скачать рефераты

МЕНЮ


Выборы и избирательные системы

Приемлемым для современного общества считаются только три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям (отстранение от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные избирательные цензы рассматриваются как в той или иной мере дискриминационные.

Принцип равного избирательного права предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее в подаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон не дает преимуществ и не устанавливает ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей на результаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если:

- каждый избиратель обладает одним голосом (в случае избрания нескольких кандидатов это правило звучит иначе - каждому избирателю принадлежит равное количество голосов);

- каждый избиратель и кандидат имеет одинаковую долю участия в выборах - равенство их возможностей обеспечивается посредством регламентации законодательными нормами процесса и порядка избирательной кампании, в том числе порядка финансирования и использования СМИ;

- каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан (избирательные округа должны иметь примерно равное число избирателей).

Принцип свободного волеизъявления основан на том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. В ряде стран за уклонение от участия в выборах применяются различного рода санкции (Италия, Австрия, Австралия).

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратель лично, непосредственно подает свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти. Непрямое избирательное право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы):

- косвенные выборы допускают, что между избирателем и кандидатам во властный орган стоит посредник - выборщик. Граждане голосуют за выборщиков, а те, в свою очередь, - за кандидатов (избрание президента в США Бразилии, Аргентине);

- многостепенные выборы - процедура, при которой граждане избирают лишь членов нижней ступени представительного учреждения, а те избирают членов вышестоящих органов (избрание высшей палаты в Индии, Японии, Франции, Всекитайского собрания).

Принцип альтернативности выборов - важнейший элемент демократических избирательных кампаний. Суть его состоит в том, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя бы двух (или более) претендентов и состязательность между ними.

Принцип тайного голосования означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен - никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал.

Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма.

Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) - уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

Отказ от голосования отражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но и свидетельствует о более глубоких явлениях - отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм - можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом, функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, что абсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии, свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частной жизни и возможности свободного самоопределения линии своего политического поведения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данного общества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формой непосредственной демократии.

Таким образом, выборы - способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом. Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) - уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, которые возникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права.

В узком - это закрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

Избирательные системы, используемые в различных государствах существенно отличаются друг от друга в силу исторических, политических и иных факторов. В целом принято выделять два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную системы.

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Существует несколько вариантов мажоритарной системы.

1) Мажоритарная система относительного большинства. В данном случаи избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе. Обычно эта модель используется там, где выборы проводятся по одномандатным округам, т.е. страна делиться на избирательные округа по числу мест в парламенте. Данная система применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонских государствах.

Согласно так называемому «закону Дюверже» мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти. Это связано с тем, что:

- от каждого одномандатного округа место в парламенте способна получить лишь крупная партия; мелкие партии практически не имеют шансов на победу. Система, таким образом, обеспечивает крупным партиям больше мест, чем это соответствует доле голосов, т.к. голоса подданные за мелкие партии «пропадают»;

- избиратели, которые стремятся реально повлиять на исход выборов, будут голосовать за партию способную одержать победу в округе. Они вряд ли отдадут голоса за малую партию, даже если симпатизируют ей.

Однако не все исследователи согласны с таким утверждением. Они указывают на те государство, где данная система используется и где в парламенте представлены от 3 до 9 партий (в канадском парламенте -7 различных партий, в Великобритании - 9, Австралии -4).

2) Мажоритарная система абсолютного большинства - она призвана предотвратить такую ситуацию, когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такой системе для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первом туре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству.

В основе этого типа избирательной системы лежит предположение, что избиратели, голосовавшие за неперспективных кандидатов, во втором туре поддержат человека, позиция которого им наиболее близка. Также система стимулирует создание межпартийных коалиций на последних этапах выборов. В их рамках обычно «малоперспективная» партия ведет агитацию среди своего электората за кандидатов партии-лидера. Вознаграждением ей служат различные посты, бюджетные средства и т.д. Данный тип мажоритарной системы используется на выборах президента Франции, а также в ряде государств СНГ.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся:

- позволяет сформировать эффективно работающее и стабильное правительство;

- между избирателями и депутатами устанавливаются устойчивые связи; народные избранники вынуждены ориентироваться на свой электорат.

Недостатки системы:

- значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти;

- возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, получает в целом по стране большинство голосов;

- в таких условиях возможен рост недоверия граждан к власти, политическая апатия, радикализм.

Второй основной вид избирательной системы - пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

На практике это происходит следующим образом. Предположим, что в округе за 5 мандатов борются 4 крупные и ряд мелких партий. На выборы пришло 100 тыс. человек. Необходимо определить так называемый «избирательный метр» - т.е. необходимый минимум голосов для получения одного депутатского мандата. В нашем случае он равен 20 тыс. человек. Эта цифра соотноситься с количеством голосов, полученных каждой партией. Соответственно, если она имеет не менее 20 тыс. голосов - получает один мандат. Возможна такая ситуация, когда некоторые партии не набрали нужного числа голосов, а получивших мандаты есть лишние (т.е. более 20тыс.). Поэтому необходимо распределить оставшиеся мандаты. Мандат получает та партия, у которой остаток, больше всех. Если имеется еще один нераспределенный мандат, он достается партии, которая занимает второе место по «остатку» голосов и т.д. [7, c. 143-144].

Нередко бывает, что и после этого у партии остаются небольшие «остатки». В некоторых государствах их суммируют в масштабах всей страны и вычисляют избирательный метр по всей стране. Это может предоставить партии дополнительно 1-2 мандата.

Пропорциональная система связана с голосованием по партийным спискам. Поэтому необходимо распределить мандаты внутри списка, который насчитывает несколько фамилий. Существует несколько возможных видов списков:

- жесткие списки - мандаты распределяются между кандидатами в той последовательности, в которой они находятся в списке. Если партия получила один избирательный метр (квоту) - депутатом становиться первый в списке; если 2 квоты - первые два и т.д. Система «жестких списков» встречается нечасто (Израиль).

- «полужесткий» список - предполагает, что первое место предназначено наиболее популярному кандидату, который не может быть изменен. В отношении других фамилий в списке можно ставить знаки предпочтения. Согласно ним кандидаты и располагаются в окончательном списке (Дания, Бельгия, Австрия).

- «свободный» список - избиратель по своему усмотрению распределяет кандидатов в списке. Если избиратель согласен с первоначальным списком (фамилии в нем идут чаще всего по алфавиту) - он не ставит предпочтений. Если ставит одну цифру - учитывается это предпочтение, а остальные кандидаты рассматриваются по мере расположения (Швейцария).

В некоторых странах используют метод «панашаж» (от фран. «смесь») - он означает право голосовать как за конкретный список партии, так и за кандидатов из разных списков (Швейцария, Люксембург).

В ряде стран с пропорциональной системой действует т.нз. избирательный порог. Для того, чтобы попасть в парламент, партия должна получить определенный минимум голосов в масштабах всей страны. Например, в Дании - 2%, ФРГ - 5%, Турции - 10%. Партии не преодолевшие барьер не получают мест в парламенте.

Достоинство пропорциональной системы - позволяет обеспечить представительство партий в парламенте в соответствии с их популярностью у избирателей.

Недостатки: меньшая стабильность правительств; зависимость выдвижения кандидатов от позиции партийного аппарата; непосредственная связь депутатов и избирателей слаба.

Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы. Возможно два их варианта.

- Во-первых, в основном применяется мажоритарная система, но она дополняется пропорциональной. Так, нижняя палата парламента Мексики состоит из - 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и из 100 депутатов - по пропорциональной системе по многомандатным округам.

- Второй вариант - половина депутатов парламента избираются в одномандатных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина - по общегосударственным партийным спискам (выборы депутатов бундестага ФРГ).

Таким образом, в широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, которые возникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права.

В узком - это закрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Второй основной вид избирательной системы - пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы.

3. Избирательная система Республики Беларусь.

В большинстве стран порядок избирательной кампании регламентируется законодательными нормами. В Республике Беларусь правовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательный кодекс в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней (президентских, парламентских, в местные органы государственной власти и самоуправления) и референдумов. Законодательные акты о выборах, принимаются Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь и направляются в Совет Республики, после одобрения их парламентом направляются Президенту страны. Подпись Президентом проекта Закона о выборах означает, что он приобрел силу закона и зачинает действовать со времени опубликования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь (статьи 64-68) [4]. Эти принципы утвердились в результате длительной борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов (имущественных, сословных, образовательных, расово-национальных и др.). Существование цензов - признак недемократической избирательной системы.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Беларусь в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.

В то же время определенная часть граждан лишается избирательных прав. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными: содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Некоторые граждане лишаются права голоса из-за отсутствия прописки, жилья.

Правом принимать участие в выборах обладают только граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) не имеют права участвовать в выборах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [2].

Граждане Республики Беларусь, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав.

Всеобщее избирательное право складывается из активного и пассивного. Активное избирательное право - это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает каждый гражданин республики, достигший 18 лет. Это соответствует избирательной практике большинства стран мира. Не имеют права избирать и быть избранным лица, лишенные этих прав судом.

Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты или должностные лица избираются гражданами непосредственно. Так, Президент Республики Беларусь избирается прямым голосованием. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборочную должность. В Беларуси, как и в других странах, действуют неодинаковые критерии предоставления активного и пассивного избирательного права. Так, Президентом республики может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80) [4].

Существуют ограничения и на избрание в парламент Республики Беларусь. Депутатам Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно и членом правительства. Не допускается также совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с должностью Президента либо судьи. В то же время депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства.

Важная роль в избирательной системе принадлежит избирательной кампании.

Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

В избирательной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению.

Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. Так, например, порядок выдвижения кандидатов. Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они должны внести в качестве избирательного залога (Великобритания, Франция). В Беларуси избирательный залог не предусмотрен.

Существуют и различия в процедуре выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения.

Кандидатов выдвигают партии, общественные организации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей.

В Беларуси в соответствии с Конституцией право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей (ст. 69, 81) [4]. Кандидаты выдвигаются на съездах, конференциях, пленумах высших органов политических партий, организаций ветеранов, инвалидов из числа членов этих организаций и партий. Политические партии и названные организации имеют право выдвинуть по каждому избирательному округу только по одному кандидату в парламент при условии, если на территории данного округа имеется первичная организация данной партии либо общественного объединения. Эти же правила относятся и к выдвижению кандидатов избирательными блоками.

Кандидат может быть выдвинут также и на собрании избирателей по месту жительства. Предложение о проведении такого собрания должны подписать не менее 150 избирателей, проживающих в избирательном округе. Разрешение на проведение такого собрания дается окружной избирательной комиссией, которая устанавливает дату. Место и время проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Собрание избирателей в трудовых коллективах, в средних специальных и высших учебных заведениях, воинских частях созываются как по инициативе администрации (командования в воинских частях), так и по предложению не менее 150 человек, работающих на предприятии, учреждении, организации. Коллективы предприятий, воинские части должны насчитывать не менее 300 человек, а на собрании присутствовать не менее 50% их количества. Можно выдвигать на собрании только одного кандидата.

Выдвижение кандидата в депутаты возможно также путем сбора подписей не менее 500 избирателей, проживающих на территории данного округа.

В Республике Беларусь нет обязательного голосования. Каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах.

Мажоритарные системы абсолютного большинства существуют во Франции, Республике Беларусь и ряде других государств. По условиям этой системы избранным считается депутат, набравший больше половины голосов избирателей (50%+1 голос). В этом случае обычно требуется проведение второго тура выборов, к участию в котором могут допускаться:

1. все кандидаты первого тура за исключением лиц, набравших наименьшее количество голосов (Франция) - такая практика обычно способствует формированию крупных влиятельных партий (трех-, многопартийность);

2. два кандидата, получившие наибольшее число голосов (Беларусь).

Подсчет голосов во втором туре осуществляется, как правило, уже по системе относительного большинства, что ведет к образованию сильных партийных блоков.

В Республике Беларусь если первый тур выборов был безрезультативным, то во второй выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов, при этом число голосов поданных за кандидата должно быть больше числа голосов, поданных против него. Выборы считаются действительными, если в них участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей округа. В президентских выборах окончательно избранным во втором туре считается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. (Тур (франц. Tour oт лат. tornare - круглить) - а) круг, круговое движение (например, один круг танца); (2) одна из ступеней в многоступенчатой системе выборов; (3) этап какого-либо соревнования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выборы - способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом.

Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) - уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, которые возникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права.

В узком - это закрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Второй основной вид избирательной системы - пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарь П.И. Политология: Учебн. пособие. - Гродно, 1997.

2. Закон Республики Беларусь «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь», ст. 7, Мн., 1998

3. Канашевич Н.М. Основы политологии: Учебн. пособие: в 2-х ч.- Могилев, 1997.

4. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Мн.: «Полымя», 2002.

5. Мельник В.А. Политология: Учебник/ В. А. Мельник.- Мн.: выш. шк., 2002.

6. Политология: под ред. проф. С.В. Решетникова. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.

7. Политология: Учебник / В.А. Бобков. - Мн.: «Интерпрессервис», 2003.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.