скачать рефераты

МЕНЮ


Влияние иностранного права на русское право

Российское государство приобрело характер империи -- государства, стремящегося к беспредельному расширению территории, к навязыванию своего универсального порядка всем окружающим народам, к созданию огромного гетерогенного пространства, составленного из сохраняющих свой уникальный правовой статус зависимых от метрополии территорий. С.В.Лурье описала это так: задача государства - устанавливать границы православного царства, а обращать туземное население в православие -- дело промысла Божьего Лурье С.В. От Рима до России ХХ века: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. № 4.. Российское государственное освоение новых территорий происходило как "оцентрирование пространства" -- создания городов, острогов, казачьих лагерей, строительство часовен, наконец, просто водружение крестов. Другими словами, происходило создание центров власти, православия и благочестия. Империя распространялась от центра к центру, наподобие того, как распространяли веру все христианские путешественники -- от испанских конкистадоров до казаков-первопроходцев Замятина Н.Ю. Модели политического пространства // Полис. 1999. № 4. С. 29-32.. При этом период объявления Москвы "Третьим Римом" стал периодом самых обширных территориальных завоеваний России (взятие Казани и Астрахани, Ливонская война, создание великоросско-малоросского пограничья, освоение Сибири и т.п.) Ильин М.В. Этапы становления внутренней геополитики России и Украины // Полис. 1998. № 3. С. 87..

Итак, кульминация восприятия византийской идеи права привела к началу второго этапа развития русского права. Этот этап принёс с собой теократическую идеологию, воплотившуюся в воссоздании универсальной христианской империи, в особой системе судебного процесса, в закреплении христианских принципов правового регулирования, в специфической карательной политике российского государства. В то же время направление развития российского права, заданное рецепцией права византийского, объективно отдаляло российскую правовую систему от пути развития западной юриспруденции. Отныне российское правоведение культивировалось как часть практики властвования монарха и его слуг, имеющее мало общего с профессиональной деятельностью западных юристов с университетской подготовкой.

Российское право с XV по конец XVII века развивалось относительно самостоятельно, имея византийский образец как становящееся все более и более смутным воспоминание о генетическом предшественнике, о великой культуре, одухотворяющей жизнь последователей. Однако, развиваясь самостоятельно, российское право и государство, в конце концов, запутались уже не в унаследованных, а собственных противоречиях. Споры внутри православной Церкви, ереси подрывали стабильность российского государства. Мучительные сомнения в подлинности монарха -- вершителя Божьей воли -- приводили к распространению мнения о "неподлинности" царя, о том, что он является не помазанными на царство подобием Христа, а Антихристом. Этим во многом объясняется большое число народных бунтов, действие в стране многочисленных шаек "лихих людей", появлению самозванцев -- претендентов на царский престол, время от времени собиравших значительное число последователей. В конечном итоге разразилась внутрирусская гражданская война (Смута начала XVII в.), а Речь Посполитая попыталась овладеть Россией.

К XVIII веку тенденция изменения правовой системы России, связанная с принятием наследства "Второго Рима", явно ослабилась, государство и право вступили в полосу кризиса. "Третий Рим" все явственнее стал проигрывать в военно-политическом, экономическом и культурном аспекте странам Западной Европы. Встал вопрос о выборе нового "образа Будущего" для общества, в том числе нового государственно-правового строя. Выбор России вновь совершился в пользу заимствования чужой государственно-правовой традиции. Но теперь образцом для копирования стали не византийские, а западные государство и право.

Таким образом, период господства идеи «Москва - Третий Рим» в российском обществе вообще и в развитии российской правовой системы в частности нельзя определить как очередной период рецепции иностранного права. Причинами этого могло стать падение Константинополя и последовавшая за этим вольная или невольная изоляция России от сношений с казавшимися чуждыми культурами западноевропейских государств. Так или иначе, в этот исторический период российская правовая система развивалась относительно самостоятельно, ранее получив импульс для дальнейшего формирования в виде византийской идеи права. Результатом этого стало приспособление некого симбиоза норм византийской церковно-правовой культуры и норм обычного права к реалиям современных общественных отношений, итогом которого стало создание недостаточно стабильного правового образование, что впоследствии послужило причиной обращения к западноевропейскому правовому опыту.

2.3 Вестернизация российской правовой системы в XVIII-начале XX вв.

Активное взаимодействие России с западными государствами, начавшееся в конце XVII века, выражалось не только в экономических и культурных взаимоотношениях, но и в военных столкновениях. Это стало одной из главных причин выбора Россией западноевропейской модели развития общества, в том числе и российского государства и права. Этот этап рецепции российской правовой системой иностранного права часто нарывают этапом вестернизации российского права, то есть построение его в соответствии с западными образцами.

Результатом Ренессанса и Реформации в Западной Европе стало появление рационалистического типа мышления. В соответствии с идеями рационализма право перестало быть выражением воли правящих кругов, право стало рассматриваться как регулятор и стабилизатор общественных отношений, технология решения социальных проблем, чем оно и признаётся до настоящего времени. Именно господство идей рационализма привело к появлению в Западной Европе юриспруденции, абсолютно независимой от религии, что, в свою очередь, позволило создать более совершенную юридическую технику и правовой терминологический аппарат, а также привело к прогрессивному развитию юридического образования.

Государства, которые ни территориально, ни идеологически не принадлежат к западноевропейской культуре, пытаясь наиболее приблизится к уровню развития стран Европы, часто выбирали путь тотального копирования европейских моделей экономики, политики. Право также не стало исключением, выступив в качестве одного из объектов заимствования. Весьма показательны примеры прямого заимствования западного законодательства странами, не принадлежащими к западноевропейской культуре: французского гражданского кодекса 1804 года ("Кодекса Наполеона") -- Румынией, арабскими странами (Египтом, Сирией, Ливаном) и др.; Германского гражданского уложения 1900 г. -- Японией, Сиамом, Китаем, Грецией и др. Очерки кодификации и новеллизации буржуазного гражданского права. М.: ВЮЗИ, 1983. C. 21, 37..

Россия в этом плане также не стала исключением. Первые попытки соответствовать европейским культурным образцам предпринимали ещё до Петра I, однако окончательно они были воплощены в результате тотальной рецепции западной государственно-правовой традиции, проведённой Петром I и его последователями. Рецепция была весьма сложным и мучительным процессом, продолжавшимся не одно столетие. Начало рецепции было положено военной экспансией Петра I, выступившей способом приблизиться, географически влиться в Запад, а закончилось секуляризацией государственно-правовой жизни и массированным заимствованием нормативно-правовых предписаний и юридических техник.

Культурный шок от введения новых государственно-правовых порядков был настолько велик, что в конце XVII -- начале XVIII века в стране широко распространились предания, согласно которым Петр I был не "природным", а подменным царем. Якобы, он был подменен немцами (при рождении, во время путешествия за море и т.п.). Петр -- немец, т.е. человек "непонятный", "лукавый". Старообрядцы вообще объявили его Антихристом, нарушающим вековые традиции Белобородова И.Н. Этноним "немец" в России: культурно-политический аспект // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 98-102.. Восприняв западные государственно-правовые традиции, российское общество было обязано отказаться от идеи о самобытности русского народа и особенном, неповторимом пути развития российского государства, на которой до конца XVII века основывалось миропонимание русских.

Начиная с XVIII века, непосредственные заимствования текстов иностранных правовых норм в России имели колоссальные масштабы. Первоначально рецепции подверглось шведское право, а также французские, германские, датские правовые нормы (среди примеров можно назвать утвержденный в 1720 году Генеральный регламент или Устав коллегиям, в основу которого был положен шведский Канцелярский устав 1661 года, Артикулы Воинские 1716 года, полностью заимствованные из шведских военных артикулов 1621-1632 гг.). Процесс рецепции иностранного права сопровождался систематизированием накопившейся к тому времени нормативно-правовой базы, кардинальными изменениями юридической техники, в результате чего русское право переняло западную отраслевую структуру, а также множество правовых норм и институтов, не имевших ранее места в российской правовой системе, среди которых вексельное право (Вексельный устав 1729 года), нормы, регулирующие разработку недр, новые огранизационно-правовые формы юридических лиц и прочие. Окончательно была закреплена наибольшая юридическая сила письменного нормативно-правового акта над иными источниками права. Был совершён переход от каузального характера правовой нормы к абстрактно-общему, традиционные юридические ритуалы, носившие характер юридических фактов, были вытеснены формальными моментами такими, как, например, письменная форма сделок или их регистрация Исаев И.А. История России: Правовые традиции М.: ЮКИС, 1995. С. 72-152..

При этом петровская рецепция права сопровождается и значительными изменениями в системе государственного управления. Созданы регулярные армия и флот, знатность происхождения как основание занятия государственных должностей заменена принципом выслуги и служилой пригодности (Табель о рангах 1722 года), приказная система управления и боярская дума уступили своё место министерствам, создавались предпосылки для формирования профессиональной школы, в том числе и юридической, создание Синода, которое лишний раз подтвердило главенство светской власти над церковной Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 164-167.. Фактически Россия подверглась «темповой модернизации», в том числе её государство и право, на базе западных ценностей и идей.

Система государственного управления при этом заимствовалась у Швеции, модели профессиональной подготовки юристов и государственных служащих - у Франции и Германии. Одновременно предпринималась попытка восприятия западной идеи, согласно которой право рассматривалось как особый способ решения социальных противоречий. Развитие российского права на западный манер стало определяться все более нарастающим стремлением к приведению жизни в порядок на основе разумного понимания целей индивидуальной и общественной жизни.

Достаточно интересным представляется тот факт, что рецепция западного права не ограничивалась копированием только правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, заимствовались также основные правовые институты и принципы функционирования правовых систем. Так, составленный в 1766 году Екатериной II «Наказ», направленный Уложенной комиссии, содержал принципы правовой политики, а также принципы, которым должно соответствовать российское законодательства. В «Наказе» заимствования из трактата Ч.Беккариа "О преступлениях и наказаниях", трактата Ш.Монтескье "О духе законов", "Энциклопедии" Д.Дидро и д'Аламбера составили более 80% статей (всего их было 526) и 90% текста. Проникновение в XVIII веке в Россию идеи естественного права послужило, по мнению В. Н. Синюкова, основой для формирования современной российской теории права, возникшая как компиляция сугубо европейских доктрин естественного права в его абсолютистских интерпретациях, чуждых русскому правовому сознанию и традициям русской общественно-политической и философской мысли Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994. С. 119-120. .

XVIII век в истории русского права был ознаменован тотальной рецепцией права западноевропейского образца, тем не менее довольно существенные реформы, затронувшие все сферы общественной жизни, не получили должного отражения в области частного права. «Русский народ продолжал жить в соответствии с обычаями, только управляла им более эффективная и властная администрация. Два русских царя - Петр I и Екатерина II - не смогли осуществить предполагавшийся ими пересмотр Уложения царя Алексея Михайловича, чтобы принять по предложению

Петра кодекс шведского образца, а по предложению Екатерины - кодекс, составленный в духе школы естественного права» Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967..

Во многом определяющим событием для России в начале XIX века стала Отечественная война 1812 года и последовавший за ней заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.). Результатом этих событий стало практически первое непосредственное знакомство русского народа с западноевропейской культурой. Однако однозначной оценки в русском обществе цивилизация Западной Европы не получила. Для одной части общества это стало очередным подтверждением самобытности пути развития России, для других - возможностью созерцания наглядного примера зарубежного образца жизни общества, в том числе и правового. Первыми, кто наиболее колоритно заявил о необходимости кардинальных изменений, стали декабристы, придерживавшиеся получивших распространение на Западе идей конституционализма. К середине века как результат ознакомления русского общества с западным возникли течения западников и славянофилов. Первые, как и декабристы, выступали за продолжение культурного диалога с Западом, вторые - за самобытность развития России, поддерживая идею официальной народности. Спор между этими течениями внёс немалый вклад в развитие русской общественной мысли, в том числе и правовой.

XIX век в истории права получил название века кодификаций. В первую очередь это относится к государствам Западной Европы, где широкое распространение получили буржуазные идеи, основанные на принципах общественного договора и естественного права. Среди таких государств наиболее ярким примером является Франция, где в начале XIX века были приняты пять кодексов, называемых кодексами Наполеона. В России же систематизация законодательства тесно связана с именем М. М. Сперанского, результатом работы которого стало создание Полного собрания законов Российской Империи, а затем и Свода законов Российской Империи. Новеллой Свода явилось деление права на публичное и част-ное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к рим-скому праву. Эти группы законов М.М. Сперанский называл государственными и гражданскими Летяев В.А. Рецепция римского права в России ХIХ -- начала ХХ в.(историко-правовой аспект). -- Волгоград: Издательство Вол-ГУ, 2001. C. 53.. Можно говорить о том, что в первой половине XIX века рецепция иностранного права в России проявилась не столько в восприятии конкретных правовых норм, институтов, отраслей или других элементов правовой системы, сколько в заимствовании идеи систематизации законодательства как наиболее рационального способа стабилизации и упорядочивания законодательной базы и правовой системы вообще,.

Рецепция же непосредственно права в Росси воспринималась неоднозначно, и, в первую очередь, это касалось права гражданского. Систематизация гражданского права в 1832 году была проведена впервые. По мнению М. М. Сперанского российское законодательство должно основываться исключительно на национальных правовых нормах. Однако, начиная с момента принятия первой редакции Свода законов, немало исследователей оспаривали факт использования при его составлении только национальных норм и институтов. Точки зрения на эту проблему были различны: одни считали, что Свод законов полностью копировал статью Французского гражданского кодекса 1804 года, другие полагали, что из Французского кодекса была позаимствована лишь конституирующая часть, основанная ещё на римском праве, третьи отстаивали национальную исключительность и неповторимость Свода.

В начале XIX века как результат диалога с Западной Европой в России продолжает своё интенсивное развитие юридическая наука. Тенденции её развития во многом совпадают с развитием права, то есть заимствуется большое количество материала различных правовых школ (исторической, естественно-правовой) и философских течений (немецкая философия), который через некоторое время перерабатывается и приобретает неповторимый российский «оттенок». Так, например, идеи немецкой исторической школы права в России трансформировались в идею официальной народности и «государственную школу» историков русского права и государства. Хотя, с другой стороны, следует говорить не столько о влиянии на отечествен-ное правоведение немецкой исторической школы права, сколь-ко об идейном совпадении немецкой концепции с русской идеологией «православия, самодержавия, народности» Летяев В.А. Рецепция римского права в России ХIХ -- начала ХХ в.(историко-правовой аспект). -- Волгоград: Издательство Вол-ГУ, 2001. С. 64.. Развитие юридической науки, в свою очередь, определило и развитие школы подготовки профессиональных юристов.

По мнению В. А. Летяева, XIX век стал ключевым этапом восприятия российской правовой системой римского правового наследия: «Наследие римского права стало важнейшей составляющей, на которой выстраивалось развитие русского права и отечествен-ного правоведения. Оно помогало русскому праву, при сохранении своих самобытных черт, довести свою систему до научных тео-ретических образцов, содержащихся в римском праве. И это, на наш взгляд, нисколько не принижало отечественное право, напро-тив, поднимало его понятийно-категориальный аппарат, русскую правовую науку и образование юристов до современного уровня развития европейской юридической науки» Рецепция римского права в России XIX - начала XX в. (Историко-правовой аспект) : автореферат дис. на соиск. учен. степ. д. ю. н. Саратов, 2001./ Летяев В. А. С. 16...

Хотя, нужно отметить, что римское право не реципировалось, да и не могло реципироваться напрямую, от первоисточника. Сложно представить, что более чем через тысячелетие, пройдя через далеко не одну правовую систему, оно полностью сохранило свой первозданный вид и в этом самом виде влилось в русское право, однако его роль в формировании современного образа права, в том числе и российского, сложно переоценить.

Тотальная рецепция западного права российской правовой системой протекала несколько отлично от стран Запада по причине существенных различий в общественном мировоззрении между этими цивилизациями.

Вестернизация государства и права в России осуществлялась в результате реформ, т.е. она осуществлялась по воле и по инициативе монарха, а, следовательно, в России продолжало существовать восприятие права как приказа власти. Этот взгляд был необычайно близок русско-византийской традиции правопонимания и сильно отличался от копируемого западного образца, который ориентировался на разделение государства и гражданского общества и включал в качестве универсальной правовой парадигмы "борьбу за право" (выражение, приписываемое одному из самых известных немецких правоведов XIX в. Р.Иерингу Иеринг Р. Цель в праве. Т.1. Спб., 1881.), то есть борьбу индивида за свои права, которая является его обязанностью, как в отношении его самого, так и идеи права, на которой основывается стиль судопроизводства западных стран. Тем самым рациональность права и государства, внедрявшаяся в России была всего лишь одной из форм западного рационализма. Вместо рациональности как свободы разумного выбора каждым индивидом своего варианта действия, была воспринята рациональность как утилитарный расчет, объединение различных социальных факторов ради того, чтобы добиться наиболее оптимального, с точки зрения объединяющего, поведения своего и окружающих. В России этим "объединяющим" выступила публичная власть, а ее воля -- воплощением разумности права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.