скачать рефераты

МЕНЮ


Заключение брака в дореволюционной и советской России

Заключение брака в дореволюционной и советской России

Пермский государственный педагогический университет

кафедра государственно-правовых дисциплин и

методики преподавания права

Курсовая работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В РОССИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Работу выполнила:

студентка 915 группы

отделения педагогической

юриспруденции

Тронина Елизавета Владимировна

Пермь 2010

План

Введение

Глава 1. Заключение брака в Российской Империи до октября 1917 г.

1.1 Условия вступления в брак

1.2 Препятствия к вступлению в брак

1.3 Порядок регистрации брака

Глава 2. Заключение брака в советской России с 1917 по 1995 гг.

2.1 Условия вступления в брак

2.2 Препятствия к вступлению в брак

2.3 Порядок регистрации брака

Заключение

Приложения

Введение

«Семья по Моргану,- активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей…»

Семья существует не изолированно от окружающего ее мира. Множество нитей связывает семейную общность с государством и обществом в целом.

Государство заинтересованно в появлении семьи, способной выполнить свое назначение, это и объясняет, почему оно включает в сферу своего внимания брак, определяет порядок и условия его заключения.

Именно этот вопрос - заключение брака - является основным в данной курсовой работе. Вопросы семьи и семейного права относятся к каждому, очень многие из них требуют разъяснения. Поэтому, для начала, что бы с максимальной точностью отвечать на вопросы сейчас, нужно знать и понимать, что было раньше. Понять, как заключали брак наши предки в Российской Империи и в России Советского периода.

Актуальность настоящей курсовой работы определяется, тем, какую роль играло заключение брака в то время, как он заключался и с какой целью. Ведь целью заключения брака является создание полноценной семьи.

Семейное право - обширная отрасль права, с большим количеством вопросов и нерешённых проблем. Вопросы, касающиеся брака, очень распространены и требуют большого внимания и точности, поэтому в настоящее время издано и продолжает издаваться большое количество литературы на эту тему: различные учебники, статьи, монографии и др. В этом случае можно сказать, что изученность темы настоящей курсовой работы довольно высока.

Основной целью данной работы является изучение порядка и условий заключения брака в Российской империи и России советского периода, анализ нормативных, литературных и иных источников необходимых для решения задач по вопросам данной курсовой работы.

При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- определить условия вступления в брак;

- определить препятствия к вступлению в брак;

- определить порядок регистрации брака.

Объектом настоящей курсовой работы является процесс заключения брака в Российской Империи до октября 1917 года и в Советской России с 1917 по 1995 гг.

Источниковедческую базу, содержащую основные положения выбранной нами темы составляют монографии и статьи О.В. Дорохиной, В.И. Бошко, Ю.М. Гончарова, Ф.И. Зайкова, Г.Н. Абрамова, К.А Граве, Н.В. Орловой, Г.Ф. Шершеневича, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года, Свод Законов Российских.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Заключение брака в Российской Империи до октября 1917 г.

1.1 Условия вступления в брак

Что бы определить условия вступления в брак, нужно знать понятие, которым определялся брак до 1917 года.

С юридической точки зрения брак - это союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме.

Данное определение имело в виду брак вообще, не только между православными, но и между лицами других христианских вероисповеданий, не только между христианами, но и между нехристианами. Для юриста важна совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т.е. влечет за собою все последствия законного брака. Именно эти условия и содержатся в данном определении.

В основании брака лежало соглашение между сочетающимися -- брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц. Как и всякий договор, брак в любое время предполагает свободу воли и сознания. Поэтому брак, который был совершен по принуждению или обману, будет считаться недействительным, из-за отсутствия существенного элемента.

Отсутствие сознания делало недействительным брак, заключенный с безумным или сумасшедшим лицом. Согласие составляло наиболее существенное условие со всех точек зрения, включаю и юридическую. С другой стороны в общественном представлении значение этого элемента часто отступало перед значением венчания.

Рассматривая брак как договор, бесспорным нужно признать, что брак являлся не договором чисто частного права, а со значительной примесью публично-сакрального права. В его заключении повсеместно активно участвовали государство, которое закрепляло происходящее при браке изменение гражданского состояния супругов, и также церковь с её каноническими учениями о браке, как таинстве.

Следующим условием при заключении брака было то, что участники брачного договора должны были быть лица разного пола, соглашение происходило между мужчиной и женщиной. Выбор участников обусловливался физиологической стороной брака, требующей для удовлетворения половой потребности соединения мужчины и женщины. Брак между одними мужчинами или одними женщинами был невозможен.

Одним из важных условий было наличие цели. Целью брака считалось постоянное сожительство, не только в физическом, но и в нравственном смысле.

С официальной стороны соглашение между мужчиной и женщиной требовало облечения его в установленную форму. Только при соблюдении установленной государством формы сожительство влекло за собой все последствия, вытекающие из семейного союза. С юридической точки зрения для брака было существенным соблюдение установленной законом формы, все равно было ли то церковное венчание, является ли форма в соответствия с взглядами той или другой церкви на брак, как на таинство. Ведь в то время церковные взгляды на брак расходились. Православная и католическая церковь рассматривали брак как таинство, образ союза Христа с церковью. Но, в дальнейшем понимании брачного таинства обе церкви расходились. В то время как католическая церковь видела таинство в сожитии супругов, православная церковь таинством признавала церковное венчание, поэтому с точки зрения католической церкви таинство совершается самими супругами, а по учениям православной церкви -- священнослужителем. Лютеранская и реформатская церковь брак за таинство не принимали.

Все перечисленные выше условия вступления в брак вытекали из самого определения брака, но были ещё и другие, не менее важные условия.

Брачная дееспособность или способность вступать в брак определялась различными условиями, т.е. необходимостью наличности или отсутствия известных обстоятельств. Эти условия отличались значительным разнообразием, потому что они были вызваны различными соображениями: каноническими правилами, государственными соображениями, историческими причинами. Все условия можно было поделить на 3 группы по разным основаниям: по каноническому или гражданскому источнику, по инициативе опровержения брака, по последствиям отсутствия требуемых условий. Первые два основания представлялись вполне юридическими, но, по важности, предпочтение отдавалось третьему.

Наличие или отсутствие определённых условий, судя по их свойствам, влекло за собой признание недействительности брака. Лица, брак которых со стороны духовного суда признавался недействительным, немедленно, по сношению епархиального начальства с местным гражданским, разлучались от дальнейшего сожительства. Разлученные на этом основании лица имели право вступать с другими лицами в новые браки.

Из цели брака и его договорных элементов обнаруживалась необходимость брачного возраста, в пределах которого уже приобретается и еще не утрачивается половая способность и сознание совершаемого акта.

С момента определения возможного возраста начинались разногласия. С одной стороны было возможно поощрить браки, чтобы искоренить внебрачные сношения, вредные для здоровья и нравственности молодежи, считаясь с хозяйственными требованиями рабочей силы в деревне. Но с другой стороны, если учитывать нравственные последствия брака для всей жизни обоих супругов, если признавать вредное физиологическое последствие раннего брака для недозрелых супругов,-- следует настаивать на высокой норме. Жизнь, при условиях того времени высказывалась во втором смысле, и брачный возраст постепенно повышался как фактически, так и юридически. 19 июля 1830 года, законодатель именным указом, данным Св. Синоду установил начальный брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, который и вошел в действующее в то время законодательство. Предельный брачный возраст был установлен в законодательстве для православных в 80 лет для мужчин и женщин. Для других вероисповеданий предельная норма была не установлена.

1.2 Препятствия к вступлению в брак

Самым важным и самым значимым препятствием к вступлению в новый брак было состояние в браке. Вступать в новый брак могли только холостые, вдовы или вдовцы или разведенные. Данное постановление имело государственное значение. Только расторжение предшествующего брака давало возможность вступить в новый брак.

Также препятствием являлся духовный сан и монашество. Монашествующим и посвященным в епископы брак запрещался вообще. Это запрещение относилось также к католикам, как соответствующее взгляду католической церкви, которая считала препятствием к вступлению в брак ещё и обед целомудрия. Данное постановление не распространялось на протестантское духовенство.

Как говорилось ранее, брак воспринимался как соглашение, в этом смысле брак не зависел от вероисповедания, но как таинство был невозможен между христианами и нехристианами. Поэтому различие в вероисповедании являлось препятствием к вступлению в брак. Для православных и католических вероисповеданий невозможными считались браки с нехристианами. Для лиц евангелического исповедания позволялся брак с евреями и магометанами, но не с язычниками. Браки католиков с лютеранами, которые допускались гражданским законодателем, нуждались в диспенсации папы или его представителя в России - митрополита. Браки православных со старообрядцами и сектантами по закону 17 апреля 1905 года были уравнены с браками между православными и инославными лицами.

В некоторых случаях препятствием к вступлению в брак являлось наступление осуждения на безбрачие. Такое последствие могли повлечь за собой: расторжение брака из-за измены одного из супругов, вступление во второй брак при существовании первого, безвестное отсутствие более 5 лет. В последнем случае осуждение производилось только после появления безвестно отсутствовавшего, если он не предоставлял достаточных оправданий. Законом 24 мая 1904 года было отменено осуждение на безбрачие лиц, виновных нарушении супружеской верности, но, при повторной измене, после развода у виновного не было возможности вступить в новый брак. Но изданное вслед за данным законом разъяснительное определение Св. Синода лишило новый закон почти всякого практического значения. Священник был не вправе венчать разведенных после измены и виновных в ней в течение двух лет, безусловно, а после этого срока ещё в течение пяти лет только при удостоверенном со стороны священника раскаянии виновного.

Ещё одним препятствием к браку в дореволюционной России было родство и свойство в близких степенях. Кровное родство есть отношение, которое устанавливается между лицами, происходящими одно от другого или от одного общего родственника. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1915. С. 273 Свойство есть отношение, которое создается между одним супругом и родственниками другого или между родственниками других супругов. Там же. С. 273 Основание запрещения брака между родственниками состояло в существовании полового отвращения, заложенное природой в виде инстинкта. Следовательно, закон признавал лишь физиологический факт. Но в истории было довольно много случаев заключения брака между родственниками. Ксеркс был женат на свое сестре Аттоссе, Кильмон вступил в брак с своей единокровной сестрой Эльминикой, Там же. С. 274 брак между родственниками допускали египтяне, персы. В этом случае, если бы основание запрещения заключения брака между родственниками основывалось на историческом опыте, то в течение времени круг запрещённых браков увеличивался бы, но этот круг становится всё меньше и меньше. Более современные народы с каждым поколением сужают круг запрещённых браков. Но этот круг был шире при натуральном хозяйстве, когда под одной крышей жило множество кровных родственников. С этой стороны, основание запрещения заключения браков, основанных на кровном родстве, было самым правильным, потому что объяснение запрещения в этом случае сводилось к стремлению исключить половое влечение в кругу лиц, которые были вынуждены жить под одной крышей и вести общее хозяйство. В русском законодательстве того времени можно было встретить такое положение, что во всех христианских исповедях запрещается вступать в браки в степенях родства, возбраненных правилами той церкви, к которой принадлежат сочетающиеся лица. Указ Св. Синода 19 января 1810 года полностью разрешил все вопросы. Этим указом были запрещены браки между лицами, которые состояли в первых четырёх степенях кровного родства и двухродного свойства. Но кровное родство, как физиологический факт, не зависело от легальности его происхождения, поэтому незаконное родство должно было иметь равную силу с законным. Законы до последнего не признавали юридической связи между родителями и их детьми, рожденными вне брака. Однако следует признать, что не только с канонической точки зрения, но и с юридической, запрещение браков в законном родстве до четвертой степени включительно должно было быть распространено и на незаконное родство, так как этого требует общий смысл законов.

На ряду с кровным родством признавалась духовное родство, которое было как отношение между лицами, создающееся от купели крещения. Указом Св. Синода 31 октября 1875 года духовное родство служило препятствие к вступлению в брак только между восприемником (кум) и матерью воспринятого (крещённого) в первом случае и между восприемницей (кумой) и отцом воспринятого (крещённого) во втором случае.

И наконец, вместе с кровным и духовным родством существовало гражданское родство, которое устанавливалось фактом усыновления. Но гражданские законы обходили вопросы о допустимости брака между усыновителем и усыновлённой. Всё же практика сводилась к тому, что препятствия к вступлению в брак в гражданском родстве не было.

Все перечисленные условия несли за собой недействительность брака, но вместе с ними и как противоположность им существовали причины, которые также могли послужить препятствиями к вступлению в брак.

Во-первых, таким условием было согласие родителей на брак их детей. По закону было запрещено вступать в брак без согласия родителей или заменявших их опекунов и попечителей. Брак, заключённый без согласия сохранял свою силу, но по жалобе родителей провинившиеся дети могли быть подвергнуты тюремному заключению на срок от 4 до 8 месяцев, плюс к этому они могли лишиться права наследования по закону. Предоставление священнику письменного согласия родителей не требовалось. Необходимость разрешения не ограничивалась никаким возрастом.

Во-вторых, таким условием, которое имело такое же значение что и первое, было разрешение начальства на вступление в брак. Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения на то их начальства, которое удостоверялось письменным согласием. Особые правила о разрешении начальства были установлены в 1876 году для лиц военного ведомства и вновь пересмотрены в 1901 году. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1915. С. 278 Закон запрещал офицерам жениться ранее 23 лет, так как они не имели достаточного содержания и их брак мог привести к материальному положению, которое не соответствовало их офицерскому достоинству. В возрасте от 23 до 28 лет допускался брак только при условии, если офицер мог представить обеспечение в виде недвижимости или вклада; и только после 28 лет, когда предполагалось, что офицер достиг на службе положения, материально его обеспечивающего, тогда он мог жениться без условий.

В-третьих, таким условием было родство и свойство. Заключение браков, совершенных вопреки установленным правилам, на степенях, от 5 до 7 включительно, составляло препятствие, которое устранялось с разрешения епархиального архиепископа.

1.3 Порядок регистрации брака

В период Российской Империи регистрация брака называлась совершением брака. В Своде Законов Российских было отделение о совершении брака; том 10, часть первая, книга первая «О правах и обязанностях семейных», раздел первый «О союзе брачном», глава первая «О браке между лицами Православного исповедания», отделение второе «О совершении брака».

В Российской Империи брак между лицами христианских вероисповеданий должен был происходить в форме церковного венчания, в противном случае брак мог быть недействительным.

Православные лица, которые желали вступить в брак, должны были уведомить об этом священника своего прихода. Ему предоставлялись все данные о том, что препятствий к вступлению в брак не имеется. Согласно указу Св. Синода 27 ноября 1989 года, если у священника не возникало сомнения в том, что вступающие в брак достигли брачного возраста, то не было основания требовать представления метрических свидетельств жениха и невесты. Священнику должен был быть представлен паспорт или полицейское свидетельство для удостоверения личности жениха и невесты или для удостоверения священника в отсутствии брачных уз, связывающих жениха или невесту. От лиц, состоящих на гражданской или военной службе, священник был обязан потребовать письменное разрешения со стороны начальства на вступление в брак. Удостоверившись в отсутствии препятствий, священник делал троекратное оглашение в ближайшие воскресные и другие праздничные дни для того, чтобы каждый, кто знал о существовании препятствий, мог своевременно об этом заявить. Дальнейшей предупредительной мерой был так называемый «обыск». Но с течением времени он стал сводиться к удостоверению отсутствия препятствий к браку со стороны свидетелей, которое заносится в обыскную книгу за подписью вступающих в брак и свидетелей. Все приготовления завершались венчанием в церкви, при котором должны были присутствовать брачующиеся лично и не менее двух свидетелей. Венчание православных лиц вне церкви допускалось лишь в тех местах, где по сложившимся обстоятельствам венчание в церкви невозможно, например, в Сибири, где на огромном пространстве трудно было найти храм. Совершенный брак записывался в приходскую метрическую книгу, из которой выдавалась выпись. В том случае, если возникали сомнения о метрических актах, или если брак в них не был записан, то событие могло быть доказано. Доказательствами могли быть обыскная книга, исповедные росписи, гражданские документы, если из них было видно, что именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались правами, зависящими от законного супружества, наконец, следствие. Последнее должно включать в себя показания: причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события брака. В числе доказательств, перечисляемых законом в дополнение метрической записи, опущено одно, имеющее важное значение,-- это отметка в паспорте о совершении венчания. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1915. С. 280 Браки между лицами всех христианских вероисповеданий должны были совершаться духовенством той церкви, принадлежали жених и невеста. Брак, совершаемый между православным лицом и лицом другого христианского исповедания, должен был совершаться только в православной церкви и мог быть, затем повторен по обряду церкви другого супруга. Обряд бракосочетания у лютеран должен был предпочтительно совершаться в церкви, но мог быть совершен и в частном доме. Относительно нехристиан было постановлено, что каждому племени и народу, не исключая и язычников, дозволялось вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или христианского духовенства.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.