скачать рефераты

МЕНЮ


Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

Согласно п. 7 Порядка Министерство экономики рассматривает представленные резидентом документы в течение 10 рабочих дней после их регистрации и выдает заключение или в письменном виде отказывает в его выдаче с указанием основания.

Резидент несет согласно законодательству ответственность за достоверность сведений, которые содержатся в представленных им документах.

В соответствии с п. 9 Порядка в выдаче заключения может быть отказано в случае:

1) представления резидентом документов:

с нарушением требований, установленных Порядком;

содержащих недостоверную информацию;

после окончания установленных сроков;

2) несоответствия представленных резидентом документов законодательству.

В случае устранения недостатков, которые стали основанием для отказа в выдаче заключения, резидент может повторно подать документы для его получения. При этом срок расчетов может быть продлен начиная с даты регистрации в Министерстве экономики повторно поданных документов.

Пунктом 11 Порядка о выдаче заключения установлено, что Министерство экономики информирует в течение 5 рабочих дней с даты его выдачи НБУ и Государственную налоговую администрацию Украины (далее - ГНА).

В случае выявления недостоверной информации в документах, на основании которых выдано заключение, Министерство экономики принимает решение о его отмене с даты выдачи, о чем в письменном виде сообщает резиденту, НБУ и ГНА с указанием основания.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.1999 № 136 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям (далее - Инструкция № 136). В Инструкции № 136 НБУ определяет порядок осуществления уполномоченными банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям и получения резидентами индивидуальных лицензий НБУ на превышение этих сроков.

В силу п. 1.2 Инструкции № 136 при наличии нескольких документов с различными датами подписания с целью контроля за соблюдением резидентом законодательно установленных сроков расчетов используется тот из документов, который подтверждает фактическое выполнение работ или предоставление (получение) услуг согласно всем условиям, предусмотренным договором, и который подписан раньше.

На основании п. 1.3 Инструкции № 136 если договор предусматривает поставку товара (объекта лизинга), осуществление платежа в несколько этапов, то банк осуществляет контроль за сроками расчетов по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки товара (объекта лизинга), а по импортным операциям - отдельно по каждому факту осуществления платежа.

В рамках Инструкции № 136 экспорт - продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров.

Импорт - покупка украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.

Товар - любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи).

Лицензия - индивидуальная лицензия НБУ, выданная на превышение установленных законодательством сроков расчетов.

День возникновения нарушения - первый день после окончания установленного законодательством срока расчетов по экспортной, импортной и лизинговой операции или срока, установленного в соответствии с ранее полученными по этой операции лицензиями.

Осуществление поставки - оформление ГТД (в случае ввоза продукции на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению) или выполнение нерезидентом всех обязательств относительно поставки, возложенных на него по договору (в других случаях).

Если согласно условиям договора валюта платежа (валюта платежа - любая валюта, в которой осуществляется, согласно условиям договора, оплата товара) отличается от валюты цены (валюта цены - любая валюта, в которой устанавливается, согласно условиям договора, цена товара), то банк с целью контроля за полнотой расчетов по этой операции использует предусмотренные в договоре условия перечисления валюты цены в валюту платежа. При отсутствии в договоре условий, предоставляющих возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется перечисление, банк с целью контроля использует:

· официальный курс гривны к иностранным валютам, установленный НБУ на дату платежа, если одной из валют является гривна;

· курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже или установленный Центральным банком стран СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из валют является валютой стран СНГ или Балтии, а другая - не является гривной;

· курс на последнюю дату публикации в Financial Times, которая предшествует дате платежа, указанной в договоре, - во всех других случаях.

Согласно п. 1.5 Инструкции № 136 превышение законодательно установленных сроков расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям резидентов разрешается исключительно при наличии лицензии.

Обязательным условием для получения лицензии является наличие окончательного заключения ГНА о возможности продления этих сроков по внешнеэкономическим договорам резидентов, определенным ст. 6 Закона о порядке расчетов. Без выполнения отмеченного условия ходатайства о получении лицензии НБУ не будет рассматривать.

Если в соответствии с экспортным (лизинговым) договором резидент экспортирует продукцию (передает имущество в лизинг нерезиденту) без ее (его) вывоза с таможенной территории Украины, то банк не осуществляет контроль за сроками расчетов по такому договору (кроме случая, предусмотренного п. 3.6 Инструкции № 136: осуществление контроля за экспортной операцией, по которой продукция, которая была приобретена резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот банк, через который проводилась оплата указанного импортного договора).

В соответствии с п. 1.8 Инструкции № 136 сумма валютной выручки (лизинговых платежей) или стоимость товаров (объектов лизинга) может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по договору:

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) в связи с несоответствием их количественных и (или) качественных характеристик условиям договора - на сумму недопоставленных и (или) некачественных товаров (объектов лизинга). Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация и т.п.), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

· состоится пересмотр цены товаров (объектов лизинга) вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и (или) качественных характеристик товара (объекта лизинга), - на сумму недопоставленных (недополученных) и (или) некачественных товаров (объектов лизинга). Изменение цены товара (объекта лизинга) должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

· товары (объекты лизинга) уничтожены, испорчены, украдены, утеряны - на сумму их стоимости (если право собственности на товар (объект лизинга) в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту). Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение в соответствии с законодательством страны, на территории которой произошли такие события;

· состоится соответствующим образом оформленный возврат товара (объекта лизинга) или его части экспортеру - на сумму стоимости такого товара (объекта лизинга);

· состоится возврат оплаченных импортером средств полностью или частично - на сумму таких средств;

· осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины - на сумму оплаченных налогов, письменно подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента;

· состоится оплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, если оплата резидентом этих вознаграждений предусмотрена экспортным, импортным, лизинговым договорами и (или) подтверждена соответствующим банковским документом (подтверждение не требуется, если комиссионное вознаграждение по каждому отдельному платежу по договору не превышает 50 евро, или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте).

Пунктом 1.9 Инструкции № 136 определено, что экспортная, импортная и лизинговая операции могут быть сняты с контроля при наличии должным образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям зачислением, если:

· требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

· требования однородные;

· срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

· между сторонами не было спора относительно характера обязательства, его содержания, условий выполнения и т.п.

Копии документов, которые подаются резидентом в НБУ и банки (в том числе копии, переведенные на украинский язык), удостоверяются собственноручно подписью резидента (уполномоченного им лица) и оттиском его печати (при наличии).

Договоры с нерезидентами, которые составлены на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык (перевод удостоверяется подписью лица, осуществившего перевод (действительность подписи переводчика удостоверяется нотариально), или нотариусом).

Банки имеют право требовать от резидентов перевода на украинский язык других документов, которые необходимы для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям их клиентов. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на русском языке, а также те, текст которых изложен на иностранном языке с одновременным его изложением на украинском (русском) языке. Не переводятся на украинский язык документы, составленные на иностранном языке, при условии, что они отличаются только цифровой информацией и (или) данными относительно конкретных физических лиц (фамилия, имя и отчество, место проживания) или юридических лиц (наименование, местонахождение) от образца, который переведен с иностранного языка с соблюдением требований Инструкции № 136.

Согласно п. 1.11 Инструкции № 136 основанием для снятия банком с контроля экспортной, импортной и лизинговой операций резидента при условии предоставления последним документов, которые необходимы банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям этого резидента, кроме оснований, предусмотренных Инструкцией № 136, может быть:

· копия оформленной ГТД, засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.1997 № 574 (с изменениями) (далее - Положение о грузовой таможенной декларации), в случае потери резидентом ее оригинала предоставленная по письменному запросу резидента (при наличии информации об указанной ГТД в реестре ГТД);

· письменное сообщение налогового органа об отсутствии нарушений законодательно установленных сроков расчетов по операциям резидента, о которых банком предоставлялась информация этому налоговому органу согласно п. 7.10 Инструкции № 136. Указанное сообщение должно быть засвидетельствовано подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после дня оформления ГТД или подписания акта (другого документа).

В соответствии с п. 2.3 Инструкции № 136 банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции на текущий счет последнего.

Дополнительным основанием для снятия экспортной операции с контроля, кроме зачисления выручки, может быть:

· письменное уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в уведомлении указывается вся имеющаяся в реквизитах платежа информация: номер и дата договора, сумма платежа - в той части, в какой сведения передаются другому банку, и т.п.). Указанное уведомление предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос;

· письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции резидента, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении предоставляется вся имеющаяся в реестре ГТД информация). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу резидента или банка (с письменного разрешения резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос.

Если в соответствии с действующим законодательством Украины ГТД на продукцию, которая вывозится с таможенной территории Украины, не оформляется (вывозится продукция в сумме, не превышающей 100 евро или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте), то банк согласно экспортному договору после поступления выручки за эту продукцию в пользу резидента снимает такую экспортную операцию с контроля.

Банк снимает с контроля экспортную операцию, если взаимные обязательства по экспортному договору частично или полностью не выполнены и происходит частичный или полный возврат резиденту продукции, которая была поставлена им нерезиденту по этому договору, на основании ГТД (типа IM-40 "Импорт", IM-41 "Реимпорт", IM-75 "Отказ в пользу государства", IM-76 "Уничтожение или разрушение") и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а также при условии выполнения требований п. 2.3 Инструкции № 136 (зачисление выручки по этой операции на текущий счет экспортера либо письменное уведомление другого банка о зачислении выручки по этой операции на открытый в этом банке текущий счет резидента либо письменное уведомление другого банка о поступлении реестра ГТД по этой операции резидента) относительно остальной продукции. При отсутствии информации об указанной операции в реестре ГТД дополнительным основанием для снятия экспортной операции резидента с контроля может быть письменное сообщение таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, копия указанной ГТД, которые получены по письменному запросу этого резидента.

В силу п. 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины, если такая продукция в соответствии с законодательством Украины подлежит таможенному оформлению, на основании ГТД (типа IM-40 "Импорт", IM-41 "Реимпорт", IM-72 "Магазин беспошлинной торговли", IM-75 "Отказ в пользу государства", IM-76 "Уничтожение или разрушение") и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД, а в других случаях - после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг.

Дополнительным основанием для снятия операции с контроля, кроме реестра ГТД, может быть:

· письменное уведомление другого банка, которому таможенный орган послал информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра, засвидетельствованное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении указываются номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре информация об операции резидента, а также стоимость продукции в той части, в какой сведения передаются другому банку). Указанное сообщение предоставляется по письменному запросу такого резидента или банка (по письменному разрешению резидента) только банку, который указан в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос;

· письменное уведомление таможенного органа, засвидетельствованное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также засвидетельствованная в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, копия ГТД, которые получены по письменному запросу резидента;

· документы, подтверждающие поставку продукции в пользу резидента-реципиента (получателя) международной технической помощи в соответствии с международными договорами Украины.

Для подтверждения факта получения резидентом услуг от международных информационных и платежных систем используются соответствующие договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует платежная система после осуществления взаиморасчетов, и т.п.

Подтверждением факта получения уполномоченным банком услуг от нерезидента, который взял на себя обязательства выступать официальным агентом этого банка перед Генеральной прокуратурой США и Министерством финансов США (согласно требованиям закона США относительно мер предотвращения терроризма: USA PATRIOT Act of 2001), является открытие или дальнейшее функционирование ранее открытого корреспондентского счета в банке США.

Согласно п. 3.4 Инструкции № 136 при оплате подписных периодических полиграфических изданий основанием для перечисления средств нерезиденту могут быть должным образом оформленная подписная квитанция или выставленный к оплате счет - независимо от фактического срока, за который осуществляется подписка (но не больше 1 года). Если резидент не оформляет акт (или другой документ, удостоверяющий получение резидентом периодических изданий, что подписались), то банк снимает такую импортную операцию с контроля.

В случае возвращения резиденту средств, которые были перечислены в адрес нерезидента по импортному договору в связи с тем, что взаимные обязательства по этому договору частично или полностью не выполнены, резидент самостоятельно передает банку, который по поручению резидента осуществил платеж в пользу нерезидента, копии документов, однозначно подтверждающие возвращение средств (при условии, что средства возвращены на счет резидента в другом банке). Ответственность за нарушение этого условия возлагается на резидента.

Если импорт продукции (услуг, работ) осуществляется без ввоза из-за границы этой продукции (услуг, работ) на территорию Украины, то резидент, кроме предусмотренных п. 3.3 Инструкции № 136 документов, удостоверяющих поставку в его пользу продукции (предоставление ему услуг, выполнение работ), подает также договор, который предусматривает продажу этой продукции нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках, или документы, подтверждающие необходимость использования им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.

Банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только относительно той части импортного договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме (в случае изменения условий бартерного договора, который предусматривает замену обязательств резидента по поставке товара на обязательство относительно оплаты товара нерезиденту полностью или частично в денежной форме).

В соответствии с п. 6.1 Инструкции № 136 банки обязаны требовать от своих клиентов полной информации об экспортных, импортных и лизинговых операциях, расчеты по которым последние проводят через эти банки.

Банки обязаны в случае перечисления резидентом средств в пользу нерезидента, поступления от нерезидента средств в пользу резидента или, если резидент указан в реестре ГТД, требовать от последнего (в зависимости от вида операции): копии договора с нерезидентом, ГТД, актов и других документов, которые подтверждают осуществление экспорта (импорта) продукции, выполнение работ (предоставление или получение услуг), осуществление экспорта прав интеллектуальной собственности, и других документов, которые необходимы банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным и лизинговым операциям его клиентов.

Резиденты обязаны предоставлять банкам копии указанных документов в течение 5 рабочих дней, начиная со дня зачисления на распределительный счет средств, которые поступили в пользу резидентов, или со дня поступления в банк реестра ГТД. Копии этих документов подлежат хранению в деле клиента в течение срока, определенного в Перечне документов, которые образовываются в деятельности НБУ и банков Украины, с указанием сроков хранения, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 08.12.2004 № 601, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 24.12.2004 за № 1646/10245.

Банк регистрирует отмеченные валютные операции своих клиентов в специальных журналах (срок хранения журналов - 10 лет).

Если резидент осуществляет авансовый платеж (предварительную оплату) в любой форме или банк осуществляет платеж в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива, или банк осуществляет платеж на основании предъявленной резидентом ГТД, информация о которой отсутствует в реестрах ГТД, то банк фиксирует в журнале название импортера или лизиногополучателя, поставщика продукции или лизингодателя, страну поставщика или лизингодателя, сумму перечисленных средств и дату их перечисления, дату и номер договора, дату окончания законодательно установленных сроков расчетов, информацию о предоставленных по этому договору резидента лицензиях, дату поставки продукции или объекта лизинга и стоимость поставленной продукции или объекта лизинга.

Согласно п. 6.5 Инструкции № 136 в случае отгрузки резидентом продукции (объекта лизинга) экспортная (лизинговая) операция фиксируется банком в аналогичном журнале после получения реестров ГТД или поступления от нерезидента средств в пользу резидента, или, если резидент самостоятельно любым образом предоставит банку информацию об этой операции (например, предъявит копию лицензии) с одновременным требованием от резидента копий договора, ГТД (если средства, поступившие от нерезидента, не являются авансовым платежом или предварительной оплатой).

Если в платежном поручении банка-нерезидента нет ссылки на договор, на выполнение которого от нерезидента-контрагента поступили средства, то банк требует письменное объяснение от резидента или нерезидента-контрагента относительно отнесения этих средств к конкретному экспортному (лизинговому) договору (если объяснение получено средствами факсимильной связи, то оно далее должно быть подтверждено оригиналом).

В случае экспорта или импорта услуг (работ, прав интеллектуальной собственности) банк фиксирует в журнале наименование импортера, экспортера, страны контрагента-нерезидента, дату и №?договора, дату окончания законодательно установленных сроков расчетов, информацию о полученных по этому договору лицензиях, сумму средств и дату их перечисления или получения, дату подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ (предоставление услуг и т.п.), и сумму средств, отмеченную в этом акте (документе).

В соответствии с п. 6.7 Инструкции № 136 если оплата товара, который импортируется, или объекта лизинга проводится за счет средств, полученных на основании кредитного договора без зачисления этих средств на текущий счет резидента, то контроль по такой операции осуществляет тот банк, который предоставил кредит (независимо от того, открыт ли в этом банке текущий счет резидента) или банк, который обслуживает кредит, привлеченный резидентом от нерезидента.

Если оплата товара, который импортируется, или объекта лизинга проводится за счет иностранной валюты, купленной за собственную иностранную валюту резидента на международном рынке без промежуточного зачисления этих средств на текущий счет этого резидента, открытый в банке, то контроль за такой операцией осуществляет тот банк, который по поручению резидента купил иностранную валюту и перечислил ее по назначению.

Банк, клиентом которого был резидент, должен в течение 3 банковских дней со дня закрытия счета предоставить банку, в котором резидент открывает счет (если резидент сообщил об этом банку), всю имеющуюся у него информацию о незаконченных экспортных, импортных и лизинговых операциях этого резидента, если резидент закрывает счет в одном банке и переходит на обслуживание в другой банк.

Банк, в котором резидент находился на обслуживании, сообщает в произвольной форме налоговым органам по месту регистрации резидента об его незаконченных экспортных, импортных и лизинговых операциях в случае:

· закрытия клиентом-резидентом счета и перехода на обслуживание в другой банк (в том числе при отсутствии в банке информации о банке, в который резидент переходит на обслуживание);

· закрытия банком счета клиента, если операции по этому счету не осуществляются в течение 3 лет подряд и на нем нет остатка средств.

Банк, в котором резидент находился на обслуживании, снимает операции резидента с контроля на следующий рабочий день после дня закрытия счета.

Согласно п. 7.2 Инструкции № 136 если при снятии экспортной операции резидента с контроля банк обнаружит, что в реестрах ГТД нет информации об этой операции, то он в произвольной форме сообщает об этом в налоговый орган (касается только экспорта резидентом продукции, на которую в соответствии с действующим законодательством Украины оформляется ГТД).

Если меняются условия договора, пребывающего в банке на контроле, вследствие чего выполнение нерезидентом обязательств по экспортной операции полностью или частично осуществляется путем поставки товара, то банк в произвольной форме сообщает об этом в налоговый орган.

Если поставка продукции по импортному договору резидента осуществляется без ее ввоза на таможенную территорию Украины и резидент не подал документы согласно требованиям Инструкции № 136, то банк единожды в произвольной форме сообщает об этом налоговому органу.

Если клиент не подал банку документы, необходимые последнему для выяснения состояния расчетов по экспортной, импортной или лизинговой операциям этого клиента, то банк в произвольной форме сообщает об этом в налоговый орган.

Банк, клиентом которого был резидент, при закрытии резидентом счета в этом банке и переходе его на обслуживание в другой или в случае закрытия банком счета клиента в течение 3 банковских дней со дня закрытия счета в произвольной форме предоставляет всю имеющуюся в наличии у него информацию о незавершенных экспортных, импортных и лизинговых операциях этого резидента налоговому органу.

Банк в произвольной форме сообщает налоговому органу о факте снятия с контроля операции резидента на основании документов о прекращении обязательств по этой операции путем зачисления встречных однородных требований по договорам.

В соответствии с п. 7.10 Инструкции № 136 банк предоставляет налоговым органам информацию об обнаруженных в отчетном месяце фактах нарушений в случае непоступления в законодательно установленные сроки (или сроки, определенные в лицензиях) выручки, товаров или объекта лизинга.

В следующем отчетном месяце информация об этих нарушениях уже не предоставляется.

Территориальному управлению НБУ по месту регистрации банка информацию об обнаруженных фактах нарушений банк предоставляет в установленные НБУ сроки, порядке и форме.

Банк не предоставляет налоговому органу информацию, предусмотренную п. 7.10 Инструкции № 136, если резидент подал банку документ, который удостоверяет принятие судом решения об удовлетворении иска резидента относительно взыскания с нерезидента задолженности, которая возникла вследствие несоблюдения последним сроков, установленных договором.

Статьей 16 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 № 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (далее - Декрет) за невыполнение уполномоченными банками, финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи обязанностей по осуществлению контроля за валютными операциями, которые производятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения, установлена следующая ответственность - лишение генеральной лицензии НБУ на право осуществления валютных операций или штраф в размере, устанавливаемом НБУ.

На основании ст. 16 Декрета Положением о валютном контроле, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 № 49 (далее - Положение № 49) устанавливается ответственность за нарушение валютного законодательства. Рассмотрим ряд нарушений, за совершение которых наступает ответственность.

В соответствии с п. 2.5 Положения № 49 неосуществление уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи функций агента валютного контроля в части предотвращения проведения резидентами и нерезидентами через эти учреждения незаконных валютных операций влечет за собой лишение генеральной лицензии НБУ на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25 % от суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти учреждения с нарушением законодательства.

Размер штрафа определяется с разницы между суммой проведенной валютной операции и суммой, которая является нормативно определенной, если в соответствии с законодательством разрешено проводить отдельные валютные операции в установленных суммах. Штраф уплачивается в валюте Украины по официальному курсу гривны к иностранным валютам и банковским металлам, установленному НБУ на день составления соответствующего протокола нарушения валютного законодательства, в случае использования в расчетах иностранной валюты.

Неосуществление уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи функций агента валютного контроля в части информирования в случаях и в порядке, установленных законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами НБУ, соответствующих государственных органов, о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ими валютных операций, влечет за собой следующую ответственность:

· нарушение порядка информирования - наложение штрафа в размере 40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

· нарушение сроков информирования, которое не превышает 10 дней, - наложение штрафа в размере одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый день нарушения;

· нарушение сроков информирования, которое составляет от 11 до 30 дней, - наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

· нарушение сроков информирования, которое составляет более 30 дней, - наложение штрафа в размере 1 % от суммы (стоимости) валютной операции, о которой уполномоченный банк согласно установленному порядку обязан был проинформировать соответствующий государственный орган, но не менее 20 и не более 40 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В случае привлечения уполномоченного банка к ответственности за нарушение функций агента валютного контроля размер одного штрафа не может превышать 1 % суммы зарегистрированного уставного капитала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. - М., 2008.

2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. - 1940. - № 8-9.

3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права - 2007. - № 2.

4. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005.

5. Головин А.Ю., Логвинова И. В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2007.

6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

7. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. - 2008. - № 12.

8. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. - 2008. - № 7.

9. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

10. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.