скачать рефераты

МЕНЮ


Задержание подозреваемого

Процедура предъявления подозрения во многом схожа с порядком предъявления обвинения и должна состоять из трех этапов:

1) ознакомление подозреваемого с постановлением о привлечении в качестве подозреваемого;

2) разъяснение сущности подозрения и его оснований;

3) разъяснение прав и обязанностей подозреваемого.

После ознакомления задержанного с постановлением о признании его подозреваемым его необходимо незамедлительно допросить в качестве подозреваемого.

Правовые нормы, регламентирующие задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, образуют самостоятельный процессуально - правовой институт, который получил определенное обоснование в теории. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М.: Наука, 1989. С.9.

В статье 10 УПК РФ закреплено: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом». И.М.Гуткин отмечал, что: «:в неотложных случаях уголовно -процессуальное задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, допускается не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренном в законе». Гуткин И.М. Актуальные вопросы уголовно - процессуального задержания. М., 1980. С.7

Задержание заподозренного заключается в кратковременном аресте лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Цель - выяснение его причастности к совершению преступления, обоснованности выдвинутого подозрения и разрешение вопроса о признании его подозреваемым, возможности применения меры пресечения до предъявления обвинения или освобождения и снятия подозрения.

Правовую основу задержания составляют соответствующие статьи УПК РФ, предусматривающие понятия, условия и порядок задержания (п.11 ст.5, п.3 ст.38, ст.91, 92), и подзаконные акты правоохранительных органов, в компетенцию которых входит задержание. Глава 12 УПК РФ базируется на принципах и нормах ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. Сегодня закон не требует для задержания применения санкции прокурора или решения суда. В то же время он устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения. Согласно пунктам 3 и 4 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., лицо, задержанное по уголовному обвинению, вскоре после ареста представляется судебному или иному органу, определенному законом. Такой орган должен без промедления принять решение относительно законности и необходимости задержания. Никто не может быть задержан на период проведения следствия или судебного разбирательства без письменного постановления этого органа.

Федеральное Собрание РФ сделало оговорку в отношении введения в действие норм, предусматривающих право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Оно указало, что положения указанной Конвенции не препятствуют применению санкционированного абз.2 п.6 раздела второго Конституции РФ 1993 г. временного применения установленного уголовно - процессуальным законодательством порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Следовательно, установленный в Конвенции судебный порядок разбирательства с задержанным лицом, подозреваемым в совершении преступления, в национальном законодательстве РФ находится в стадии реализации.

Одна из острейших проблем проявилась и в том, что в результате правовой неопределенности на практике продолжают действовать два вида задержания лица по подозрению в совершении преступления:

- задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы),

- задержание юридическое, при котором физическое задержание получает процессуально - правовое оформление в виде протокола задержания согласно ст.92 УПК РФ.

Между фактическим задержанием и составлением протокола задержания подозреваемого может оставаться временной интервал, измеряемый часами. Процессуальные отношения, которые возникают между органом дознания, следователем, прокурором и задержанным, фактически возникают только после доставления последнего в правоохранительный орган. Многозначность употребления понятия задержания подозреваемого в законодательстве, фрагментарность законодательного регулирования системы таких действий, отсутствие единого представления о сущности и содержании задержания в правовой теории создают не только практические проблемы в применении этой меры принуждения, но и препятствуют выработке целостного теоретического представления о ней.

Задержание в уголовно - процессуальном смысле могут осуществлять лишь уполномоченные на то законом органы государства - участники уголовного судопроизводства, указанные в ч.1 ст.91 УПК РФ. Расширение круга лиц, которые могут осуществлять уголовно - процессуальное задержание, не обладая на это полномочиями, определенными законом, и достаточными знаниями, недопустимо. Поэтому действия граждан, связанные с доставкой задержанных ими лиц в правоохранительные органы, следует рассматривать лишь как содействие в осуществлении законности и правопорядка, но не как процессуальное задержание.

В ситуациях непосредственного обнаружения общественно опасного деяния задержание производится, когда уголовное дело еще не возбуждено. В этих условиях физический захват и доставление лица может предприниматься работниками правоохранительных органов до фактического возбуждения уголовного дела. Во время выяснения причастности задержанного к совершенному преступлению должны параллельно решаться вопросы о возбуждении уголовного дела по данному факту и возможном его признании подозреваемым в совершении преступления. Поводами для возбуждения дела при непосредственном обнаружении признаков преступления будет сообщение о совершенном преступлении, о чем лицо, получившие его, сообщает в форме рапорта (ст.143 УПК РФ).

Момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, его доставление, оформление протокола должны стать составной частью уголовно - процессуального задержания. Данные действия должны иметь процессуальный характер в рамках начала существования института подозрения. В УПК РФ, Федеральном законе «Об оперативно -розыскной деятельности» законодательно следует определить порядок проведения физического задержания, предусмотрев необходимость разъяснения заподозренному лицу, в совершении какого преступления он подозревается, его прав и обязанностей, порядок его доставления в орган дознания, к следователю или прокурору.

Совершенствование правовой системы России, осуществляемое прежде всего в целях укрепления гарантий прав личности, в уголовном судопроизводстве ставит на первый план проблему статуса участников уголовно - процессуальной деятельности и прежде всего - подозреваемого в совершении преступления. Отсутствие четкой регламентации рассматриваемого вопроса в уголовно - процессуальном законодательстве является на протяжении длительного времени одной из причин существования различных точек зрения о понятии подозреваемого. Дорохов В.Я. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М.: ВШ ГБ, 1962. С.42-46.

Основанием для задержания должны являться фактические данные, формулирующие основание для подозрения о причастности конкретного лица к совершению преступления, наказуемого по закону лишением свободы, которые могут быть получены из источников и обстоятельств, указанных в ч.1 ст.91 УПК РФ. Их объединяет один общий признак - очевидная обоснованность подозревать конкретное лицо в совершении преступления. Однако они дают лишь основание подозревать лицо в совершении преступления, а также возможность сделать вероятный вывод об этом на момент принятия решения о задержании. Степень обоснованности и достоверность таких данных должна быть оценена и проверена, а причастность лица к совершению преступления должна подлежать установлению.

Основания задержания, указанные в ч.2 ст.91 УПК РФ, отличаются от перечисленных в ч.1 этой же статьи, степенью очевидности причастности лица к преступлению. Согласно процессуальной форме «иные данные» идентичны со сведениями о других основаниях задержания. Проведенные исследования показывают, что формулировка ч.2 ст.91 УПК РФ «:либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу» у практических работников вызывает вопросы. Например, что понимать под этой формулировкой - наличие пятого основания для задержания или дополнительное условие, относящееся к «иным данным», при котором можно задерживать подозреваемого. По нашему мнению, сам факт направления в суд такого ходатайства не может быть самостоятельным основанием для задержания. Он должен служить в рамках действующего законодательства лишь дополнительным условием при наличии «иных данных», дающих основание задерживать заподозренное лицо. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М., 2002. С. 226. В случае задержания заподозренного лица его сразу необходимо доставить в суд для решения вопроса о применении меры пресечения - заключение под стражу.

В тех случаях, когда данные, позволяющие подозревать конкретное лицо в совершении преступления, содержатся в представленных следствию результатах оперативно - розыскной деятельности (ОРД), указанные материалы могут быть положены в основу принятия решения о задержании заподозренного лица только при том дополнительном условии, что оно пыталось скрыться либо если не установлена его личность. При положительной оценке достоверности и допустимости использования оперативно - розыскной информации в качестве оснований для возбуждения уголовного дела и задержания лица по подозрению в совершении преступления орган дознания, следователь, прокурор принимают соответствующие решение. В то же время не любые оперативно - розыскные данные становятся основанием для производства задержания. Негласные, не подлежащие легализации ОРД не могут являться основаниями для процессуального задержания.

Решение о задержании орган дознания и следователь вынуждены принимать сразу же после ознакомления с материалами оперативно -розыскной деятельности. Задержание носит неотложный характер. Уголовно-процессуальный закон должен учитывать потребность практики и возможность возникновения ситуаций, при которых и возбуждение уголовного дела, и задержание подозреваемого становятся безотлагательными еще до того, как данные, явившиеся основаниями названных решений, пройдут процессуальную процедуру приобщения к делу в качестве доказательств.

Оперативно - розыскные данные могут быть положены не только в основу решения вопроса о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, но и о применении к нему меры пресечения. Эта информация должна учитываться при решении вопроса, когда данные указывают на намерение лица, подозреваемого в совершении преступления, уклониться от расследования, продолжить преступную деятельность. В этом случае оперативно - розыскная информация будет помогать следователю (дознавателю) в определении мотивов задержания.

Как показывает анализ деятельности органов дознания и следствия УВД г. Архангельска по задержанию подозреваемых, данные оперативно -розыскного характера редко используются в качестве оснований для задержания.

Заключение

Законодатель детально закрепил в УПК РФ задержание подозреваемого, однако не смотря на это имеются в этих нормах и пробелы, которые неоднозначно решаются на практике.

Целесообразно дополнить УПК РФ следующими статьями, изложив их в такой редакции.

Подозрение.

«Подозрение - это выраженное в специальном процессуальном решении утверждение органа уголовного преследования о причастности лица к совершению расследуемого преступления при отсутствии достаточных доказательств для предъявления обвинения».

Основания для подозрения.

«Основаниями для подозрения являются:

а) возбуждение уголовного дела в отношении лица по основаниям и в порядке, который установлен главой 20 УПК РФ;

б) задержание лица по основаниям, указанным в статье 91 УПК РФ;

в) наличие в уголовном деле фактических данных, доказательств, свидетельствующих о причастности лица к совершению преступления».

Предъявление подозрения.

«Постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого предъявляется лицу непосредственно перед первым его допросом, а в случае задержания заподозренного лица - не позднее трех часов с момента доставления в орган дознания, к следователю или прокурору. Подозреваемому разъясняется сущность подозрения, а также права и обязанности подозреваемого, изложенные отдельным текстом. Объявляемое подозрение должно содержать указание на время, место и иные существенные обстоятельства, позволяющие индивидуализировать совершенное преступление, а также его квалификацию согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, насколько это установлено расследованием. Подозреваемому вручается копия постановления о привлечении в качестве подозреваемого и с указанием перечня его прав и обязанностей. Предъявление подозрения производится с участием защитника, если его участие обязательно или о его участии ходатайствует подозреваемый».

Срок подозрения.

Часть 1: «Срок исчисляется с момента вынесения постановления о привлечении в качестве подозреваемого, а в случае задержания заподозренного лица - с момента фактического ограничения его свободы передвижения».

Часть 2: «Срок подозрения завершается вынесением постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составления обвинительного акта, а в случае неподтверждения подозрения - вынесением постановления об освобождении лица от подозрения».

Структура (система) подозрения, как института уголовно - процессуального права, должна, на наш взгляд, состоять из следующих элементов:

1) появление подозрения в отношении лица, совершившего противоправное деяние;

2) решение вопроса о задержании подозреваемого в порядке ст.91 УПК РФ;

3) привлечение лица в качестве подозреваемого;

4) допрос подозреваемого;

5) окончание подозрения в форме привлечения лица в качестве обвиняемого либо освобождения от подозрения в форме специального постановления об этом и в случаях, предусмотренных уголовно -процессуальным законом, решения вопроса, связанного с реабилитацией подозреваемого.

Только после предъявления подозрения и разъяснения подозреваемому сущности подозрения, проведения его допроса должен решаться вопрос о применении к подозреваемому меры пресечения или иной меры процессуального принуждения.

Поэтому следовало бы дополнить УПК РФ рядом статей.

Статью «Подозреваемый» предлагается изложить в следующей редакции.

Часть 1: «Подозреваемым является лицо, в отношении которого органом уголовного преследования в связи с имеющимися основаниями подозрения вынесено постановление о привлечении в качестве подозреваемого».

Часть 2: «Подозреваемый должен быть допрошен немедленно после ознакомления с постановлением о признании его подозреваемым».

Часть 3: «Следователь, дознаватель или прокурор обязаны уведомить близких родственников подозреваемого в случае его задержания или применения меры пресечения - заключение под стражу».

Часть 4: «Подозреваемый вправе: ... далее по тексту редакции ч.4 ст.46 УПК РФ, за исключением: п.1 изложить в следующей редакции: «знать, в чем он подозревается, и получать копию постановления о привлечении его к делу в качестве подозреваемого, протокол задержания сразу после его ознакомления с ними»; п.3 изложить в следующей редакции: «пользоваться помощью защитника с момента предъявления ему постановления о привлечении в качестве подозреваемого, а также предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого»; п.5 ч.4 изложить в следующей редакции: «заявлять ходатайства и отводы судье, прокурору, следователю, дознавателю, начальнику органа дознания, начальнику следственного отдела».

Предлагаем ст.91 УПК РФ назвать: «Основания задержания заподозренного лица», так как в ней указаны основания появления подозрения к задержанному лицу, но еще не подозреваемому в процессуальном смысле.

Часть 1 данной статьи изложить в следующей редакции: «Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии следующих оснований:

- очевидные факты, действия лица, когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- явные следы преступления, оставленные лицом на месте преступления или имеющиеся на нем самом, либо в месте его нахождения:

- указания и показания потерпевших и очевидцев о совершении им преступления;

- фактические данные и сведения, полученные как из процессуальных источников, так и в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений, если они оцениваются в качестве фактов (доказательств) причастности лица к совершению преступления и имеются данные, что заподозренное лицо пыталось скрыться, либо не установлена его личность.

Статью 91 УПК РФ целесообразно дополнить ч.2, предусматривающей, что при фактическом задержании заподозренного лица ему следует устно разъяснять, в совершении какого преступления он подозревается, со ссылкой на конкретную статью Уголовного Кодекса РФ (например: «Вы подозреваетесь в совершении контрабанды - преступления, предусмотренного ст.188 УК РФ»), а также его основные права и обязанности: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что Вы скажете, может быть использовано как доказательства против Вас на следствии и в суде. Вы имеете право на присутствие защитника. При отсутствии у Вас средств для оплаты услуг защитника его участие обеспечивается Вам за счет государства» с вручением карточки, где они перечислены.

Рекомендовал бы сразу же после составления протокола задержания, назначать обыска в жилище у подозреваемого без судебного решения (ч.5 ст.165 УПК РФ), в связи с тем, что его получение в соответствии с законом требует принятия решения судьей в течении 24 часов, а за это время родственники, знакомые, а также соучастники подозреваемого узнают о его задержании либо от защитника, либо в результате уведомления.

Рекомендуется уведомлять родственников одновременно с производством обыска, а в случае, когда необходимо сохранить задержание в тайне с санкции прокурора можно не производить такое уведомление, кроме несовершеннолетних (ч.4 ст.96 УПК РФ).

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. - М.: Юрид.лит., 2009 г.

2. Уголовно - процессуальный кодекс РФ. 2002 г. - М.: ЭЛИТ, 2009 г.

3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст.1514.

4. Гриненко А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ // Журнал российского права, 2003 г. № 9

5. Давлетов А.А. Подозрение и защита: Учебно - практическое пособие. Екатеринбург, 1997.

6. Ковтун Н. Задержание подозреваемого: новые грани старых проблем//Российская юстиция, 2002 г. № 10

7. Комментарий к УПК РФ / Под ред.Кашепова В.П., Радченко В.И., Михлина А.С. - М.: ЮРАЙТ, 2002 г.

8. Комментарий к УПК РФ. Практическое руководство для следователей, дознавателей, прокуроров, адвокатов / Под ред.В.В.Мозякова. - М.: БЕК, 2002 г.

9. Мельников В.Ю. О совершенствовании норм УПК РФ, связанных с задержанием подозреваемого // Журнал российского права, 2003 г. № 12

10. Мизулина Е. Новый порядок ареста и задержания соответствует Конституции РФ и международным правовым стандартам // Российская юстиция, 2002 г. № 6

11. Морщакова Т.Г. Общие проблемы судебной власти // Сб.: Судебная реформа и становление правового государства в Российской Федерации. М., 2003.

12. Назаров С. Задержание - «иное» процессуальное действие // Российская юстиция, 2003 г. № 7

13. Научно - практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М.: Норма, 2004 г.

14. Руднев В.И. Задержание и заключение под стражу должны быть не только обоснованными, но и законными // Журнал российского права, 2004 г. № 9

15. Сереброва С.П., Серебров Д.О. Образцы процессуальных документов: досудебное производство / Отв. ред. В.В.Мозяков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004 г.

16. Уголовный процесс. Учебник / Под ред.В.П.Божьева. - М.: СПАРК, 2002 г.

17. Штейнберг Д. Сохранение в тайне факта задержания подозреваемого нарушает его право на защиту // Российская юстиция, 2002 г. № 7

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.