скачать рефераты

МЕНЮ


Выморочное имущество

].

Подобные детали, присущие практике некоторых зарубежных стран, думается, позволяют очертить, в общем, круг задач, стоящих перед законодателем при разработке специального акта, для целей надлежащего регулирования возникающих в связи с порядком учета, оценки и передачей выморочного имущества государству отношений, в частности, определения ответственности компетентных органов в случаях неоповещения или нарушения сроков оповещения публики об имуществе, презюмируемом в качестве выморочного.

Таким образом, по порядку наследования выморочного имущества в настоящее время в условиях отсутствия специальных законов, о которых говорилось выше можно сказать следующее:

1) выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону именно к Российской Федерации (а не к ее субъектам, не к муниципальным образованиям). Однако это общее правило; законом может быть предусмотрено иное;

2) иностранные государства не могут наследовать выморочное имущество (им наследство может быть только завещано);

3) применяя правила о переходе выморочного имущества в собственность Российской Федерации, необходимо руководствоваться действующей Инструкцией N 185 о том, что:

а) документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п.5);

б) имущество, переходящее по наследству к государству, передается налоговым органам, которые принимают меры к его охране и оценке. Они же контролируют своевременность передачи им наследственного имущества (п.8);

в) нотариальный орган направляет налоговому органу (получившему свидетельство о праве государства на наследство) опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми, другими лицами, принимавшими участие в описи. В том случае, если за счет указанного в описи имущества в соответствии с законодательством нотариальными конторами были произведены соответствующие расходы или выплаты (по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников) в описи должно быть указано, какие суммы израсходованы на указанные цели и какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.

После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа в присутствии ответственного хранителя и представителя жилищно-эксплуатационной службы, проверяет наличие наследственного имущества в помещениях, в которых оно находится, и принимает его от ответственного хранителя на учет, о чем в описи этого имущества, полученной от нотариального органа, делается соответствующая отметка;

г) если при приеме наследственного имущества будет установлена утрата, недостача или повреждение этого имущества, налоговый орган предъявляет к лицу, принявшему его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов. Если причитающаяся бюджету сумма за указанное имущество не будет внесена в бюджет в десятидневный срок, налоговый орган предъявляет (в десятидневный срок) иск о взыскании с лица, принявшего имущество на хранение, стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев хищения (в том числе путем присвоения или растраты) или умышленного уничтожения, повреждения находившихся на ответственном хранении предметов, налоговый орган направляет соответствующие материалы следственным органам для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности и одновременно предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости указанных предметов;

д) оценка наследственного имущества, производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается это имущество для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом.

При разногласии в оценке отдельных предметов между представителями налогового органа и предприятия или организации, которым передается имущество, оценка этих предметов производится приглашенным специалистом-экспертом. Экспертиза должна быть произведена не позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей разногласия.

При этом определены цены, из которых нужно исходить, оценивая наследственное имущество. Акт подписывается членами комиссии, а также специалистом-оценщиком (экспертом), если он был приглашен для оценки имущества. В конце акта указывается, в каком количестве экземпляров он составлен.

В акте описи и оценки имущества отражается: полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных, равноценных предметов, подробное описание отличительных признаков каждого предмета (наименование материала, из которого изготовлен каждый предмет, количество, вес, длина, качество, процент морального и физического износа предмета и т. д.), а также цена по действующему прейскуранту и с учетом износа. Форма этого акта должна соответствовать форме, указанной в приложении N 1 к Инструкции N 185. Акты описи и оценки имущества рассматриваются и утверждаются руководством соответствующего налогового органа не позднее трех дней после их составления.

В исключительных случаях, когда непосредственно после принятия налоговым органом имущества оно не может быть передано торговой или другой организации для реализации, переработки или использования, это имущество передается налоговым органом на ответственное хранение организации или лицу, у которых оно было обнаружено, или его родственнику, или иному лицу под расписку на описи имущества.

В этом случае в конце описи указывается: фамилия, имя, отчество лица, принявшего имущество на ответственное хранение, наименование организации, в которой он работает, занимаемая должность, подробный адрес, а также дата и номер его паспорта, кем он выдан, и что об ответственности за недостачу или порчу имущества лицо, принявшее его на хранение, предупреждено;

е) Реализация имущества, производится налоговыми органами с соблюдением следующего порядка:

- строения (в том числе жилые дома и части их), находящиеся в городах и поселках городского типа, передаются безвозмездно в ведение муниципальных;

- кожевенное и пушно-меховое сырье, шерсть, мясной скот, птица, кролики, зерно, волокно конопли и льна и другая сельскохозяйственная продукция передаются за плату государственным или кооперативным заготовительным организациям;

- книги, передаются за плату книготорговым организациям. В том случае, если по своему состоянию книги не могут быть реализованы в указанном порядке, они передаются в установленном порядке за плату организациям вторсырья как макулатура.

Книги с библиотечными штампами, книги, утратившие товарный вид, но пригодные к использованию, а также открытки с детской тематикой передаются безвозмездно детским учреждениям.

- предметы религиозного культа передаются центрам религиозных объединений безвозмездно по акту. В акте указывается, что принятые центрами религиозных объединений предметы обязательно должны быть занесены в инвентарную опись культового имущества;

- предметы, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, подвергаются экспертизе специальной комиссией, состоящей из представителей: местного налогового органа, взявшего на учет эти предметы, управления или отдела культуры, местного архивного органа или местного музея, а также соответствующих научных учреждений. О произведенной экспертизе предметов, имеющих историческое, научное, художественное или иное культурное значение, комиссия составляет акт в необходимом количестве экземпляров, в котором подробно описываются указанные предметы и указывается, каким организациям следует передать эти предметы.

Предметы, признанные комиссиями или соответствующими органами, имеющими историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, передаются безвозмездно в ведение музеев, библиотек, государственных архивов религиозных объединений, научных или иных учреждений.

- денежные суммы в Российской валюте сдаются в учреждения Госбанка для зачисления в доход бюджета.

Предметы, которые без предварительной их переработки не могут быть реализованы через торговую сеть, продаются соответствующим государственным или кооперативным организациям для переработки.

ж) налоговые органы заключают с торговыми организациями договоры, в которых излагаются условия сдачи налоговыми органами имущества для реализации, условия приема и реализации и порядок расчетов с бюджетом за это имущество.

Приемка имущества для реализации или для переработки производится торговыми и другими организациями и предприятиями по месту его нахождения попредметно. С момента принятия имущества ответственность за его целость и сохранность несет организация или предприятие, принявшее имущество.

Все предметы, которые передаются торговым организациям для реализации, должны быть снабжены товарными ярлыками налогового органа и торговой организации с указанием порядковых номеров актов описи и цены.

з) для покрытия расходов, связанных с приемкой, перевозкой, хранением и реализацией принятого от налогового органа для реализации имущества торговая организация удерживает в свою пользу из сумм, вырученных от реализации имущества, вознаграждение в размере, обусловленном договором, но не свыше 15 % этих сумм;

и) расчеты с налоговыми органами за имущество, принятое для реализации, торговые организации производят в течение обусловленного договором срока, но не позднее десяти дней со дня реализации, путем перечисления причитающихся сумм в доход соответствующего бюджета согласно указаниям налогового органа.

Перечисление этих средств может производиться по нескольким актам описи и оценки с одним сроком уплаты. В этих случаях на обороте платежного поручения должна указываться расшифровка перечисленных сумм по каждому акту описи и оценки, а в самих платежных поручениях указывается: наименование бюджета, раздел и параграф классификации доходов, на которые подлежат зачислению эти суммы.

Организации, которым передано имущество за плату, производят расчеты за принятое имущество в течение срока, обусловленного при передаче имущества.

В случае просрочки перечисления в доход бюджета причитающихся сумм за реализованное или принятое имущество торговая или другая организации уплачивают пеню по 0,05 % за каждый просроченный день с причитающейся к уплате суммы;

к) запрещается передача взятого налоговыми органами на учет имущества во временное пользование предприятиям, организациям или отдельным лицам.

Приобретение налоговыми органами или отдельными работниками налоговых органов взятого на учет имущества категорически запрещается;

л) средства, вырученные от реализации имущества, зачисляются в следующем порядке:

- иностранная валюта, суммы стоимости платежных документов и фондовых ценностей в иностранной валюте, а также банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту - в доход государственного бюджета;

- сумма стоимости иного наследственного имущества и кладов - в доход бюджета субъекта;

м) возврат наследственного имущества производится в случае признания судебными органами свидетельства о праве государства на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству (п.37-39). Возврат имущества производится налоговым органом в десятидневный срок со дня подачи заявления о возврате имущества. К заявлению прилагается заверенная копия документа, подтверждающего отмену соответствующим государственным органом решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства (или заверенная в установленном порядке выписка из этого документа). В том случае, если к моменту подачи заявления имущество уже реализовано, налоговая инспекция в пятидневный срок пересылает документы соответствующему финоргану (о чем ставится в известность заявитель), который в десятидневный срок со дня получения документов обязан возместить стоимость имущества.

Возврат имущества или возмещение его стоимости производится, если заявление о возврате подано в налоговый орган не позднее шести месяцев со дня извещения заинтересованного лица об отмене соответствующего решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства.

Возврат имущества владельцу производится в натуре, если имущество, переданное торговым и другим организациям для реализации или переработки, еще не реализовано или не обращено в переработку.

Если имущество уже реализовано или обращено в переработку, владельцу его возвращается из средств соответствующего бюджета сумма стоимости имущества, фактически вырученная от его реализации без вычета расходов, связанных с реализацией.

По имуществу, которое было передано безвозмездно, требование о возврате этого имущества, или возмещении его стоимости предъявляется заинтересованным лицом к той организации, которая приняла имущество.

Возникшие споры по имуществу, переданному безвозмездно, решаются судами.

Учет движения наследственного имущества и денежных поступлений от их реализации возлагается на налоговый орган. При этом ведется книга учета актов описи и оценки имущества. В этой книге регистрируются акты описи и оценки по мере их поступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся вопросов наследования выморочного имущества и проблемы, возникающие при практическом применении соответствующих норм.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Институт наследования выморочного имущества имеет публично-правовое назначение.

Во-первых, он служит обеспечению правопорядка в обществе, исключая неправомерный захват чужого имущества, обеспечивая хозяйственное устройство имущественных ценностей путем передачи их в надлежащее управление и использование.

Во-вторых, он воплощает идею разумного ограничения круга родственников при наследовании по закону в пользу общественных интересов. В соответствии с этой идеей передача наследства в публичную собственность имеет бесспорные морально-нравственные преимущества перед передачей наследственного имущества столь далеким родственникам наследодателя, что не исключается приобретение наследства случайными людьми.

В-третьих, институт наследования государством выморочного имущества вступает в действие лишь постольку, поскольку исчерпаны все законные основания призвания к наследству родственников и других лиц, составляющих круг наследников по закону, включая наследование по праву представления, по праву подназначения, в порядке наследственной трансмиссии, приращения наследственных долей, восстановления срока для принятия наследства. Закон отдает предпочтение частному наследованию по завещанию или по закону перед наследованием выморочного имущества государством.

Наследование выморочного имущества - один из основных случаев участия государства в отношениях по наследованию. Такое участие имеет многовековую историю. Роль государства в наследственных отношениях неоднократно изменялась на различных этапах развития государства. Если первоначально все имущество умершего переходило к государству, то по мере признания в нашей стране права частной собственности гипертрофированная роль государства в наследственных отношениях постепенно уменьшалась. В настоящее время, государство может наследовать либо по завещанию либо в случаях так называемого «выморочного» наследования.

В соответствии со ст.1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Установленный перечень случаев, когда имущество умершего признается выморочным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Субъектом права наследования выморочного имущества является исключительно Российская Федерация. Это означает невозможность наследования выморочного имущества гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями, не являющимися наследниками по закону или завещанию.

Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию.

Одной из основных особенностей положения Российской Федерации в области наследования выморочного имущества является особое положение государства в качестве наследника. Первая особенность положения Российской Федерации в области наследования обусловлена тем, что она здесь выступает в двоякой роли. С одной стороны, Конституция возлагает не нее роль гаранта права наследования. В Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П сказано, что Конституция обеспечивает «гарантированный государством» переход имущества, принадлежавшего умершему, к другим лицам. Это - конституционная обязанность Российской Федерации.

С другой стороны, раздел V ГК признает Российскую Федерацию наследником, устанавливая, в частности, что получение ею выморочного имущества является наследованием по закону. В этих случаях государство выступает как наследник по закону. В таком качестве уже гражданский закон наделяет государство определенными правами и возлагает на него известные обязанности.

Конституция имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Из этого следует, что Российская Федерация обязана обеспечивать право наследования любому человеку. Конституционной гарантией права наследования пользуются все лица, включенные в круг наследников по закону. Исключение составляет лишь сама Российская Федерация. Она - гарант права наследования, но не адресат этой гарантии.

В связи с таким положением Российской Федерации в качестве наследника ее права по сравнению с иными наследниками несколько ограничены, в частности в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, пропустившему срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Именно с обязанностью Российской Федерации гарантировать право наследования связано ограничение права РФ на предъявление иска о признании, совершенных наследниками действий не свидетельствующими о принятии ими наследства в случае если наследники заявляют о фактическом принятии наследства.

Следующая особенность Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества состоит в том, что она наделена статусом, в некоторых отношениях отличающимся от положения других наследников по закону. Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: "Для приобретения выморочного имущества: принятие наследства не требуется" (п. 1 ст. 1152 ГК).

Еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества касается отказа от наследства. ГК устанавливает, что "наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц: или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества" (п. 1 ст. 1157). Когда Российская Федерация становится наследником по закону выморочного имущества, ГК ее такого права лишает: "При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается" (п. 1 ст. 1157).

Для полной реализации норм о наследовании выморочного имущества ГК РФ предусматривает необходимость принятия специальных законов.

В настоящее время остаются неурегулированными ряд вопросов, в связи с чем можно предположить, что необходимо принятие закона, в котором должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств, оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с другими лицами, претендующими на то же наследство либо оспаривающими его выморочность и т.п. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона.

Требует выяснения также вопрос о порядке выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество. Так на практике нередко возникает спор о том, на чье имя выдается свидетельство о праве на выморочное имущество. По мнению автора, такое свидетельство должно выдаваться на имя Российской Федерации (без указания конкретных органов), но в нескольких экземплярах - на отдельные части выморочного имущества (в зависимости от вида имущества) по заявлению соответствующих компетентных государственных органов.

Еще более сложным и требующим скорейшего разрешения является вопрос о порядке возмещения необходимых расходов по ст. 1174 ГК и долгов наследодателя, а именно о том, какие государственные органы должны нести данную обязанность. По мнению автора если требования являются денежными, то, очевидно, они должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации и по аналогии со ст. 1071 ГК - предъявляться к финансовым органам. Если же заявлены требования с элементами вещных прав (залога, сохранения права аренды вещи - ст.617 ГК или найма жилого помещения - ст.675 ГК), то данные обременения с присущим им свойством следования несут государственные органы, приобретшие обремененную вещь.

Что касается дальнейшей судьбы выморочного имущества, то здесь необходимо отметить следующее. В настоящее время соответствующего закона нет и порядок передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований для использования в соответствии с назначением и ценностью имущества, следовательно, не определен. Вопросы последующей передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены, по-видимому специальным законом, дифференцированно - исходя из культурной и иной ценности и назначения имущественных объектов, а также из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Договора между СССР и Венгерской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.07.1958

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993.) М., 1993.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья). (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996., 24 октября 1997., 8 июля, 17 декабря 1999., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001., 21 марта, 14, 26 ноября 2002., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003., 29 июня, 29 июля, 2,29,30 декабря 2004., 21 марта 2005.)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005., 10 января 2006.)

5. Федеральный закон от 26 ноября 2001. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"//"Российская газета" от 28 ноября 2001. N 233

6. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ// "Российская газета" от 28 ноября 2001. N 233

7. Федеральный закон от 29 июля 1998. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// "Российская газета" от 6 августа 1998.

8. Федеральный закон от 02 декабря 1990. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.06.03)// "Ведомости РСФСР 1990. N 27.

9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1//"Российская газета" от 13 марта 1993.

10. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом"// "Российская газета" от 3 декабря 2004. N 269

11. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"// Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2000., N 43

12. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства"// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 апреля 2002. N 17

13. Постановление СМ СССР от 29 июня 1984 г. N 683 "Об утверждении положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"// Собрание постановлений Правительства СССР, 1984, N 24.

14. Инструкция Минфина СССР от 19 декабря 1984. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"//. Текст инструкции официально опубликован не был

15. Постановление Смоленской областной Думы от 18 марта 2004. N 50 "Об обращении Смоленской областной Думы "К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о необходимости скорейшего принятия федерального закона, регулирующего порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований".

16. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 24 сентября 2003. N 345 "О порядке реализации выморочного имущества".

Учебно-монографическая литература

17. Булаевский, Б.А. и др. Наследственное право (под ред. К.Б. Ярошенко). -"Волтерс Юг/вер", 2005.

18. Барщевский, М.Ю. Если открылось наследство./М.Ю. Барщевский, -М., 1989 - 61 с.

19. Гришаев, С.П. Наследственное право./С.П. Гришаев - Система ГАРАНТ, 2005.

20. Зайцева, Т.И. Наследственное право в нотариальной практике: комментарии (ГК РФ, ч. 3, разд. V), метод. рекомендации, образцы док., норматив. акты, судеб. практика: практ. пособие - 5-е изд., перераб. и доп./ Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников- М.: Волтерс Клувер. 2005.

21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова) - М.: Юрайт-Издат. 2004.

22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) (под. ред. Л.П. Ануфриевой). - "Волтерс Клувер". 2004.

23. Лунц, Л.А. Международное частное право. Особенная часть. / Л.А. Лунц- М. 1963.

24. Наследственное право (А. Оленин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, 42 октябрь 2003.).

25. Наследование выморочного имущества (Н. Качур, Е. Баукина, И. Богданова "Российская юстиция", N 10, октябрь 2003.)

26. Перетерский, И.С., Международное частное право /И.С. Перетерский, Б.С. Крылов -М., 1940.

27. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Гуев А.Н.) - М.: ИНФРА-М, 2002.

28. Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского Кодекса РФ (под общ. ред. Эрделевского A.M.) - "Библиотечка РГ",-М.,2001.

29. Рубанов, А.А. Наследование в международном частном праве./А.А. Рубанов- М., 1972.

30. Свидетельство о праве государства на наследство (Книга Зайцевой Т.И.)

31.Синайский, В.И. Русское гражданское право (Серия "Классика русской цивилистики"/ В.И. Синайский- М., 2002.

32. Толстой, Ю.К. Наследственное право./Ю.К. Толстой- М., 1999. 28 с.

Материалы практики правоприменения

33. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2004. N КГ-А40/11273-03.

34. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2002. N 18-В02-35 // . Текст определения официально опубликован не был.

35. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 января 1996 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 Гражданского кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.Б.Наумова"//"Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1996. , N 1

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.