скачать рефераты

МЕНЮ


Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления города Екатеринбурга

Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления города Екатеринбурга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления города Екатеринбурга

Курсовая работа по основам организации муниципального управления

Студент: Чернова А.В.

Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления

1.1 Вопросы местного значения

1.2 Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

2. Выявление особенностей вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления города Екатеринбурга

2.1 Городская дума города Екатеринбурга

2.2 Глава города Екатеринбурга

2.3 Администрация города Екатеринбурга

2.4 Вопросы местного значения муниципального образования «Город Екатеринбург»

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы - «Вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления города Екатеринбурга» является весьма актуальной на сегодняшний день. Этот вопрос интересен, прежде всего, тем, что является индивидуальным для каждого муниципального образования, поэтому мне как жительнице Екатеринбурга будет весьма интересно разобраться не только в нормативно-правовой базе, самой сути вопросов местного значения, но и в полномочиях органов местного самоуправления. Актуальность данной темы обуславливается так же пересмотром существующего законодательства относительно вопросов местного самоуправления, его реформированием, и, как следствие - изменением его нормативно-правового базиса.

Объектом моей исследовательской работы является местное самоуправление муниципального образования города Екатеринбурга. Предмет исследования заключается в конкретизации вопросов местного значения, характеристике нормативно-правовой базы, четком разграничении прав и обязанностей органов местного самоуправления.

Цель моей курсовой работы состоит в раскрытии особенностей вопросов местного значения и полномочий местного самоуправления.

Задачи:

1. рассмотреть Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

2. рассмотреть Устав муниципального образования «города Екатеринбурга»,

3. сравнить и выделить особенности вопросов местного значения,

4. рассмотреть полномочия местного самоуправления.

Я считаю, что данная тема поможет мне более четко разобраться в вопросах, касающихся местного самоуправления, а структурное изложение материала поможет мне составить наиболее полное представление о значении местного самоуправления в целом.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, закрепленных юридическими документами. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких сферах местной жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа той или иной области муниципальных отношений в данный период времени.

Впервые понятие « полномочия органов местного самоуправления» упоминается в ст.12 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для решения задач и реализации функции местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности и на территории муниципальных образований.

Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются: благоустройство местной территории (в широком смысле - как устройство на благо людей), ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальные услуги).

Все полномочия органов местного самоуправления разделены на:

1. полномочия и вопросы, относящиеся к собственной исключительной компетенции органов местного самоуправления;

2. отдельные государственные полномочия, которыми могут законно наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституция РФ).

В свою очередь, собственные полномочия органов местного самоуправления условно разделяются на два блока:

1. полномочия по решению вопросов местного значения;

2. полномочия по решению вопросов организации местного самоуправления (территориальной организации, формирования органов местного самоуправления и др.).

1.1 ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16).

№ 131-ФЗ выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения в качестве таковых:

1. материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования );

2. формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

Можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1. в области управления муниципальной собственностью;

2. в области бюджетно-финансовой деятельности;

3. в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;

4. в области социальной защиты населения;

5. в области образования и культуры;

6. в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

7. в области охраны окружающей среды и природопользования;

8. в области жилищного строительства;

9. в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

10. в области коммунального и бытового обслуживания населения;

11. в области погребения и похоронного дела.

Вопросы местного значения можно так же классифицировать в зависимости от степени участия государства в их регулировании.

1. Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федеральными и региональными органами власти (в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).

2. Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство).

3. Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района - организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны общественного порядка; предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время; организация основных видов медицинской помощи; организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

Учитывая различные возможности отдельных поселений (например, если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс.жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселений - принимать на себя ряд функций муниципального района.

В № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

Установлено, что перечень вопросов местного значения всех типов муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

1.2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, помимо вопросов местного значения, особым предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение ими отдельных государственных полномочий.

В процессе осуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Российской Федерации.

Исходя из принципов субсидарности, передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень обусловлена экономической, социальной, управленческой и организационно-технической целесообразностью.

Выполнение местными сообществами и их органами не только собственных вопросов местного значения, но и определенной части государственных полномочий исторически практиковалось всегда. В России органы местного самоуправления искони исполняли определенный объем государственных полномочий и государственных обязанностей.

Государственные полномочия сегодня - это государственные полномочия Российской Федерации и государственные полномочия субъектов федерации.

Государственные полномочия Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти и должностных лиц государственной власти субъекта федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ.

Наделение государственными полномочиями - это передача государственных полномочий органу местного самоуправления, осуществляемая путем исключения каких-либо полномочий из сферы ведения органов государственной власти и включения их в компетенцию органов местного самоуправления либо предоставления органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

В настоящее время законодательное регулирование вопросов, связанных с наделением органов местного самоуправления, определенными государственными полномочиями, в отсутствие специального федерального закона по этим вопросам осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов федерации - законами субъектов федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации законами субъектов федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

В № 131-ФЗ содержится специальная глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», которая устанавливает, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным документом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения (ст. 14-16), относится к государственным полномочиям. Выполнение отдельных государственных полномочий, как правило, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

№ 131-ФЗ не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления без их согласия отдельных государственных полномочий не будет способствовать повышению эффективности их осуществления.

Представляется, что нормам нового закона не противоречит установление требования о передаче отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления только с согласия последних, в том числе и на договорной основе.

В № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов. Поэтому в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направленные на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий.

В федеральном законе или законе субъекта РФ, предусматривающем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с передачей полномочий, способы (методика) расчета нормативов для определения объема субвенций, перечень подлежащих передаче с этой целью материальных средств или порядок их определения порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; условия и порядок прекращения осуществления органами переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения соответствующих федеральных и региональных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.