скачать рефераты

МЕНЮ


Виды юридических лиц

2.2.3 Дочерние и зависимые общества.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Правила о дочерних и зависимых обществах являются новыми для российского законодательства, и ГК РФ дает лишь самые общие положения, которые нашли свое развитие в других нормативных актах. В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним обществом признается общество при наличии любого из трех признаков:

- преобладающее участие другой коммерческой организации в ее уставном капитале;

- наличие договора об управлении или ином участии в обществе, предоставляющее возможность давать ему обязательные для исполнения указания;

- иные возможности влиять на решения, принимаемые дочерним обществом. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. - М., 1995. C. 75

При наличии этих условий контролирующее общество или товарищество должно солидарно отвечать по сделкам, заключенным его дочерним обществом во исполнение обязательных для него указаний первого общества или товарищества. Если же дочернее общество станет банкротом по вине материнского общества, последнее будет нести дополнительную (субсидиарную) ответственность по его долгам. В то же время дочернее общество не отвечает по долгам материнской организации, а его участники могут потребовать от последней возмещения убытков, причиненных дочернему обществу по вине контролирующего юридического лица.

Зависимые общества взаимно участвуют в капиталах друг друга, хотя степень этого участия не позволяет квалифицировать их взаимоотношения как отношения материнского и дочернего общества. В то же время ст. 106 ГК РФ определяет такую зависимость как переход 20-процентного участия одного общества в уставном капитале другого. В этом случае сведения о взаимном участии подлежат официальному опубликованию, и действующее законодательство, связанное с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, предусматривает предел взаимного участия в капиталах друг друга и лимит для количества голосов, которыми одно общество может пользоваться при принятии решения другим (зависимым) обществом.

Итак, характерным для хозяйственных обществ является объединение не личных усилий участников, а их имуществ. Участники не отвечают по обязательствам фирмы (за исключением обществ с дополнительной ответственностью), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение, нехарактерное для товариществ. Уменьшение размера уставного капитала общества возможно лишь после уведомления всех его кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).

2.3. Производственный кооператив.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан (физических лиц) на основе членства, созданное для совместной хозяйственной деятельности, которая основана на личном трудовом участии и объединении имущественных взносов. При этом члены такого кооператива несут дополнительную ответственность по его долгам при недостатке имущества самого кооператива в пределах, установленных законом и уставом юридического лица. Кооператив - объединение граждан, не являющихся предпринимателями, но участвующих в его деятельности личным трудом. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут быть его участниками лишь в случаях и в пределах, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива.

Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения независимо от размера его пая, а чистый доход распределяется между его членами с учетом, прежде всего их трудового участия в деятельности кооператива, а не пропорционально паям. Это характеризует кооператив как артель - особую форму организации трудовой и предпринимательской деятельности граждан, основанную на началах равенства всех ее участников. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004. C.152

Действующее законодательство дает возможность участия в производственном кооперативе юридических лиц (п. 1 ст. 107 ГК РФ), в первую очередь коммерческих организаций, способных обеспечить внесение значительных имущественных взносов для учреждения материально-финансового положения кооперативов. Однако не исключается участие в них и некоммерческих организаций (благотворительных и иных фондов, потребительских кооперативов), а также физических лиц, вносящих лишь имущественный вклад, но не привлекающихся к личной трудовой деятельности. При этом их участие в производственном кооперативе должно быть ограничено, чтобы не превращать его в хозяйственное общество. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Устав кооператива является его единственным учредительным документом, и основные требования к его содержанию предусмотрены в п. 2 ст. 108 ГК РФ, где особо выделяются условия об уплате паевого и других взносов (в частности, вступительного), в том числе для «финансовых участников», о трудовом участии членов кооператива в его деятельности; о размере субсидиарной ответственности членов кооператива по долгам последнего (обычно кратного паевому взносу или долевому участию). При отсутствии в уставе производственного кооператива условий, указанных в ГК РФ, он не подлежит регистрации. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004. C. 153

Члены производственного кооператива имеют право на участие в управлении его делами, и получение части прибыли, ликвидационную квоту (остаток имущества, распределяемый между членами кооператива после его ликвидации и удовлетворения претензий кредиторов); свободный выход из кооператива с получением своего пая; передачу пая или его части другим лицам.

Вместе с тем члены кооператива обязаны вносить соответствующие имущественные взносы (паевые, вступительные и иные, предусмотренные уставом или решением общего собрания); участвовать личным трудом в его деятельности, соблюдать трудовую и производственную дисциплину (кроме «финансовых участников», на которых эта обязанность не распространяется); нести иные обязанности, прямо предусмотренные законом или уставом (например, по сохранению коммерческой тайны кооператива).

Производственный кооператив является единственным собственником своего имущества. Деление его имущества на паи не приводит к созданию общей долевой собственности, а является лишь способом определения размеров возможных требований члена кооператива к этой коммерческой организации в случае его выхода. В производственном кооперативе обязательно образуются паевой (уставной) фонд, резервный (страховой), а также неделимые (фонды подлежащие разделу между членами кооператива только в случае его ликвидации, после удовлетворения претензий кредиторов) и другие фонды.

Важной особенностью производственного кооператива является распределение полученной прибыли по трудовому участию, а не по размеру.

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета и исполнительных органов: правления и (или) председателя (п. 1 ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.

Члены кооператива, по общему правилу, вправе передать свой пай или его часть другим лицам, что влечет необходимость личного трудового участия нового члена в деятельности кооператива. В этом случае, если член кооператива выходит из него и полностью передает новому члену свой пай, никаких выплат юридическое лицо ему не производит. Законом или уставом кооператива может быть предусмотрен запрет отчуждения пая или его части посторонним лицам или допускается его продажа только с согласия кооператива, причем члены кооператива могут пользоваться правом преимущественной покупки такого пая (ст. 250 ГК РФ). Наследники умершего члена кооператива, к которым перешел пай или его часть, принимаются в члены кооператива при условии, когда такая возможность прямо предусмотрена его уставом. В противном случае они получают компенсацию в виде денежного эквивалента пая либо соответствующего имущества.

При выходе из кооператива его бывший участник также получает право требовать выдачи ему части имущества кооператива, причитающегося на его пай, кроме неделимых фондов, и, чтобы не поставить кооператив в затруднительное положение, ГК РФ разрешает производить соответствующую выдачу (выплату) по окончании финансового года и утверждении баланса кооператива.

ГК РФ предусматривает возможность реорганизации путем преобразования кооператива лишь в форму хозяйственного товарищества или общества, которое осуществляется по единогласному решению всех его участников (п. 2 ст. 112 ГК РФ).

К преимуществам производственного кооператива можно отнести отсутствие установного капитала, что не влечет обязанности учредителей вносить какой-то минимум средств, без которых невозможно со-здание кооператива, что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволя-ет им участвовать в хозяйственных обществах. Минимальный размер имущества кооператива определяется его паевым фондом, который обра-зуется за счет паевых взносов членов кооперати-ва.

Специфической особенностью правового стату-са кооператива является то, что член определенного кооператива является од-новременно и его работником и его хозя-ином. В то же время субсидиарная ответственность помогает обеспечить стабильность имущественной базы кооператива.

2.4 Государственные и муниципальные предприятия.

Еще одним видом коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - «Волтерс Клувер», 2004 г. С.208

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий является устав.

Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. - «Юстицинформ», 2005 г. С. 142

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

3. Некоммерческие юридические лица.

3.1. Потребительский кооператив.

Гражданский кодекс РФ относит к некоммерческим организациям потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Каждая из перечисленных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель - социальная. Гражданское право России: Курс лекций.Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 90.

Потребительский кооператив как некоммерческое объединение граждан, юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами, основанное на членстве участников и их паевых взносах, не предполагает обязательного личного участия в его делах Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля 2006 г) Ст. 145.. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.

ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).

Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.

В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.

3.2 Общественная и религиозная организация (объединение).

К некоммерческим организациям, как добровольным объединениям граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, относятся общественные и религиозные организации. Они также являются юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений и приобретают правовое положение, регулируемое нормами гражданского права. ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.) Ст. 5.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.