скачать рефераты

МЕНЮ


Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

Вместе с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающий на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

«Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно - процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно - властной, а не уголовно - процессуальной деятельности». Рыжаков А.П. Комментарий к статье 141 УПК РФ (по состоянию правовых актов на 1.10.2002 г.)

Итак, обязательное наличие в сообщении или заявлении индивидуализирующих данных заявителя позволяет органу, получившему заявление или сообщение, установить прямой контакт с автором. Существенным признаком является обязательное предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК.

Заявления и сообщения от юридических лиц должны содержать реквизиты, соответствующие его уставным и учредительным документам, а также сведения о фактическом местонахождении и средствах связи. Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем руководителя (лицом, обладающим властно-распорядительными функциями и уполномоченное выступать и действовать от имени организации во всех правоотношениях). Данные сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к соответствующим материалам и могут содержать информацию, например, о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества и пр. Должностные лица могут сообщать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением служебных обязанностей (аудитор, ревизор и пр.).

Сообщения о преступлениях могут поступать от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительными полномочиями (Уполномоченный по правам человека, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, главный бухгалтер и пр.).

2) Явка с повинной Комментарий к УПК РФ / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - с. 373 (ст. 142 УПК) - добровольное сообщение лица о совершенном или готовящемся преступлении органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или суду. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. УПК предусматривает для явки с повинной как устную, так и письменную форму. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч.3 ст.141 УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и должностным лицом, составившим протокол (форма протокола о явке с повинной приведена в Приложении 3 ст. 476 УПК).

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК). В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица.

Явка с повинной, как повод к возбуждению уголовного дела, может иметь место лишь в тех случаях, когда правоохранительный орган впервые информируется о признаках преступления именно явившимся (т.е. когда преступление вообще не было зарегистрировано либо в случае, если преступление было зарегистрировано, но лицо, его совершившее не было установлено следственным путем и уголовное дело приостановлено в соответствии с п.1 ч.1 ст.208 УПК). Судом не признается явкой заявление о признании своей вины, сделанное в ходе предварительного следствия, а также заявление, сделанное после задержания лица, если обстоятельства совершения преступления стали известны следствию.

Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия. При отсутствии отягчающих обстоятельств уголовное наказание явившемуся не будет превышать ѕ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК. Явка с повинной - обстоятельство, смягчающее наказание либо освобождающее от ответственности или наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. Спарк. С. 504.

«С повинной может явиться лишь физическое лицо. Даже если явившийся с повинной является должностным лицом и заявляет о совершении им должностного преступления, в уголовном процессе он выступает как физическое лицо, а не как должностное лицо и не как представитель юридического лица. Явка с повинной не может исходить от законного представителя или представителя (близкого родственника) лица, совершившего преступление. Сообщение указанных лиц должно расцениваться как предусмотренное п.1 ч.1 ст.140, ст.141 УПК заявление о преступлении. Заявление о явке с повинной не может быть сделано по телефону или путем использования иных средств связи. Чтобы явка с повинной имела место, лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к дознавателю, следователю, руководителю или члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору с письменным или устным заявлением о явке с повинной. Не может быть явки с повинной к мировому судье, а тем более в суд, даже по делам частного обвинения. В отличие от явки с повинной заявление о явке с повинной - это единовременное действие - добровольное личное обращение к дознавателю, следователю, руководителю или члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору физического лица с письменным или устным заявлением о совершенном, совершаемом или готовящемся им преступлении, из которого указанный орган впервые узнает об этом преступлении. Заявление может быть и о покушении на совершение преступления, основные результаты которого еще не наступили. Именно заявление о явке с повинной, все равно письменное оно было или устное, а не явка с повинной как деятельность, должно признаваться поводом для возбуждения уголовного дела.

В случае поступления в компетентный орган устного заявления о явке с повинной, устанавливается личность явившегося и составляется протокол явки с повинной. Личность явившегося с повинной (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы) устанавливается и в случае его обращения с письменным заявлением.

Протокол же явки с повинной составляется и тогда, когда устное заявление о явке с повинной сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства.» Рыжаков А.П. Явка с повинной. Заявление и протокол явки с повинной. Комментарий ст. 142 УПК РФ // Консультант

Признается необоснованным исключение явки с повинной как смягчающего наказание обстоятельства в случае отказа подсудимого в судебном заседании от данных им сведений, изложенных в протоколе при оформлении явки с повинной, если они фактически положены в основу приговора (п. 14 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 1999 г.).

При принятии заявления о явке с повинной следует выяснить мотивы добровольного визита. Например, практически все явки с повинной, поступившие в ОВД МВД Карелии в 2006 г., были направлены лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Целью самооговоров всегда является желание «прокатиться на волю», иными словами, это способ развлечения во время отбывания наказания.

Протокол явки с повинной - это уголовно - процессуальный документ (форма закрепления повода и основания для начала уголовного процесса), в котором фиксируется устное заявление о явке с повинной (содержащаяся в заявлении информация).

При составлении должны быть соблюдены не только требования ст.142 УПК, но и реквизиты Приложения № 3 к УПК.

1) должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

2) ссылка на статью (ст.142 УПК), в соответствии с которой протокол составлен;

3) время (день, час, минуты) и орган, которому поступило заявление о явке с повинной;

4) анкетные данные явившегося с повинной: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы;

5) номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность явившегося с повинной, кем и когда предъявленный явившимся с повинной документ был выдан;

6) подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.

«По общему правилу лицо, явившееся с повинной, не предупреждается о предусмотренной ст. 306 УК уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Так должны обстоять дела тогда, когда явившийся с повинной рассказывает о своих действиях или бездействии. Если же в заявлении о явке с повинной лицо сообщает о действиях (бездействии) соучастников или иных лиц, без которых невозможно описать событие совершенного им самим преступления, явившийся с повинной должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления другими (не им лично) людьми». Рыжаков А.П. Явка с повинной. Заявление и протокол явки с повинной. Комментарий ст. 142 УПК РФ // Консультант Если явившийся с повинной рассказывает не только о совершении им самим преступления (преступлений), но и о других фактах преступной деятельности, в которых он лично не принимал участия, составляется два документа: протокол явки с повинной и протокол принятия устного заявления. В первом отражается информация о совершении преступления лицом, явившимся с повинной, а во втором - уголовно - процессуально значимые признаки совершенного другими лицами общественно опасного деяния.

Заявление о явке с повинной может быть и не на русском языке. Протокол явки с повинной оформляется на языке судопроизводства. Е явившийся в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то его ознакомление производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подписывают протокол.

3) Еще одним видом поводов являются сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.

Рапорт - основной документ, посредством которого материализуется рассматриваемый повод. Должностное лицо обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143УК), который и явится поводом для возбуждения уголовного дела. Форма рапорта предусмотрена Приложением № 1 к ст. 476 УПК.

К иным источникам относят следующие: непосредственное обнаружение прокурором, следователем, дознавателем признаков преступления; статьи, заметки, письма, опубликованные в печати; заявления, сделанные по телевидению или распространенные через Интернет и т.п.

«В качестве сигнала о преступлении, не являющемся с точки зрения ст.140 и п.43 ст.5 УПК уголовно - процессуальным поводом для возбуждения уголовного дела, принято рассматривать также заявления, сделанные по телефону, даже если обращающееся по телефону лицо называет данные о себе. Такого рода сообщения должны быть зарегистрированы дежурным по органу внутренних дел в Журнале учета обращений по телефону доверия, оформлены рапортом об обнаружении признаков преступления и переданы для незамедлительной регистрации в КУСП. П.14 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 В таком случае поводом для возбуждения уголовного дела будет служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, также должны фиксироваться с указанием индивидуализирующих данных, что служит надежным способом хранения первичной информации о преступлении и об авторе.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным .1 и 2 ч.1 ст.140 УПК. Уголовный процесс. Учебник / од. ред. В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2006. - с. 196

Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлениях могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности органов, в задачи которых входит борьба с преступностью. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. Комментарий к УПК РФ / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - с. 374

Согласно ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерацию.

Результаты оперативно - розыскной деятельности должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно - розыскных данных. При возбуждении уголовного дела подобная совокупность может состоять как из фактических данных, впоследствии приобретающих статус доказательств по делу, так и из тех (сообщения конфиденциальных источников), которые не легализируются и в уголовном деле не фигурируют. При оценке законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела прокурор обязан учитывать всю совокупность имеющихся данных… Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Научно-практический комментарий к ФЗ РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ) под общей редакцией И.Н. Зубова.

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода только в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий. Комментарий к УПК РФ / Отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - с. 375

«УПК РФ значительно расширил нормы, регламентирующие порядок приема и проверки сообщений о преступлениях. Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях стали носить более формализованный характер. Эти действия подверглись детальной регламентации. Однако применение норм в гл. 19 УПК существенно затруднено возможностью их неоднозначного толкования и, следовательно, применения. Противоречия заложены уже в самом понятии «сообщение о преступлении». Авторы УПК поставили знак равенства между понятием «сообщение о преступлении», содержащимся в п.43 ст.5, и поводами к возбуждению уголовного дела, указанными в ч.1 ст.140. И в том и в другом случае - это заявление о преступлении, явка с повинной или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, оформленное рапортом в соответствии со ст.143. Таким образом, следуя положениям УПК, проверка в порядке ст.144 может быть начата лишь при наличии одного из перечисленных формальных поводов. Соответственно одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145, может быть принято также лишь после проверки, проведенной по заявлению, явке с повинной или рапорту.

Если с оформлением и разрешением заявлений и явок с повинной все более-менее ясно, то порядок регистрации и проверки сообщений о преступлениях, полученных из других источников и фиксируемых рапортом, вызывает многочисленные вопросы... К составлению рапорта необходимо подходить исключительно ответственно. Новизна этой процедуры пока мешает в полной мере оценить все процессуальные последствия, возникающие с момента составления и регистрации рапорта. Во-первых, появляется повод к возбуждению уголовного дела, предусмотренный п.3 ч.1 ст.140 УПК. Но, как известно, для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основания. Однако в рапорте будут содержаться также сведения, указывающие и на основания для возбуждения уголовного дела. Так, в соответствии с ч.2 ст.140 УПК таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Но составляемый документ так и именуется - «рапорт об обнаружении признаков преступления». Таким образом, в рапорте должны найти отражение хотя бы данные о событии преступления, т.е. сведения об объекте и объективной стороне состава преступления. По смыслу УПК в любом отказном материале, как и в уголовном деле, должен находиться один из следующих документов: заявление, явка с повинной или рапорт, т.к. перечисленные документы являются сообщениями о преступлении, по которому проводится проверка, закончившаяся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Другие документы, инициирующие проведение проверочных действий, Кодексом не предусмотрены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.