Виды и правовые формы обеспечения занятости
Виды и правовые формы обеспечения занятости
29
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости
Глава 2. Субъекты правоотношений в сфере занятости
Глава 3. Государственная политика в области содействия занятости населения
Заключение
Библиографический список
Введение
Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Вот уже 16 лет она живёт по новым законам.
С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.
«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой будут сейчас рассмотрены.
Глава 1. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости
Занятость -- это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В соответствии с Законом о занятости можно выделить три признака занятости:
a) наличие трудовой и общественно полезной деятельности;
б) законность этой деятельности;
в) как правило, наличие дохода, хотя дохода может и не быть, например, у студента вуза, обучающегося по дневной форме обучения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, поэтому занятость может быть выражена в различных видах деятельности.
Виды занятости показывают, где занят гражданин, то есть указывают на форму применения труда граждан.
Согласно закону о занятости занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также работа по авторским договорам;
5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы;
8) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
9) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, альтернативной гражданской службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
10) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Исходя из этого можно выделить два вида занятости:
1) занятость как трудовую деятельность;
2) занятость как общественно полезную деятельность.
Под трудовой деятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, деятельность по авторским договорам, сюда же можно отнести предпринимательскую деятельность, службу в органах внутренних дел и в вооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так не приносящей доход, относится обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи с призывом на военные сборы либо привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе.
Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.
Основными формами обеспечения занятости являются:
1. Информирование о рынке труда, то есть каждому безработному служба занятости предоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у него специальности, о динамике рынка труда.
2. Бесплатное подыскание подходящей работы.
3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.
4. Занятость в отъезд, то есть предоставление рабочего места в другом населенном пункте с компенсацией расходов по переезду, что способствует осуществлению территориального перераспределения рабочей силы.
5. Молодежная практика, то есть трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу с частичным покрытием затрат работодателя на заработную плату за счет специальных средств.
6. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.
7. Привлечение к общественным работам.
8. Квотирование рабочих мест, то есть установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан. Квота -- это минимальное количество рабочих мест, установленное в процентах от среднестатистической численности работников организаций, учреждений, для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
9. Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан -- органы службы занятости предоставляют возможность получить знания об основах предпринимательской деятельности.
10. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договор о том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.
Глава 2. Субъекты правоотношений в сфере занятости
Субъектами правоотношений в сфере занятости являются:
1) органы государственной власти;
2) органы федеральной и государственной службы занятости;
3) профсоюзы;
4) работодатели;
5) граждане.
Среди полномочий органов государственной власти законодательство выделяет полномочия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере занятости.
К полномочиям федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ относятся:
-- реализация основных направлений государственной политики в сфере занятости, предупреждение массовой безработицы;
-- принятие законов, иных нормативных актов, устанавливающих общие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости;
-- разработка и обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости;
-- формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан;
-- определение минимальных обязательных норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
-- координация деятельности органов государственной власти по вопросам занятости населения;
-- формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций.
Органы государственной власти субъектов РФ, учитывая осложнение ситуации в сфере занятости, имеют право установить новые критерии подходящей работы по сравнению с теми, которые указаны в законодательстве, ввести упрощенную процедуру признания гражданина безработным по сравнению с установленной процедурой в законодательстве и упрощенный порядок регистрации и перерегистрации безработных граждан, изменить порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, при этом должен соблюдаться общий принцип регулирования трудовых отношений -- не допускается ухудшение положения работника по сравнению с действующим законодательством.
Важным полномочием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является то, что по предложению органов службы занятости, профсоюзов или иных представительных органов работников они могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о массовом высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
Полномочия Федеральной государственной службы занятости, которая является единой Федеральной системой органов и учреждений, регулируются Законом РФ «О занятости населения в РФ», Положением о федеральной государственной службе занятости, утвержденным Постановлением Верховного Совета от 08.06.1993 г., Положением о департаменте федеральной государственной службы занятости населения, утвержденным Министерством труда от 14.08.1998 г., Конвенцией МОТ № 88 «Об организации служб занятости».
Основными задачами государственной службы занятости являются: реализация государственной политики занятости в целях предоставления безработным гражданам мер социальной защиты, осуществление анализа рынка труда, разработка и реализация федеральных территориальных и иных целевых программ занятости населения.
Основным направлением деятельности государственной службы занятости является содействие безработным гражданам в поиске работы, работодателям -- в подборе необходимых работников, а также организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан и реализация основных прав безработных граждан, то есть предоставление пособия по безработице, стипендий в период обучения, организация общественных работ, предоставление дополнительной помощи отдельным категориям социально незащищенных граждан -- инвалидам, несовершеннолетним гражданам, лицам, впервые ищущим работу, беженцам и переселенцам, семьям, где оба трудоспособных родителя являются безработными, гражданам, уволенным из вооруженных сил, и членам их семей, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации.
Субъектом правоотношений в сфере занятости являются профсоюзы.
Права профсоюзов в сфере занятости определены в Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законе РФ «О занятости населения в РФ», согласно которым профсоюзы имеют право:
1) принимать участие в разработке государственной политики в сфере занятости;
2) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости; 3) выступать с инициативой о принятии органами государственного управления и местного самоуправления решения о поэтапном проведении или приостановлении массовых увольнений.
Работодатели, как участники правоотношений, имеют право:
a) самостоятельно решать вопрос о том, кто из работников будет принят на работу. То есть лица, имеющие направление от службы занятости, обладают такими же правами при трудоустройстве, как и другие граждане, если только они не направлены на работу в счет квоты;
б) получать бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
в) по договоренности со службой занятости на частичное возмещение затрат на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации;
г) право на обжалование действий органов государственной службы занятости в вышестоящий орган или суд. Служба занятости населения: профориентационная работа : : учебное пособие / С. Н. Испулова ; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск : МаГУ , 2005 - 111 с.
Работодатель обязан:
1) осуществлять учет мнения профсоюзной организации при увольнении работников, являющихся членами профсоюза по п. 2, 3, 5 ст. 81 Трудового кодекса;
2) предупреждать выборный профсоюзный орган в письменной форме о массовом увольнении не менее чем за 3 месяца, а о проведении увольнения в связи с сокращением численности и штата работников -- за 1 месяц;
3) своевременно не менее, чем за 3 месяца представлять профсоюзу и органам службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях с указанием численности и категорий увольняемых с работы;
4) предоставлять в службу занятости информацию по поводу каждого работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением им численности штата, в которой указывается специальность, квалификация, должность и размеры его средней заработной платы;
5) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
6) ежемесячно представлять в службу занятости информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов;
7) ежемесячно отчислять в федеральный бюджет средства на финансирование мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан. Служба занятости населения: профориентационная работа : : учебное пособие / С. Н. Испулова ; Магнитогорский гос. ун-т Магнитогорск : МаГУ , 2005 - 111 с.
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также лиц, направленных в счет квоты, работодатели обязаны произвести целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в 5-дневный срок обязан возвратить в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Наиболее детально в законе о занятости разработан правовой статус граждан, им предоставлено право:
1) на информацию, включая право на профессиональную консультацию;
2) пособие по безработице;
3) содействие в подыскании подходящей работы;
4) профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации;
5) оказание психологической поддержки;
6) общественные работы;
7) дополнительные меры социальной поддержки (социальную помощь).
Более подробно правовой статус будет рассмотрен в 6 вопросе темы.
Глава 3. Государственная политика в области содействия занятости населения
Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.
Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами.
Особую роль играют международные акты -- «Всеобщая Декларация прав человека», Международный пакт «О экономических, социальных, и культурных правах», «Декларация прав и свобод человека и гражданина», предусматривающие полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Бессонов Ю. П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах / Ю. П. Бессонов. - М. : Ось-89, 2005. - 240 с.
Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, так как в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 14 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее -- Закон о занятости). В Закон «О занятости населения в РФ» 1991г. постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Во-первых, конкретизированы основания признания гражданина безработным. Во-вторых, постоянно снижается уровень социальной защиты безработных, показателем которого является размер пособия по безработице. Если в первоначальной редакции не устанавливался максимальный размер по безработице, и это было обусловлено тем, что в фонд занятости работодатель производил отчисления в процентном отношении к оплате труда по всем основаниям, то в дальнейшем был установлен максимальный размер пособия по безработице на уровне средней заработной платы в регионе. В июле 1999 г. максимальный размер пособия понижен до прожиточного минимума по субъекту РФ, в августе 2000 года уменьшен и минимальный размер пособия. Это свидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином. Бессонов Ю. П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах / Ю. П. Бессонов. - М. : Ось-89, 2005. - 240 с.
Страницы: 1, 2
|