скачать рефераты

МЕНЮ


Юридическое лицо

Теория контроля. Начало использования этой теории связы-вается в истории и науке международного частного права с пе-риодами I и II мировых войн. Дело в том, что во время воору-женных конфликтов проблема иностранных юридических лиц принимает новые очертания, а именно приобретает характер так называемых «враждебных иностранцев». Воюющие госу-дарства закономерно заинтересованы в том, чтобы любые кон-такты с последними, прежде всего экономические, были сведе-ны к нулю. Формальные же признаки определения фактической и эффективной связи данного юридического лица с тем или иным правопорядком оказываются недостаточными. Еще в циркуляре французского министерства юстиции от 24 февраля 1916 г. указывалось в связи с данным вопросом, что когда речь идет о вражеском характере юридического лица, нельзя доволь-ствоваться исследованием «правовых форм, принимаемых ком-паниями: ни местонахождение административного центра, ни другие признаки, определяющие в гражданском праве нацио-нальность юридического лица, недостаточны, так как речь идет о том, чтобы... выявить действительный характер деятельности общества». Вражеским, говорилось в документе, надо признать юридическое лицо, если его управление или его капитал в целом или большей части находится в руках неприятельских граждан, ибо в этом случае за фикцией гражданского права скрываются действующие физические лица См.:Clunet. Р.701. Цит. По:Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 42."

В сегодняшней практике подобного рода критерий, как представляется, применяется не только в процессе ведения ка-ких-либо военных действий, но и в совершенно мирное время на основании решений международной организации, скажем, при введении Совета Безопасности ООН санкций в целях обеспечения мира и безопасности. Например, во исполнение резолюций Совета Безопасности специальными распоряжениями Прези-дента РФ ограничивались торговые и вообще гражданско-пра-вовые отношения российских хозяйствующих субъектов с пред-приятиями Боснии, Герцеговины, Югославии, Ирака и др. Кроме того, законодательства некоторых государств исходят из названного критерия и в общем плане для достижения опреде-ленных целей, скажем, при налогообложении".

Категория личного статута чрезвычайно важна для юриди-ческого лица, поскольку, как было подчеркнуто, именно он от-вечает на главный вопрос - является ли данное лицо юридичес-ким, т. е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Таким образом, каждое иностранное юриди-ческое лицо подчиняется иностранному (своему) правопорядку в вопросах возникновения, существования, деятельности и лик-видации, а также возможных способов и форм преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособно-сти юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и поря-док выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает отве-ты на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юри-дическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отече-ственной юрисдикции и каковы условия, формы и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится все-цело в сфере действия личного статута.

При ликвидации юридического лица, действующего за гра-ницей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в международ-ном частном праве, будет решать судьбу последнего. В отдель-ных случаях обязательственных отношений, т. е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приоб-ретает особое значение (например, при выдаче гарантии или по-ручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для ре-гулирования взаимоотношений в рамках основного обязатель-ства, или закона, применимого к существу отношения в силу коллизионной нормы.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Правовой режим деятельности иностранных инвесторов

В вопросе правового положения иностранных юри-дических лиц на территории России отечественный правопоря-док исходит из закрепленного в действующем праве РФ, прежде всего Гражданском кодексе и Законе «Об иностранных инвести-циях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (а ранее в Законе РСФСР об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г.), для юри-дических лиц - иностранных инвесторов - принципа националь-ного режима: «Правовой режим деятельности иностранных инве-сторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятель-ности и использовании полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми феде-ральными законами» (ст. 4 Федерального закона «Об иностран-ных инвестициях в Российской Федерации»).

В максимальной же мере адекватно юридическому содержа-нию национального режима этот принцип выражен в ст. 2 Граж-данского кодекса посредством использования следующей фор-мулы: «Правила, установленные гражданским законодатель-ством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен располагать, если не дефини-циями, то хотя бы критериями отнесения правосубъектных об-разований к иностранным юридическим лицам. В настоящее время действующее право РФ оперирует несколькими понятия-ми в этом плане. Например, существует категория «российские лица» - т. е. лица, созданные в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации, имеющие постоянное местона-хождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на терри-тории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и поня-тие «иностранные лица», т. е. «юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность кото-рых определяются по праву иностранного государства, в кото-ром они учреждены», - с другой. Об этом говорит ст. 2 Феде-рального закона «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности» от 13 октября 1995 г. См.: СЗ РФ. 16.10.1995, № 42, ст. 3923. Вместе с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законо-дательстве России весьма активно используются категории «ре-зидентов» и «нерезидентов». Так, для целей валютного регули-рования и валютного контроля под «резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодатель-ством РФ, с местонахождением в Российской Федерации, пред-приятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местона-хождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиа-лы и представительства видов резидентов, указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Фе-дерации, предприятия и организации, не являющиеся юридичес-кими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства выше-упомянутых нерезидентов.

Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответ-ствии с требованиями имеющихся правовых актов.

Таковы, в частности, формулировки Закона «О государ-ственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., который предусматривает, что российскими участниками внеш-неторговой деятельности (российскими лицами) являются на-ряду с другими категориями «юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие местонахождение на ее территории» (ст. 2).

2.2 Правовые ограничения иностранных юридических лиц

Итак, если установлено, что данное юридическое лицо яв-ляется на территории РФ иностранным, что же оно вправе со-вершать в гражданско-правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в России является урав-нивание их в правах с национальными лицами за некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем преж-де всего акцентировалось внимание в настоящем разделе, то каковы же исключения из правил и ограничения, составляю-щие эти изъятия?

Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, кото-рое проводится, скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом, действующим через пред-ставительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым, осуще-ствляющим бизнес в России без открытия в ней представитель-ства или филиала. В этом смысле детальное регулирование содержится в Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации № 34 от 16 мая 1995 г.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятель-ность, заключать сделки, создавать с участием российских юри-дических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени ино-странного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривает-ся, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полно-мочий его органа или представителя, не известное российскому праву (п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства). Хотя действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же Основ, чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на территории России, подчинялась оте-чественному праву, в то же время это не должно, разумеется, означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и импе-ративных предписаний, установленных иностранным законом, т. е. правоположениями того государства, где данное юридичес-кое лицо считается национальным. Однако, как представляется, в аспекте данного изложения все же больший интерес представ-ляет отбор и анализ соответствующих норм российского права, предназначенных для регулирования отношений, в которых участвуют иностранные юридические лица.

В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее, нужно обратить внимание на известное противоречие между формальным и фак-тическим моментами в вышеприведенных констатациях. Дей-ствительно, строго юридически специального разрешения на осу-ществление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельно-сти не требуется. С другой стороны, без получения карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один субъект права на территории РФ не может ничего реально осуще-ствить в рамках центрального звена такой деятельности - обеспе-чения таможенной очистки товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком положении вещей стано-вится принципиальной задача получения соответствующей реги-страции, следовательно, разрешений не формального характера, а по существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможен-ного кодекса РФ от 16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и вывозу товаров также сопряжено с определенными препятстви-ями юридического характера. Требование относительно необходимости соблюдения им-перативных материально-правовых норм, регулирующих внеш-неэкономическую деятельность, - в свою очередь является од-ним из главных составляющих, характеризующих правовое по-ложение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере. Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспе-чивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям определен-ного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятель-ности в связи с операциями на территории РФ и т. д.

Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартер-ных сделок», вступившим в силу 1 ноября 1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это распро-страняется и на иностранные юридические лица. В связи с этим необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, ре-зультатов интеллектуальной деятельности должен сопровож-даться обязательным ввозом на таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по стоимости экспорти-рованным товарам либо зачислениям на счетах в уполномочен-ных банках валютной выручки от экспорта товаров в установ-ленном порядке.

Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наиболее значимой для иностранных юридических лиц, как упо-миналось выше, является инвестирование с их стороны капита-лов в российскую экономику (подробнее см. об этом в гл. 10). Возникающая вследствие этого соответствующая хозяйствен-ная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т. е. в качестве предприятий с ино-странным участием (ранее именуемых «совместными предприя-тиями») либо на основе только иностранного учредительства. В подавляющем большинстве случаев - это хозяйственные об-щества и товарищества: товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Новый закон о регулировании иностранных инвестиций, принятый в Россий-ской Федерации, устанавливает «количественные» параметры для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на пользование льготами и преимуществами, ус-тановленными указанным актом (ст. 4).

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА РУБЕЖОМ

3.1 Правовая база действий Российских инвесторов

Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР Ведомости РСФСР. 1991 №29. Ст.1005 предусмотрел, что граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но предписаний Закона 1991 г. оказалось недостаточно для обеспечения защиты интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений в этой области. К сожалению, и поныне правовая база, определяющая условия участия российских инвесторов в деятельности за рубежом, далека от совершенства и состоит в основном из подзаконных актов.

Вывоз российскими инвесторами капитала за границу может осуществляться не иначе как в разрешительном (лицензионном) порядке. Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 «О либеризации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» Ведомости РСФСР. 1991. №47. Ст.1612; Ведомости РФ. 1992. №44. Ст.2517 было установлено (п.9), что «осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР».

Сохраняет юридическое значение ряд положений постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1989г. №412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» СП СССР.1989.№24.Ст.82;1990.№21.Ст.104, но как это очевидно, связь их с настоящим всё более ослабевает.

В средствах массовой информации публиковались рекламные объявления, призывающие российских граждан и предприятия приобретать находящуюся на территории иностранных государств недвижимость или права на неё, регистрировать компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в так называемых оффшорных зонах, покупать акции и делать взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открывать счета в банках за пределами РФ. В связи с такими публикациями Центральный банк России в информационном письме от 25 октября 1994 г. См.: Правовой режим российских инвестиций за рубежом. Сб. нормативных правовых актов. М.:Легат, 1997.С.57. обратил внимание предприятий и граждан, рассматривающих возможность совершения упомянутых действий, на требования законодательства РФ в этой сфере. В информационном письме отмечалось, что в соответствии с п.10 ст.1 и п.2 ст.5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» эти операции относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, установленном Банком России.

«В целях ограничения вывоза капитала из страны, - напоминалось в письме, - Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определён Банком России на основании пункта 2 статьи 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов на время пребывания за границей)».

Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского юридического лица или физического соответствующего разрешения Банка России.

На государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ на правах государственного учреждения, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 (С3 РФ 1994 №8.Ст.866). Передана в ведение Министерства юстиции РФ (С3. РФ. 1998. №37. Ст.4616). Палата «регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством государства инвестирования, а также ведёт Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно - правовой формы и доли в капитале российского участника» (См. Иностранный капитал в России: налоги, учёт, валютное и таможенное регулирование. 1997. №6.С.13). И далее: «Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений».

3.2 Действия Российских юридических лиц в рамках положений международных договоров

Российские юридические лица следуют за рубежом положениям международных договоров, включая договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и другие, а также положениям местного законодательства.

Возникновение новых независимых государств на территории бывшего СССР повлекло необходимость заключения между ними многосторонних и двусторонних договоров, направленных на защиту прав и интересов не только граждан, но и юридических лиц этих стран на территории друг друга. Положения многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусторонние договоры о правовой помощи между государствами-участниками СНГ применяются как к гражданским, так и к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством сотрудничающих сторон.

Заключённое странами СНГ соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. представляет инвестициям, производимым инвесторами Сторон, включая юридические лица, на территории Сторон полную и безусловную правовую защиту по месту инвестирования; инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законом, случаях. В случае принятия государством решения о национализации или реквизиции - а такое решение принимается в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования, - инвесторам Сторон должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируются беспрепятственный перевод в государства-участники Соглашения, а также в другие государства прибыли и иных сумм, полученных в связи с осуществлёнными инвестициями. Предприятие с инвестициями Сторон может создавать на территории государства по месту инвестирования дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. При этом должны соблюдаться условия, установленные законодательством соответствующих государств.

На двусторонней основе определяются статус российских и иностранных инвесторов, условия их деятельности в международных договорах РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Меры по защите интересов российских юридических лиц за рубежом принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учётом законодательства государства пребывания входит в состав основных задач и функций Посольства РФ.

4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧАСТНЫЕ ЛИЦА

Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивает-ся территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.

Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые соз-даны, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона од-ного или двух государств, принятого в соответствии с междуна-родным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество хи-мической обработки облученных горючих материалов /"Еврохемик"/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /"Еврофирма"/, Банк международных расчетов /БМР/.

В советской юридической литературе понятие международ-ного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотруд-ничества длбэс/ и Международному инвестиционному банку /МИБ/.

В современной экономической литературе монополии, дея-тельность которых охватывает многие страны, делятся на несколь-ко групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компа-нии и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочер-ние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" /США/, "Фольксваген" /ФРГ/, "Филипс" /Нидерланды/.

Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфе-ре деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые обще-ства или производственные предприятия, капитал которых принад-лежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международными юридическими лицами современная западная доктрина признаёт те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором.

В международных отношениях возникает множество вопросов, касающихся юридического лица; например, как определить, является ли то или иное образование юридическим лицом. Для того, чтобы это выяснить, необходимо установить к какому государству это образование относится. Международное частное право выдвигает несколько доктрин, отвечая на этот вопрос.

Классическая доктрина - определяет личный закон объединения в зависимости от его государственной принадлежности (США).

Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится правление этого юридического лица (Франция, ФРГ).

Существует и третий принцип - определение национальности юридического лица - место деятельности (Италия).

Юридические лица создаются на территории определённого государства. Однако их деятельность не ограничивается этой территорией и может осуществляться на территории других стран. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования, либо на принципе национального режима.

Иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путём создания каких либо организационно - правовых структур. Согласно Закону о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990г., субъектами такой деятельности в России могут быть граждане иностранных государств и лица без гражданства «в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР». Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Личный статус российских юридических лиц определяется законодательством РФ. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, внутренняя структура, внутренняя организация, решение об его ликвидации. Другие вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями торгового договора, заключённого Россией с данным государством.

Общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности то, что они являются юридическими лицами, несущими самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Государство не отвечает по обязательствам юридических лиц, а юридические лица не отвечают по обязательствам государства. Эти положения определяются личным статутом российских организаций, и поэтому они должны применяться и за рубежом, т.е. иметь экстерриториальное значение.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г.

3. Постановление №1074 Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г.

4. Гражданско-процессуальный кодекс.

5. Гражданский кодекс РФ: официальный текст. М. 1996

6. Основы гражданского законодательства Союза ССР. //Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. №26. Ст.733

II. Научная, учебная литература

1. Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России //Рос. Юстиция. 1997. №2

2. Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1994 г.

3. Международное частное право. Учебник // под редакцией Дмитриевой Г.К. М. 2000г.

4. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М. 2000г.

III. Материалы периодической печати

1. Фогельсон Ю.Б. О конституционной защите юридических лиц // Государство и право. М. 1996г. №6

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.