скачать рефераты

МЕНЮ


Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплаты производятся от 5 до 20%. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержания должен назначаться с учётом материального положения, наличия семьи, в частности родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле за ходом его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.

В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных либо исправительных работ они могут быть заменены арестом.

Арест является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству. Он назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от одного до четырёх месяцев. Арест по своей юридической природе является наказанием, близким к лишению свободы. Арестованный по приговору суда ограничивается в свободе передвижения, выборе занятий. Местом его пребывания становятся специально отведённые учреждения, дислоцированные в районе постоянного жительства осужденного. Краткий период не позволяет рассчитывать на проведение активной воспитательной работы с подростком. Предупредительное (можно сказать, «шоковое») воздействие должно оказать неотвратимость изоляции на определённое, пусть даже продолжительное время.

Арест применяется к несовершеннолетним при наличии двух условий, одно из которых - возраст - непосредственно указано в законе. Преступление, таким образом, может быть совершено и в более раннем возрасте, но к моменту провозглашения приговора подсудимому должно исполниться шестнадцать лет. Арест надо применять в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в преступлении небольшой тяжести, нуждается для исправления во временной изоляции от той среды, которая способствовала совершению им преступления.

Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т. п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.

2.3. Лишение свободы на определенный срок

Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (ч.6 ст.88 в ред. ФЗ от 08.12.03 №162-ФЗ).

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, сокращается наполовину (ч.61ст.88 введена ФЗ от 08.12.03 №162-ФЗ).

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющимся особо тяжким. Суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч.5 ст.73 УК РФ (ч.62 ст.88 введена ФЗ от08.12.03 №162-ФЗ)

При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такая позиция законодателя объясняется тем, что сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь “сверхсмягчающего” значения.

Глава 3. Назначение наказания несовершеннолетнему

Общие начала назначения наказания в своей основе распространяются и на назначение наказания несовершеннолетним. В разделе пятом УК РФ имеются дополнения к общим началам назначения наказания (ст. 89 УК), обязывающие суд учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Под влиянием старших следует, очевидно, понимать отрицательное влияние, которое способствовало или привело несовершеннолетнего к совершению преступления. Кроме того, суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ст. 89 УК). Некоторые из приведённых положений нуждаются в дополнениях, связанных главным образом с личностью несовершеннолетнего и обстоятельствами и характером совершённых преступлений.

Вместе с тем суд в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности виновного, а также других обстоятельств дела может отойти от общего правила и назначить для отбывания лишения свободы несовершеннолетним мужского пола колонию с более легким режимом, т. е. вместо колонии усиленного - в колонию общего режима. Усиление вида режима несовершеннолетним законом не допускается.

Определяя несовершеннолетнему отбывание наказания в воспитательно-трудовой колонии, суд не предрешает вопроса о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведён для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным 18-летнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой должно быть продолжено отбывание наказания.

Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательно-трудовой колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима - в исправительно-трудовую колонию общего режима; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершённого преступления, личности и поведения осужденного. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально- технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.

Ч. 2 ст. 43 УК содержит новое положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием, предусмотренным законом. Это положение имеет большое значение для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Между тем, как отмечается в Обзоре судебной практики «Применения судами законодательства и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних», всё ещё имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Наряду с этим допускается и другой недостаток: несовершеннолетним иногда назначаются и неоправданно мягкие меры наказания, не соответствующие тяжести совершённых преступлений и личности виновных.

Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей его личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными, близкими, сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Необходимо иметь в виду также условия жизни и воспитания подростка, способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

3.1. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Имеется целый ряд особенностей, относящихся как к личности несовершеннолетнего, так и к юридической оценке его поведения при совершении преступления и обстоятельств, которые привели конкретное лицо к преступлению.

Особенности, относящиеся к личности несовершеннолетнего, обусловлены возрастом и условиями его психофизического развития. У несовершеннолетнего нередко оказываются, смещены представления о границе добра и зла, шалости и правонарушения. Даже совершая тяжкое преступление, он иногда не осознает в полной мере общественного значения своих действий и наступивших последствий. Такие свойства личности, как правило, исчезают с возрастом.

Но при совершении тяжких преступлений они могут свидетельствовать и о высокой общественной опасности личности несовершеннолетнего. Поэтому рекомендуется учитывать при назначении наказания условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.

При назначении наказания серьезное внимание должно быть уделено анализу субъективной стороны преступления, совершенного несовершеннолетним.

Здесь важно, действовал ли он умышленно или неосторожно; если умышленно, то было ли преступление задумано заранее или было совершено случайно в сложившейся ситуации. Должна быть оценена степень вины несовершеннолетнего, которая зависит не только от большей или меньшей обдуманности умысла, но и от большей или меньшей полноты осознания им самого преступления. Существенное значение для назначения наказания имеет выяснение и оценка мотивов совершения преступления. Опыт показывает, что мотивы здесь менее низменны, чем у взрослых, в них нередко переплетаются интересы взрослых и потребности несовершеннолетних, их мотивы чаще, чем у взрослых, зависят от ситуации.

Для назначения наказания несовершеннолетнему, важно проанализировать объективную сторону преступления: роль данного лица при подготовке и совершении преступления группой, характер конкретных действий в момент преступления, отношение к наступившим последствиям, поведение непосредственно после окончания преступления.

В числе других обстоятельств, которые часто учитываются судами при назначении наказания несовершеннолетним, необходимо назвать возраст несовершеннолетнего, совершение преступления впервые, чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, совершение преступления под влиянием взрослых, а также в силу стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств и др.

При решении вопроса о наказании несовершеннолетнего суд должен учитывать ряд положений, вытекающих из уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Суд должен исходить из того, что несовершеннолетнему может быть назначено наказание, но могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия.

Приняв решение о назначении наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о виде наказания и возможности повлиять на его поведение в будущем без применения лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №1 в редакции от 21 декабря 1993 г. "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним подсудимым в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества (БВС РФ, 1994, №2).

Определив несовершеннолетнему вид наказания, суд должен рассмотреть вопрос о возможности назначения ему наказания более мягкого, чем предусмотрено законом. После определения размера наказания обсуждению подлежит вопрос о возможности условного осуждения несовершеннолетнего. При условном осуждении суд разрешает вопрос о необходимости назначения несовершеннолетнему общественного воспитателя1

Назначаемое несовершеннолетнему с учетом его возраста наказание должно быть справедливым, учитывающим обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность.

Заключение

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач. Говоря о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет в значительной мере увеличилось число правонарушений, совершённых несовершеннолетними: (….) если несколько лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 6% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 12% (…).

При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

Особенностью видов уголовной ответственности назначаемых несовершеннолетним является то, что они определяются возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности.

В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и слияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

Задача эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Список использованных нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики:

I. Нормативно - правовые акты

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. От 8 декабря 2003 г.)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г.№7«О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». БВС РФ.- 2000 г.- №4.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №1 «О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы».

II. Специальная литература.

1. Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. // Уголовное право РФ.- М.: Академия, 1980 г.- 358 с.

2. Наумов А.В. Российское уголовное право: Общая часть. // - М.: Юрайт, 2000 г. - 168 с.

3. Якубов А. Е. Условно-досрочное освобождение от наказания и обратная сила уголовного закона. - М.: Право, 1998г. - 154 с.

4. Меркушов А.К. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. - М.: Российская юстиция, 2000г. - 46 с.

5. Донченко А.В. Ненаказуемый вандализм. - М.: Российская юстиция, 1998г. - 57 с.

6. Сафуанов Ф. Е. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого. - М.: Российская юстиция, 1997г. - 125 с.

7. Кудрявцев И.Н., Морозова М.А. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК. - М.: Российская юстиция, 1997г. - 105с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.