скачать рефераты

МЕНЮ


Введение в предпринимательское право

В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвязаны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулирования за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диапозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие.

Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты (доли участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемой для предприятий и организаций, входящих в национальные или международные картельные или иные соглашения), получать лицензии (разрешения для определенных видов деятельности), не допускать монополистической деятельности (монополия - исключительное право производства, торговли или др. деятельности), принадлежащее государству, предприятию, организации или физическому лицу; монополиями также являются крупные предприятия и их объединения (концерны, картели, консорциумы), концентрирующие и централизующие капитал и производство), и т.д.

Поскольку взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, является характерной чертой правового метода регулирования предпринимательской деятельности, то для характеристики метода предпринимательского права иногда принято называть применение рекомендаций при воздействии на поведение субъектов и необходимости согласований соответствующих действий при реализации прав. Эти способы не представляют самостоятельных черт метода предпринимательского права, а являются как бы промежуточными между двумя взаимосвязанными сторонами единого метода и объясняются сложной тканью предпринимательских отношений, в регулировании которых дозы обязательного и автономного могут быть различными.

1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Под правовым принципом понимается определенное начало, руководящая идея, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерная черта правового принципа в том, что он находит свое отражение и закрепление в нормах действующего законодательства. До тех пор пока та или иная правовая идея не нашла своего отражения в законе, но используется в научных исследованиях или правоприменительной практике, она остается научным или практическим принципом.

Основополагающие начала предпринимательского права, т.е. его принципы, обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательской деятельности на всех уровнях.

Предпринимательско-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1

Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование предпринимательской деятельности строится в первую очередь на основе следующих принципов.

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании, то есть принцип свободы предпринимательской деятельности.

Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Ст. 8 и 34 Конституции РФ, а также Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 49 ГК РФ предусматривает возможность коммерческих организаций осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, ст. 421 ГК РФ - право организаций и граждан заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными нормативными актами.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

2. Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

3. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов. От директивных методов руководства экономикой страны государство переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества.

К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится главным образом на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, отражающая величину затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени; включает затраты на производство продукции и прибыль. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью, его экономический интерес.

Однако государственное воздействие может быть и директивным. Директива - распоряжение, руководящее указание вышестоящего органа подчиненным органам, обязательное для исполнения. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

4. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма. В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию (борьбу между производителями продукции, имеющую цель обеспечить лучшие возможности сбыта продукции и получения максимальной прибыли, удовлетворяя разнообразные потребности потребителей) и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

5. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в предпринимательской деятельности в условиях перехода к рынку специфическое выражение.

Раскрывая данный принцип необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Организации и граждане при осуществлении предпринимательской деятельности вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных и муниципальных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безинициативное хозяйствование.

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ОТ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Отграничение предпринимательского права от других отраслей осуществляется по предметному признаку, т. е. в сравнении его предмета правового регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права.

Надо подчеркнуть, что профессиональная деятельность по производству товаров, отношения по государственному воздействию на такую деятельность отличаются от других отношений и позволяют провести разграничительную линию между смежными с предпринимательским правом отраслями. В принципе территория предпринимательского права - это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом.

Отграничение предпринимательского права от гражданского права - это один из самых сложных вопросов. Отличие этих взаимодействующих отраслей права состоит в следующем. Потребление произведенного продукта (непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и соответственно специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский оборот - это совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления.

Глухой стены между гражданским и хозяйственным правом нет, но территория той и другой отрасли просматривается достаточно определенно.

Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг - необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую же сторону действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан - территория гражданского права. Совокупная же деятельность производителей (на конечной стадии в этой пограничной зоне действуют торговые организации, организации бытового обслуживания, перевозчики и другие взаимодействующие с гражданами субъекты) представляет для них обычную профессиональную хозяйственную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие предпринимательского права.

Организация работы магазинов, завоз, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты торговли - все это территория деятельности предпринимательского права. Сделка с гражданином регулируется гражданским правом. Но совокупность (сумма) сделок - это уже объем товарооборота, прибыли, которые подпадают под действие предпринимательского регулирования. Разграничение хозяйственного и гражданского права в этой пограничной зоне можно провести достаточно четко. По этим же признакам (профессиональной деятельности коммерсанта) проводится граница между гражданским и торговым правом в зарубежных дуалистических системах, обслуживающих оборот на основе этих двух отраслей права.

В сфере предпринимательского права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирму-наименование, право на товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

Различия административного права и предпринимательского права. От административного права предпринимательское право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. Это характерная сфера общественных отношений административного права.

В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени. Эти акты хозяйственного руководства не представляют собой простых актов исполнения законов или распоряжений во их исполнение.

Деятельность по руководству экономикой достаточно многофакторна и неоднозначна, а потому ее невозможно осуществить путем распоряжений на основе власти и подчинения. Одно дело принять решение по поводу назначения пенсии, постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилплощадью и совсем другое дело представляет собой решение экономических задач организации производства, рассмотрение и решение проблем преодоления монополизма, установление цен, нормативов, других вопросов организации и регулирования экономики.

Экономическое руководство государства в настоящее время все более отделяется от актов исполнительно-распорядительной деятельности, теряет характер приказов-директив, “экономизируется”. Применение экономических рычагов (налогов, льгот, экономических санкций, дотаций, субсидий) занимает в сфере отношений руководства все более значительное место, а отношения, основанные на “власти и подчинении”, характерные для административного права, уступают свое место воздействию на интерес и с помощью интереса.

Различия трудового права и предпринимательского права. От трудового права предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.

Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком предпринимательских отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.

К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по коллективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хозяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем, принимает решение о преобразовании подразделения предприятия, его деятельность и возникающие вследствие этого отношения подпадают под предпринимательское правовое регулирование.

Различия финансового права и предпринимательское право. От финансового права предпринимательское право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

Регулирование же источников доходов предприятий и их использование в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Предпринимательская деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют предмет финансового права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.