скачать рефераты

МЕНЮ


Взаимодействие следователя с органами дознания

Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру-ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни-кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга-ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является бо-лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь-зовании знаний для решения практических задач. Взаимодействие следователей и оперативных подразделений ОВД при расследовании криминальных банкротств : отчет о науч. работе (заключительный) / науч.рук. А.М. Нуждин; сост. А.Ю. Разуваев. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004. - С. 27.

Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея-тельности, в том числе и по обеспечению взаимодействия своих подчиненных - следователей и работников органов дознания. Их можно разделить на 3 группы:

1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;

2. Командные умения, необходимые для эффективного руко-водства личным составом при выполнении функций охраны об-щественного порядка и борьбы с преступностью;

3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос-питательных функций. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.

Организаторские умения связаны с реализацией управленче-ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре-шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос-новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу-жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго-воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.

Организаторские умения руководителя связаны также с орга-низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра-боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро-ваниями при организации охраны общественного порядка и борь-бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят-ный морально-психологический климат, предупреждать и разре-шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти-вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.

Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жиз-ненной мудрости, требует обширных знаний в области психоло-гии.

Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: ра-ционально и эффективно использовать силы и средства, добивать-ся максимальных результатов при минимизации трудовых и мате-риальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу со-трудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа. Черепанова Л.В. Проблема разграничения полномочий органов следствия и дознания по делам о неочевидных преступлениях: Материалы научно-практической конференции. - Часть 1. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. - С. 128.

Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. На-целивая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего долж-ностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать вы-сокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.

Командные умения руководителя органа внутренних дел харак-теризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использо-вать вверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твер-дую волю и принимать оптимальные решения в самых критиче-ских ситуациях; обладания навыками командования людьми.

Педагогические умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высо-ких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления. - М.: ВИПКэнерго, 1992. - С. 123. Эти умения базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и методов воспита-тельной работы. Они предполагают наличие у руководителя пе-дагогического такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный под-ход к конкретной личности, владеть устной речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте.

Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности. Русяев А., Кругликов А. Роль прокурора в организации, осуществлении и обеспечении законности взаимодействия следователей и органов дознания // Закон и право. - 2004. - № 12. - С. 25.

В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.

Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по «горячим следам».

Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению.

Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК РФ.

Грамотная работа начальника ОВД, прокурора, может помочь избежать серьезных ошибок, которые встречаются в практике. «Дело обоснованно направлено для дополнительного расследования в связи с тем, что срок предварительного следствия продлен не уполномоченным на это должностным лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РСФСР срок предварительного следствия до трех месяцев может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами.

Как видно из данной нормы закона, заместителям прокурора района не предоставлено право на продление сроков предварительного следствия.

По делу в отношении К. сроки предварительного следствия были продлены заместителем прокурора Приморского района г. Санкт - Петербурга, т.е. не уполномоченным на это должностным лицом.

Кроме того, по делу нарушены требования ст. 129 УПК РСФСР, поскольку при возобновлении следствия дело следователем к своему производству не принято». Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2001 года. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 8.

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю. Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток должно быть при-нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела. Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про-цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след-ственных действий. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. УПК РФ определяет, что единственным следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия. Паутова Т.А. Об организации эффективного обмена информацией между следователями органов внутренних дел и органами дознания в ходе производства предварительного расследования // Проблемы применения уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе: Сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции (8-9 декабря 2004 г.) - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2004. - С. 57.

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле-нии сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур-ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма-тивными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место про-исшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непремен-ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу-пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин-формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото-рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры-тию преступления по «горячим следам». Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола» / Под. ред. Д.ю.н., проф., О.А. Галустьяна, к.ю.н., доцента О.И. Цоколовой. М.: МосУ МВД России, 2003. - С. 89.

Существует тесная взаимо-связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен-ность которых зависят от полноты и качества осмотра. Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной органи-зационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплекто-вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо-ватель является руководителем СОГ, выезжающей на место происше-ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет по-рядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. При осмотре места происшествия большое зна-чение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участ-вовавших в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное взаимное информирование. В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными нормативными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Паутова Т.А. Правовое регулирование взаимодействия следователей органов внутренних дел с другими службами и подразделениями при осмотре места происшествия // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Второй международной научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004. - С. 89.

Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от участковых уполномоченных. Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый уполномоченный мили-ции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он ин-формирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ. Участковый уполномоченный, не будучи специалистом, как правило в осмотре участия не принимает. Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оператив-ных данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. Основная работа по установлению и розыску преступников воз-лагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть.

Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия осуществляет необходимые опера-тивно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, органи-зует розыск преступника по горячим следам. «В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи-модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе-ративного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления. Приметы подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников». Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. - М.: «Российское право». -1992. - С. 39. Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника.

Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его дви-жения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. - М. «Спарк». -1997. - С. 224.. В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый уполномоченный информируют друг друга и дежурную часть о данных, имеющих значение для выявления подозреваемого и установления обстоятельств совершенного преступления. Большое значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по горячим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является первоначальной формой обмена информа-цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные версии и составляется еди-ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсу-дить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст-вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред-ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо-ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992. - С. 29.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо-ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга-ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности.

Неправильная организация взаимодействия на данном этапе способна породить неправильное применение уголовно-процессуального закона.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.