скачать рефераты

МЕНЮ


Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

При принятии нового закона о выборах депутатов Государственной Думы предметом дискуссий между Центральной избирательной комиссией России и профильным комитетом Государственной Думы стали положения о возможности ответственности партий за так называемые «паровозы», то есть включение в первую тройку списка лиц, которые не собираются становиться депутатами Бывший Председатель ЦИК России А.А. Вешняков настаивал на включении в закон нормы, препятствующей практике «паровозов»: при выбытии кандидата из центрального списка партия теряет его мандат.. «Единая Россия» широко использовала технологию «паровозов», ее список возглавил Президент России В.В. Путин, в списке были также 4 члена Правительства РФ и 65 глав регионов, а также мэры ряда крупных городов (Новосибирска, Иркутска Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Ярославля, Омска и др.) и другие высокопоставленные представители исполнительных органов власти.

Так, например, в Белгородской области первым в тройке регионального списка от партии «Единая Россия» оказался губернатор Белгородской области Савченко Е.С., который отказался от депутатского мандата, хотя избиратели голосовали и за него, а на его месте оказался Лебедев О.В., пятый по списку кандидат. По мнению В.Л. Шейниса, закон должен зафиксировать ряд мер, исключающих появление «губернаторских списков» Шейнис В.Л. (выступление на парламентских слушаниях).//http://www.vibori.ru.analyt.sheinis.htm.

Небольшое количество «паровозов» было и в списке «Справедливой России»: председатель Совета Федерации С.М. Миронов, министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, мэры Самары и Ставрополя. Действующие депутаты Государственной Думы были представлены в списках большинства партий (числа указаны на момент заверения списков): «Единой России» (192), КПРФ (40), ЛДПР (27), «Справедливой России» (33), «Патриотов России» (11), «Народного Союза» (7), «Союза Правых Сил» (3), Аграрной партии России (2), «Гражданской Силы» (1). Таким образом, 129 действующих депутатов не попали ни в один из выдвинутых списков, из которых 101 был в списке партии «Единая Россия». При этом все «отказники» - это кандидаты из первой тройки региональных групп, за которых голосовали избиратели. Их же места заняли «невидимки», то есть кандидаты, сведений о которых не было в избирательных бюллетенях.

Наиболее заметным стало отсутствие среди выдвинутых кандидатов известных политиков, бывших заместителей председателя Государственной Думы и/или руководителей фракций: С.Ю. Глазьева, Д.О. Рогозина, В.А. Рыжкова (последний был депутатом Думы всех четырех созывов, а двое других - трех созывов), а также депутата Думы трех первых созывов И.М. Хакамада. По мнению ряда экспертов, на включение этих политиков в партийные списки действовал негласный запрет со стороны Администрации Президента России Краткий аналитический доклад об избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва - М., 2008. http://www.vibory.ru/elects/brief-GD.pdf.

По нашему мнению, необходимо восстановить ряд норм, направленных на воспрепятствование использованию технологии «паровозов», которая получает все больший размах. Соответственно следует дополнить Федеральный закон о выборах депутатов нормой об обязанности всех должностных лиц, выдвинутых кандидатами, уходить в отпуск (исключением может быть лишь Президент РФ) и санкции за отказ избранного кандидата от получения депутатского мандата, вплоть до лишения мандата соответствующей политической партии.

Предметом дискуссий в предвыборный период был вопрос об обеспечении равной представительности в списках мужчин и женщин, для чего предлагалось ввести квоту на количество женщин, которые должны входить в партийный список (обе поправки были отклонены); о количестве региональных частей списка (предлагалось уменьшить); под сомнение ставилась необходимость 7% заградительного барьера).

Политолог А.В. Кынев, анализируя плюсы и минусы перехода к пропорциональной системе, говорил о том, что сохранение завышенного заградительного барьера существенно снизит представительность Государственной Думы. На основании этого делался вывод о том, что современная российская избирательная система нуждается в совершенствовании Кынев А.В. Что может дать стране переход на выборах Государственной Думы РФ к пропорциональной избирательной системе.// http://www.vibori.ru.analy.kynev-4.htm. К счастью, результаты выборов 2 декабря опровергли эти опасения - состав Государственной Думы пятого созыва

Таким образом, заградительный барьер целесообразно сохранить на том же уровне, так как по итогам выборов в Государственную Думу прошло четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (из одиннадцати представленных), которые отражают интересы более 90 % российских избирателей. Поэтому можно сказать, что опасения по поводу низкой представительности Государственной Думы оказались напрасными.

Итоги выборов 2 декабря 2007 г. показали, что определённая доля депутатов Государственной Думы пятого созыва не относится к числу «своих депутатов», то есть тех, за которые избиратель проголосовал лично и которые должны быть доступны для него. Например, в Белгородской области от партии «КПРФ» депутатом был избран кандидат С.В. Муравленко, который проживает в г. Москва, от партии «Единая Россия» был избран О.В. Лебедев, также проживающий в Москве. Следует упомянуть и о том, что от партии «ЛДПР» выдвигались кандидаты, не связанные с Белгородской области - это В.В. Свиридов (Липецкая область), также от «Справедливой России» были выдвинуты Л.Л. Левин и Л.Н. Новиков, проживающие в Москве.

В числе главных недостатков системы выборов по партийным спискам считается отсутствие прямой связи между избирателями и депутатами. Одним из основных возражений, выдвигаемых против пропорциональной модели, является то, что граждане выбирают не конкретную личность, а партию, и избиратель не может влиять на очередность получения депутатских мандатов внутри партийного списка. Фактически избиратель голосует за ту или иную близкую ему группу интересов, объединенных общей целью. Против пропорциональной системы выступают также в связи с тем, что практически невозможно организовать досрочный отзыв отдельного депутата.

В соответствии с Постановлением ЦИК РФ«О разъяснении порядка применения некоторых положений частей 9, 10 и 17 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» федеральный список кандидатов должен быть разбит полностью (или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской «О разъяснении порядка применения некоторых положений частей 9, 10 и 17 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:Постановление Центральной избирательной комиссии. //Вестник Центральной избирательной комиссии. 2007. №12 (215). - С.117-118., при этом должны соблюдаться определённые требования.

Во-первых, не допускается объединять в региональную группу не граничащие между собой территории, за исключением случая, когда субъект Российской Федерации не граничит с другими субъектами Федерации либо входящая в субъект Российской федерации территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Федерации, то есть за исключением анклавных территорий (п. 3 ч. 14 и ч. 17 ст. 36). Данный запрет следует оценить положительно, так как региональные группы не должны быть территориально разорванными, а должны быть как можно более компактными. Введение запрета, несомненно, предотвратило излишнее партийное творчество, которое могло бы привести к территориальным образованиям, в основу построения которых заложили бы партийные интересы в ущерб интересам избирателей Козлов В.Н. Проблемы представительства регионов в новой Государственной Думе// Журнал о выборах. 2007. №6. - С.39..

Однако Калининградская область (727045 избирателей), которая является анклавной территорией, не граничащей ни с одним субъектом Российской Федерации, была объединена с территорией другого субъекта Федерации для создания региональной группы кандидатов, при условии, что не было нарушено предписание закона об общем числе зарегистрированных избирателей (не более 3 млн.). Региональные группы, соответствующие такому объединению, на думских выборах 2007 года создали пять политических партий: «Гражданская Сила» объединила анклав со Смоленской областью (822 939 избирателей), Демократическая партия России - с Республикой Карелия (544 450) и Мурманской областью (700 157), КПРФ - с Псковской областью (589 908), СПС - с Приморским краем (1 454 052), «Патриоты России» - с Новгородской областью (534 246 избирателей). Остальные шесть участвующих в выборах политических партий при создании своих соответствующих региональных групп ограничились территорией Калининградской области, не объединяя ее с другими регионами Шапиев С. Регионализация федеральных списков кандидатов и методика распределения депутатских мандатов.// Журнал о выборах. 2007. №5. - С.2-4..

Во-вторых, число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч (ч. 10 ст. 36). При этом данное ограничение по минимальному количеству избирателей не распространяется на территорию субъекта Российской Федерации и территорию группы субъектов Российской Федерации, то есть политические партии могут в федеральном списке кандидатов сформировать отдельные (самостоятельные) региональные группы кандидатов в каждом, даже малочисленном по числу избирателей, субъекте Российской Федерации. Например, региональная группа кандидатов может соответствовать территории Кабардино-Балкарской Республики с числом избирателей 560 тысяч, Новгородской области - 540 тысяч избирателей или территории двух субъектов Российской Федерации: Республике Алтай и Республике Тыва - 300 тысяч избирателей.

В-третьих, согласно положениям частей 9, 10, 11, 13, 14 и 16 статьи 36 Федерального закона о выборах депутатов региональная группа кандидатов может соответствовать либо части территории, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации, либо субъекту, либо группе субъектов Российской Федерации. Нельзя, например, создать региональную группу, которая соответствует части территории города Москвы и части территории Московской области, а также образовать региональную группу, соответствующую территории субъекта Российской Федерации и части другого субъекта Российской Федерации, граничащих между собой, то есть части территории Краснодарского края и Республики Адыгея,.

В-четвёртых, региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона (ч. 11 ст. 36).

В-пятых, число региональных групп не может быть менее 80 (ч. 19. ст. 36). Половина партий разбила свой список не более чем на 90 групп, и только две (причем именно те партии, шансы которых на успех изначально оценивались экспертами как нулевые - «Партия социальной справедливости» и «Российская партия Мира и Единства») включили в свой список более 100 групп. Первоначально (в 2005 г.) принятый закон обязывал партии разбивать список не менее чем на 100 региональных групп, и лишь за полгода до начала избирательной кампании это требование было смягчено. Становится очевидным, что данное требование о минимуме в 100 групп являлось чрезмерным.

Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Федерации (с указанием перечня субъектов Федерации), какой части территории субъекта Федерации, какой группе частей территории субъекта Российской Федерации (с указанием перечня частей территории субъекта Российской Федерации) она соответствует.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, определяет границы частей территории, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, с учетом административно-территориального устройства (деления) субъекта Российской Федерации, территорий муниципальных образований, при этом части территории субъекта Российской Федерации должны быть примерно равны числу зарегистрированных избирателей с допустимым отклонением в 15% (ч.13 и 14 ст.36 Федерального закона).

На выборах в Государственную Думу пятого созыва ЦИК России своим постановлением от 8 августа 2007 года определила границы частей территорий, которым соответствовали региональные группы кандидатов. Из 85 субъектов Российской Федерации 26 из них были поделены в общей сложности на 94 части. Самые «богатые» избирателями регионы город Москва (7 033 144 человека на 1 июля 2007г.) и Московская область (5 457 359) были поделены на 10 и 8 частей соответственно. Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области, город Санкт - Петербург поделили на 5 частей. Еще 4 субъекта Федерации были поделены на 4 части, восемь - на 3 и восемь - на 2 части. Остальные 59 субъектов Федерации на части не были поделены. Таким образом, всего территорий, которым соответствовали региональные группы кандидатов, - 153 (94+59) «Об определении границ и перечня частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов на выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва»: Постановление Центральной избирательной комиссии //Вестник Центральной избирательной комиссии. 2007. №12 (215). - С.34..

Благодаря данной достаточно сложной юридической конструкции представительством в Государственной Думе Российской Федерации охватывается вся территория Российской Федерации, а депутаты из региональных групп соответствующим образом представляют избирателей определенной территории.

После принятия съездом политической партии решения о выдвижении федерального списка кандидатов (ст. 25 Федерального закона «О политических партиях», ч. 1 ст. 36 Федерального закона о выборах депутатов указанный федеральный список кандидатов политической партии и все документы, подтверждающие соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, передаются в Центральную избирательную комиссию России.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, в том числе из списка кандидатов, считаются выдвинутыми, приобретают права и обязанности кандидатов, предусмотренные законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему округу, в том числе в составе списка кандидатов. Из сказанного следует, что выдвижение считается состоявшимся с момента выдачи ЦИК России политической партии справки о приеме от нее документов для заверения федерального списка кандидатов.

2. Заверение и регистрация федеральных списков кандидатов на выборах в Государственную Думу пятого созыва

Федеральный список кандидатов одновременно с документами, указанными в ч. 1, 3, 4 ст. 38 Федерального закона о выборах депутатов, представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию России не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. ЦИК России в семидневный срок рассматривает представленные политической партией документы и принимает решение о заверении федерального списка кандидатов или об отказе в заверении такового с мотивацией своего решения.

Согласно ч. 8 ст. 38 Федерального закона о выборах депутатов основаниями для отказа в заверении федерального списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в ч. 1-4 и 6 ст. 38 Федерального закона о выборах депутатов, а также нарушение порядка выдвижения федерального списка кандидатов, установленного ст. 36 и ч. 5 ст. 38 Федерального закона о выборах депутатов.

Основанием для отказа в заверении списка кандидатов является нарушение политической партией ограничения, предусмотренного ч. 5 ст. 38 Федерального закона о выборах депутатов, которое устанавливает, что в федеральном списке кандидатов не может быть выдвинут гражданин, который уже выдвинут в составе иного федерального списка. На первый взгляд это само собой разумеющееся правило может оказаться довольно сложной и коварной конструкцией в руках политтехнологов. В федеральный список любой партии может быть «внедрен» ничем не примечательный кандидат (для численности), однако в самый ответственный момент он может сыграть злую шутку со списком партии. Это означает, что партии, которые намерены выдвинуть свои федеральные списки кандидатов раньше других, более застрахованы от такого рода неприятностей. Те же партии, которые будут представлять документы по выдвижению списков кандидатов позже, должны быть уверены, что в составе их списков нет тех, кто уже выдвинут. Если же все-таки указанная ситуация случится, политической партии необходимо самой принять решение об исключении такого кандидата из списка кандидатов до принятия решения ЦИК России, тем самым предотвратив отказ в заверении федерального списка кандидатов Дубровина Е.П.. Актуальные проблемы выдвижения федерального списка кандидатов политическими партиями на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва// http://www.cikrf.ru.aboutcik.activity.int.st_dubr_180907.jsp..

Кроме того, законодатель ограничил перечень оснований для отказа в заверении федерального списка, исключив из него такие основания, как неполный набор либо ненадлежащее оформление документов. Данный подход объясняется взаимосвязью двух стадий - стадии заверения федерального списка и стадии его регистрации.

Согласно положению ч. 23 ст. 43 Федерального закона о выборах депутатов при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных политическими партиями в ЦИК России для заверения и регистрации федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за три дня до ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Данную норму следует оценить положительно, так как партии предоставляется возможность исправить указанные недостатки.

Не позднее, чем за один день до дня указанного заседания политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в ЦИК России (за исключением подписных листов), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона о выборах депутатов - в том числе к их оформлению. При этом политическая партия вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. Как видно из данного положения, в законе предусмотрены слишком короткие сроки для исправления недостатков.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.