скачать рефераты

МЕНЮ


Виды аренды транспортных средств

Виды аренды транспортных средств

44

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Виды аренды транспортных средств»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Cтудента 4 курса очной формы обучения

Степных Андрея

Научный руководитель:

Васильев Петр Викторович

Зав. кафедрой Петров Юрий Павлович

кандидат юридических наук, доцент

Москва 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика договора аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

1.2 Элементы договора аренды транспортных средств

1.3 Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств

Глава 2. Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств

2.1 Аренда транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия

2.2 Аренда транспортных средств без экипажа: понятие, существенные условия

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества, а именно - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.

Как следует из формулировок статей 632, 642 Гражданского кодекса РФ Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948 (далее -ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207 (далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.

Цель дипломной работы - исследование теоретических и практических проблем при заключении и исполнении конкретных видов аренды транспортных средств.

Исходя из поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- проанализировать понятие договора аренды транспортных средств;

- выявить основные элементы договора аренды транспортных средств;

- исследовать содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;

- провести сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами перевозки, экспедиции, проката;

- выявить особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков договора аренды транспортных средств с экипажем;

- проанализировать существенные условия и особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без экипажа.

Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на регулирование отношений по договорам различных видов аренды транспортных средств.

Предмет исследования - понятие и особенности отдельных видов транспортных средств.

В дипломной работе применялся диалектический, структурный и сравнительно-правовой методы, формально-юридический анализ и другие.

Хотелось бы отметить, что до сих пор не было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении изложенной проблемы.

Положения дипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948, Кодекса торгового мореплавания РФ Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207, Воздушного кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 24.03.1997. № 12. Ст.1383, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001., Транспортного устава железных дорог Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №2. Ст.170., приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 03.12.2001. № 49 и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.08.2006. № 32, Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 1 и других.

Научная новизна данной дипломной работы состоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортных средств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Глава I. Общая характеристика договора аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

Договор аренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного вида имущества. Очевидным основанием для его выделения послужила необходимость в особом правовом регулировании временного предоставления за плату во владение и пользование специфического имущества - транспортных средств. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда подразделяется на два вида: аренду транспортного средства с экипажем (ст.632-641 ГК РФ) и аренду транспортного средства без экипажа (ст.642-649 ГК РФ).

В литературе высказано мнение о том, что договор аренды транспортного средства, помимо того что имеет специфический предмет, выделяется среди прочих тем, что в обязанности арендодателя может быть вменено оказание услуг по управлению транспортных средством и по его технической эксплуатации. Однако оказание данных услуг не может быть критерием выделения договора аренды транспортного средства среди прочих хотя бы потому, что не обязательно для всех его видов Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М., 2008. С.221.

По договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель (фрахтовщик) предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В торговом мореплавании договор аренды транспортного средства (судна) с экипажем именуется тайм-чартером в противопоставление обычному договору фрахтования, т. е. перевозки (ст. 787 ГК Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948, ст. 115 КТМ Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207).

Оказание услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации придает данному договору аренды черты подряда или возмездного оказания услуг (гл. 37, 39 ГК). Однако оснований для признания данного договора смешанным нет, потому что он прямо урегулирован Гражданским кодексом. Применение к договору аренды транспортного средства с норм о возмездном оказании услуг или о подряде возможно только по аналогии Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М., 2008. С.221-222.

Перечень транспортных средств, которые могут быть переданы в аренду, определяется существующими типами транспорта -- гужевого, автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного, морского, воздушного и космического. При появлении новых типов транспорта указанный перечень может быть расширен.

Передача имущества может быть как по месту нахождения арендатора, так и по месту арендодателя. Так как объект является движимым имуществом, на практике, зачастую возникает вопрос о месте возврата транспортного средства. Приведем пример из практики. «Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о взыскании арендной платы за период просрочки возврата арендованного автомобиля в соответствии со статьей 622 ГК РФ. Суд первой инстанции, установив, что договор аренды автомобиля был досрочно расторгнут, удовлетворил иск. При этом суд исходил из того, что согласно статье 622 Кодекса в случае, если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение и отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (статья 406 ГК РФ). Поскольку в договоре аренды стороны не оговорили место возврата арендованного имущества, суд применил абзац шестой статьи 316 ГК РФ, согласно которому исполнение должно быть произведено в месте нахождения юридического лица, являющегося должником. Материалы дела подтверждали то обстоятельство, что арендованный автомобиль был поставлен арендатором на стоянку и находился там вплоть до его передачи арендодателю. Кроме того, арендатор неоднократно направлял арендодателю извещения о своей готовности возвратить автомобиль. Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что абзац шестой статьи 316 ГК РФ в данном случае применен судом неправильно. Указанная норма распространяется на случаи, когда передача имущества является основной обязанностью должника по договору. В данном же случае обязательство арендатора, возникшее после прекращения договора аренды, состоит не в собственно передаче, а в возврате имущества арендодателю. Поэтому, руководствуясь абзацем первым статьи 316 Кодекса, следует признать, что из существа указанного обязательства вытекает, что возврат должен произойти в том месте, где это имущество было получено арендатором. В этой связи арендатор обязан был передать арендодателю автомобиль в том месте, где он был получен» Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 N КГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru..

Итак, в случае, когда в договоре аренды не определено место исполнения обязательства по передаче движимого имущества арендатором арендодателю после прекращения договора аренды, имущество подлежит передаче в том месте, где оно было получено арендатором.

Помимо аренды с транспортом связаны также договоры перевозки, экспедиции и некоторые другие. В отличие от перевозки при аренде транспортных средств последние выбывают из владения специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозка же (в том числе при помощи договора фрахтования, предусмотренного ст. 787 ГК РФ) осуществляется без выбытия этих средств из хозяйственной сферы (из владения) перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортировки. Транспортная экспедиция, в свою очередь, предполагает оказание услуг.

Договор аренды транспортного средства с экипажем отличать от договора перевозки. В первом случае транспортное средство передается во владение и пользование на определенный срок без обозначения конкретного груза, подлежащего перевозки на нем. Во втором -- целью договора является именно перевозка без передачи правомочий владения и пользования транспортным средством. Нередко арендатор по договору аренды транспортно с экипажем как раз и выступает перевозчиком по договорам перевозки, заключенным с третьими лицами Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 122 -124.

Особенности аренды транспортного средства с экипажем на морском транспорте, помимо упомянутых выше, состоят в следующем:

в изъятие из абз. 2 ст. 606 ГК не все доходы, полученные в рамках тайм-чартера, поступают арендатору. Доходы, полученные от спасания, распределяются в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения (ст. 210 КТМ) Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000. С. 178;

при нарушении обязанности возврата судна в установленный срок арендатор обязан уплатить арендную плату (фрахт) за время просрочки, причем не только по договорным ставкам (как сказано в абз. 2 ст. 622 ГК Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948), но и по рыночной ставке фрахта, если она выше, чем та, которая установлена тайм-чартером (п. 3 ст. 204КТМ). Разумеется, в этом случае арендодатель вправе потребовать и возмещения убытков Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000.С. 179-180;

3) при просрочке уплаты арендной платы (фрахта) свыше 14дней арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (п. 2 ст. 208 КТМ) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207. Все иные арендодатели должны предварительно предупредить арендатора о расторжении договора, которое будет производиться в судебном порядке и только при невнесении арендной платы более двух раз подряд (ст. 619 ГК) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В этом определении договора отражены три его специфические черты:

предмет договора -- транспортное средство любого вида;

управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендатор самостоятельно или при помощи третьего лица (но ни в коем случае не арендодателя);

транспортное средство передается во владение и пользование арендатору. Арендодатель не сохраняет владение предметом договора.

Цель договора -- получить во владение и пользование транспортное средство и самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

Соответственно содержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено по сравнению с общими правилами об аренде в сторону расширения обязанностей арендатора.

В то же время ряд норм касается обоих видов договоров аренды транспортных средств. Договоры аренды транспортных средств обеих разновидностей сформулированы как реальные (ч. 1 ст. 632, ч. 1 ст. 642 ГК) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948.

Договоры аренды транспортных средств должны быть заключены в письменной форме независимо от их срока и стоимости передаваемого в аренду имущества. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948. Разумеется, речь в данном случае может идти только о тех транспортных средствах, которые относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК) и сделки с которыми подлежат по общему правилу регистрации. Отказ законодателя от использования процедуры регистрации объясняется, по-видимому, тем, что транспортные средства способны легко перемещаться в пространстве. Поэтому защита прав собственников транспортных средств (обладателей иных вещных прав) путем регистрации договоров аренды бессмысленна. Ведь потенциальному нарушителю достаточно угнать транспортное средство. В то же время необходимость регистрации осложняет жизнь добросовестным участникам гражданского оборота Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2009. С.243..

Предельные сроки договора аренды транспортных средств законом не установлены. Однако к нему не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК). По истечении срока договор прекращается (абз. 2 ст. 632 и абз. 2 ст. 642 ГК РФ). Однако это обстоятельство не препятствует сторонам по взаимному согласию заключить новый договор.

Аренда транспортных средств гражданами - потребителями осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой первой Закона о защите прав потребителей.

Наконец, транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных ГК РФ, особенности аренды отдельных видов транспортных средств. Аренда транспортных средств специально регламентируется только применительно к автомобильному, морскому и внутреннему водному транспорту. Остальные транспортные уставы положений на этот счет не содержат.

Аренда железнодорожных транспортных средств если и возможна, то только без экипажа. Но и эта возможность вызывает серьезные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные перевозки можно сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 124.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.