скачать рефераты

МЕНЮ


Внутриорганизационные конфликты в сфере государственного управления и пути их решения

Внутриорганизационные конфликты в сфере государственного управления и пути их решения

Тема: Внутриорганизационные конфликты в сфере государственного управления и пути их решения

Содержание

Введение

1. Теоретические основы анализа внутриорганизационной конфликтности сотрудников

1.1 Конфликты как объект государственного управления

1.2 Роль конфликтов в государственной среде

1.3 Сущность, типы, причины конфликтов. Этапы протекания конфликта

2. Основные направления профилактики и разрешения внутриорганизационных конфликтов в государственном управлении

2.1 Методы психокоррекции конфликтного поведения

2.2 Способы и приемы профилактики и предотвращения внутриорганизационных конфликтов

2.3 Пути конструктивного разрешения внутриорганизационных конфликтов в Центральном отделе ЗАГС города Тюмени

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В настоящее время Россия переживает эпоху форсированного целевого перехода из одного качественного состояния в другое. Социальным механизмом этого перехода служат реформирование общественных отношений, многоплановая адаптация социальных групп и слоев к изменяющимся условиям жизни. В России происходят глубокие социально-экономические, социально- демографические и социально-психологические трансформации.

Избежать конфликтов в организациях, в том числе в структуре государственного управления невозможно, так как они являются постоянным спутником нашей повседневной жизни и деятельности. Но и оставлять конфликты без внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, а затем и общеорганизационный, они могут привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям. Поэтому необходимо управлять социальными факторами конфликтности в организациях, а для этого изучать причины возникновения конфликтов, исследовать их типичные модели, этапы и динамику. Большинство условий и факторов возникновения и последующего разрешения конфликтов носит социальный характер, так как отражает особенности социального поведения и взаимодействия. Поскольку субъективную составляющую конфликтного взаимодействия между людьми устранить невозможно, то следует сделать акцент на грамотное управление поведением персонала организации.

Вместе с тем речь не должна идти о полном устранении конфликтов из практики управления. Социальные организации, в которых отсутствуют конфликты, обречены на угасание. Целесообразно осуществлять поддержание рационального для данной организации уровня конфликтности и грамотно использовать позитивные функции конфликтов.

Говоря о конфликте как необходимом атрибуте деятельности государственного органа, необходимо отметить качественное отличие этого явления в условиях кризиса. Речь идет о следующих особенностях и сложностях управления в этом режиме.

Во-первых, повышенная конфликтность в связи с сопротивлением процессам обновления, необходимости освоения новых образцов поведения.

Во-вторых, расширение сфер "общешумовых" конфликтов, порождаемых совместной деятельностью людей и субъединиц в организации.

Управление кадрами в условиях кризиса обостряет требования к способностям руководителя разрешать конфликтные ситуации. Анализ опыта управления в кризисной ситуации российских руководителей показывает, что выход из подобных ситуаций является для них сложной задачей. При этом необходимо отметить, что по некоторым оценкам у руководителей уходит до 20% рабочего времени на решение конфликтных вопросов.

В современной российской действительности проблема внутриорганизационного конфликта становится одной из самых важных в области социальных отношений. Прежде всего, это относится к сфере трудовых отношений и, в частности, к управленческой деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у руководителей навыков в управлении конфликтами. Все более актуальной становится разработка системы управления социальными факторами конфликтности в организациях.

Учет влияния социально-экономических, социально-демографических и социально-психологических факторов в процессе управления конфликтностью в организациях оказывает существенное влияние на предотвращение внутриорганизационных конфликтов.

Вышеизложенное определяет актуальность и своевременность исследования вопроса внутриорганизационных конфликтов в сфере государственного управления.

На современном этапе развития государственного и муниципального управления, действия нового законодательства, избранная тема приобретает новое звучание, она требует определенного переосмысления проблемы с учетом достижений современной науки, потребностей практики, в новых современных социально-экономических и политических условиях.

Несмотря на актуальность данного исследования в литературе вопросам внутриорганизационных конфликтов не уделяется должного внимания. До настоящего времени по этому вопросу нет глубокого исследования. Следует отметить, что различные вопросы внутриорганизационных конфликтов освещались в работах следующих авторов: А. Г. Здравомыслов, В. М. Кудрявцев, А. К. Зайцев, А. Г. Ковалев, Ю. А. Тихомиров, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А.А. Ершов и др.

Объектом в настоящем исследовании является государственный орган управления - Центральный отдел ЗАГС города Тюмени.

Предметом, в свою очередь, являются факторы конфликтности в государственных органах как средство государственного управления.

Цель нашего исследования состоит в анализе системы управления конфликтностью в государственном управлении, основных направлений предупреждения и разрешения конфликтов на основе теоретического анализа и выявления особенностей влияния социальных факторов на конфликтность в государственном управлении.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы факторов конфликтности в государственном управлении.

2. Изучить сущность и содержание факторов конфликтности в государственном управлении.

3. Проанализировать систему управления конфликтностью в Центральном отделе ЗАГС города Тюмени.

4. Предложить правила предупреждения и разрешения конфликтов в государственном управлении.

Методологическую базу исследования составляет комплексный программно-целевой подход к изучению внутриорганизационных конфликтов, основой которого являются положения общенаучного диалектического метода познания окружающей действительности, а также общенаучные и специальные методы: наблюдение, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, историко-правовой, социологический и др.

Теоретической и методологической основой нашей работы являются: самостоятельные направления конфликтологии, такие как общая теория конфликтов; социология конфликтов; производственная конфликтология; юридическая конфликтология; организационная конфликтология; психология конфликтов и т. д.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из двух глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что учет влияния социально-экономических, социально-демографических и социально-психологических факторов в процессе управления конфликтностью в органах государственного управления оказывает существенное влияние на развитие государственного управления; использование рекомендаций по применению основных приемов и способов предупреждения и разрешения конфликтов в системе государственного управления позволяет существенно повысить эффективность управления персоналом государственных органов.

1. Теоретические основы анализа внутриорганизационной конфликтности сотрудников

1.1 Конфликты как объект государственного управления

Наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, занимаемое людьми в императивно координированных ассоциациях, в которых одни управляют и командуют, другие вынуждены подчиняться и исполнять директивы и указания, а сами конфликты определяются сознанием людей, несовпадением индивидуальных и общественных ценностей, разладом между ожиданиями, практическими намерениями и поступками, непониманием ими своих действий по отношению друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации, недостаток и некачественность информации, а то и вообще ее искажение. Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех желающих были бы полностью удовлетворены. Однако, указание источников конфликтов, да еще в такой расплывчатой форме, как "неравенство", "неравномерность", "дисгармония", не дает возможность сформулировать проблему прогнозирования действий противостоящих сторон. Проблема формулирования конфликта как объекта управления государством проистекает, как известно, из того особенного свойства конфликта, которое заключается в его субъективности.

В конфликт вступают люди со своими потребностями, которые могут быть представлены как значимые либо через интерес, либо ценности. Потребность же носит всегда личностный характер и может быть опубличена только через интерес и ценности. В этом свойстве человека кроется субъективный источник конфликта. Конфликт связан с тем, что потребности индивидов либо удовлетворяются, либо нет. Поэтому взаимодействие индивидов по поводу своих потребностей может осуществляться как положительно, так и отрицательно. Конфликт связан с ответом на вопросы, удовлетворяются или нет потребности индивида, и в какой мере это удовлетворение осуществляется. При полном удовлетворении потребностей человеку нет необходимости осуществлять противодействующее взаимодействие, при неполном удовлетворении потребностей - такая необходимость возникает. Но в условиях ограниченного производства положительное удовлетворение потребностей одних всегда сопряжено с неудовлетворением или частичным удовлетворением потребностей других.

Основой негативного взаимодействия выступает одна и та же потребность, которая не в состоянии быть удовлетворена одинаково полно при существующих условиях для каждого индивида. В силу того, что взаимодействие осуществляется по поводу потребностей и удовлетворяющих их предметов, столкновения людей носят острый характер, доводимый порой вплоть до взаимного уничтожения. Исходя из того, что потребности есть субъективный источник конфликта, а сами потребности, в свою очередь, зависимы от производства, производство выступает объективной основой конфликта в обществе. Однако не всякое производство выделяется в предмет конфликта, а только то, которое значимо для всех индивидов, а предмет, произведенный им, полезен всем. Значит, в продуцировании конфликта принимают участие индивиды, чьи потребности как удовлетворяются, так и не удовлетворяются существующим производством. При этом удовлетворенные индивиды осуществляют действия, направленные на сохранение существующих форм производства и удовлетворения потребностей. Действия по сохранению и по изменению форм производства и удовлетворения потребностей представлены как противодействия. Сила действия и противодействия зависима как от форм организации действующих и противодействующих сторон, так и от формы организации самого общества.

Надо различать объективные основания негативного взаимодействия между людьми и субъективные основания этого взаимодействия. Объективные основания подобного взаимодействия находятся в производстве потребностей человека, субъективные основания в самих этих потребностях. Несоответствие между производством и потребностями людей, противоречия между объективной и субъективной основами бытия человека порождают такие взаимодействия в обществе, которые всегда сопряжены с конфликтом. Поэтому иногда на почве видимого согласия вдруг разрастается невыносимый по своей силе и размаху конфликт, в основании которого покоится разрыв между производством и потреблением. Борьба, сопровождающая всю историю человечества, есть борьба не столько субъективных рефлексий. В Уставе ЮНЕСКО записано, что войны начинаются, прежде всего, в сознании людей, сколько реально существующих материальных потребностей людей, удовлетворение которых ограничено существующим производством. На основе ограниченного производства и вступающих с ним в противоречие потребностей людей возникают то ничем не сдерживаемые, то сдерживаемые со стороны как государства, так и иных социальных образований конфликты. Поэтому общество в действительности представлено как система сдержек и противовесов (Ш. Фурье), как институциализированное общество, посредством которого негативное взаимодействие приобретает цивилизованные формы, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил и потребностей, и неинституциализированное общество, где представлено либо никем не контролируемое, либо особым способом контролируемое господство случая и конфликта.

Конфликт есть результат неинституционального негативного взаимодействия индивидов в обществе, контроль за которым либо ослаблен, либо совсем отсутствует. Под негативным взаимодействием необходимо понимать такое взаимодействие индивидов, при котором индивиды или часть из них не в состоянии удовлетворить в полном объеме накопленную сумму потребностей в системе господствующих отношений. Поэтому конфликт в своей основе имеет вполне реальное, жизненное противоречие, которое осмысливается и оценивается по-разному в силу того, что участниками этого взаимодействия являются неравно вооруженные различными капиталами люди (или агенты у П. Бурдье).

В силу того, что источником конфликта являются базовые свойства индивидов и общества, конфликт "расползается" по различным сферам жизни, приобретая свою сферальную специфику. Последняя выражается в артикуляции конфликта на том языке, где или в какой сфере жизни людей локализуется конфликт, а также в специфических методах предупреждения и разрешения конфликта. Так политический конфликт есть негативное взаимодействие между индивидами, а также политическими объединениями, выражающими их интерес, которое предполагает положительный результат (государство или закон) для одной из сторон данного негативного взаимодействия. Поэтому политическая борьба (постоянно воспроизводящийся политический конфликт) имеет обостренные формы, которые мы не наблюдаем в иных сферах жизни общества. Социальный конфликт есть форма негативного взаимодействия между индивидами и социальными объединениями, также выражающими их интерес, которое предполагает такую форму организации совместной жизни, при которой воспроизводятся неравные свойства этих индивидов. При этом под неравными свойствами индивидов надо полагать неодинаковым образом ограниченную способность присваивать социальный продукт. Под последним понимается созданный на базе существующего производства продукт, удовлетворяющий потребности индивидов. Ограниченная способность присваивать достижения цивилизации является результатом негативного взаимодействия в социальной сфере жизни. Различные объединения индивидов, возникающие на тождественных основаниях, выступают институциализированной формой существующего негативного взаимодействия, снимающей конфликтргенный характер социальных отношений или воспроизводящей его во взаимодействии с другими подобными социальными образованиями, чей интерес носит совпадающий характер. В условиях политической организации общества социальный конфликт редуцируется в политический конфликт, и это происходит тем чаще, чем больший контроль за общественными процессами осуществляет государство. Конфликты в экономике - такое же распространенное явление, как конфликты в политике и социальной сфере. Особенностью экономического конфликта является то, что они возникают в результате негативного взаимодействия между людьми как носителями производительных и потребительных способностей одновременно. Поэтому производство и отношения, выстраивающиеся на его основе, порождают негативное взаимодействие неинституционального характера не так часто. Даже конкуренция, которая является провоцирующим элементом негативного взаимодействия, находясь под контролем, ослабляет конфликтогенный характер в экономической жизни общества. Экономический конфликт, в силу значимости экономики для жизни общества в целом, редуцируется в политический конфликт практически незамедлительно. Иногда за политической борьбой мы не можем различить борьбу экономических интересов. Совокупность негативных взаимодействий в экономике порождает кризис - такое состояние экономики, при котором ослабевает стимулирующая способность прибыли. Прибыль в негативно взаимодействующей экономике может пониматься как результат конкурентного, а значит, и негативного взаимодействия. Экономическая борьба за наивысшую прибыль есть ключ к пониманию форм негативного взаимодействия не только в экономике, но и в других сферах жизни.

Итак, конфликт - это результат негативного взаимодействия в обществе, полагающий изменения отношений в сторону развитой потребности индивидов. Однако сущность негативного взаимодействия выражается не только возрастающими потребностями, но и способностью общества в лице различных социальных сил сдерживать последовательный ход развития производства и потребностей индивидов. Данное негативное взаимодействие, источником которого являются базовые потребности индивидов, не желающих изменения потребностей других индивидов, порождает целую гамму противоречий переходящих в антагонизм. В связи с негативным взаимодействием, стороны которого всегда нацелены на противодействие, общество образует совокупность индивидов, находящихся в противостоянии друг другу. Для государства подобное противостояние есть естественное социальное условие существования, та питательная среда, из которой оно всякий раз черпает свои жизненные силы. Но в то же время государство возвышается над грубым материальным интересом и предстает в другом обличий, снимающем это противостояние и утверждающем родовую сущность человека, делая его равноправным гражданином государства и членом общества. В связи с этим государство может как провоцировать негативное взаимодействие усилением неравенства в обществе, так и ослаблять негативное взаимодействие усилением равенства. Усиление неравенства влечет за собой обострение конкурентной борьбы и усиление экономических мотивов производства. Усиленный мотив влечет повышенную производительность, повышенная производительность - расширение потребностей, расширение потребностей - усиление негативного взаимодействия. Круг замкнулся, породив новый конфликт на новой ступени взаимодействия. Потому государство, воздействуя на негативное взаимодействие индивидов, разрешая конфликт, порождает новый.

Способность конфликта переходить из одной сферы жизни общества в другую или локализоваться в одной из сфер жизни и при этом в основе своей иметь базовые интересы людей, предполагает контроль за его протеканием, а также некоторые предупреждающие и разрешающие конфликт действия из единого центра. Государство в силу специфики негативного взаимодействия осуществляет легитимированное воздействие не на сам конфликт, а на условия, его порождающие, и поэтому государство использует не только управленческие, но и регулирующие способности, не только разрешая, но и предупреждая конфликт. Условиями негативного взаимодействия индивидов являются его потребности и ограниченный предмет этой потребности. Потребностями могут быть названы такие свойства индивида, которые в силу его телесной и духовной организации с необходимостью заставляют его присваивать предметы материального и духовного порядка. Индивид обладает свойством или способностью присваивать предметы необходимые ему для поддержания в нормальном состоянии организма и мозга. Данная способность индивида предопределяет его взаимодействие с другими индивидами. Контуры этого взаимодействия как раз и определяются набором потребностей. Воздействие на этот набор потребностей индивида со стороны государства является основной управленческой парадигмой государства. Однако прямое воздействие со стороны государства на потребности индивида возможно в ситуации, когда товарно-денежные отношения парализованы и не являются господствующими отношениями. В товарно-денежных отношениях воздействие государства на свойства индивида осуществляется через доход и налоги. Подобное регулирование придает конфликту институциональный характер, вводит негативное взаимодействие индивидов в рамки существующих институтов. Доход и налог - видимая линия воздействия государства на условия провоцирующие конфликт, воспроизводящие конфликт. В этом действии государства выражается предупреждающий конфликт характер государства. Государство тем самым является институтом предупреждения и разрешения конфликта одновременно. Этот метод или способ разрешения и предупреждения конфликтов называется институциональным. Особое значение в данной деятельности государства приобретает способность государства формулировать и легитимировать нормы индивидуального воздействия, которые, имея абстрактный характер, закрепляются в Конституциях и определяют права и свободы человека и гражданина, составляют основу правового статуса личности (Конституция РФ, 9-23). Норма, равным образом относясь к участникам отношений, предопределяет равное отношение к другому, снимает антагонизм и различия, утверждает положительное взаимодействие. Однако норма имеет свои ограничения, и чем больше они осознаются индивидом, тем в большей степени норма носит принудительный для индивида характер. Государство стремится всякий раз положительно отреагировать на измененное состояние индивида либо ужесточением нормы, либо ее ослаблением. При этом достигается равновесие между вступающими в отношения, а государству вновь удается институциализировать конфликт, Институциализация конфликта издавна практикуется государством. Однако современное государство отличается снижением насильственных форм институциализации конфликта. С современным государством связана и особая форма индивидуальной легитимации институциализации конфликта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.