этого Закона к иностранной валюте относит денежные знаки в виде банкнот, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории того или иного иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

Что касается безналичной иностранной валюты, то к ней статья 1 названного выше Закона относит средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Правовое регулирование порядка расчетов в иностранной валюте подчиняется принципам валютного регулирования, установленным Законом. В зависимости от режима международного использования все валюты подразделяются на:

ь свободно конвертируемые - валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют какие-либо ограничения на их обращение, и они могут свободно обмениваться на другие иностранные валюты;

ь частично конвертируемые - валюты стран, где сохраняются различные валютные ограничения (особенно для резидентов) в отношении определенного круга валютных операций (например, операций движения капитала);

ь неконвертируемые, замкнутые - валюты, которые обращаются только в пределах своей страны и не обмениваются на иностранные валюты;

ь клиринговые - валюты, согласованные участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. В этом случае для ведения международных расчетов государства открывают друг другу счета в какой-либо денежной единице. В рамках клиринговых соглашений предусматривается строгое уравнивание взаимного товарооборота по стоимости;

ь международные валюты используются в международных расчетах и устанавливаются на уровне межправительственных соглашений стран - участников расчетных операций (например, специальные права заимствования, евро - в рамках интеграции валютных систем Европы).

К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подп. 3, 4 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

При этом дан перечень только внутренних ценных бумаг. К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.