скачать рефераты

МЕНЮ


Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

3

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Экономический институт

Кафедра земельного, экологического и трудового права

Реферат

Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

Выполнила:

Проверил:

Новосибирск, 2008

Содержание

  • Введение 3
    • 1. Закон и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни 4
      • Законность и правопорядок в правовом государстве 8
    • 2. Законность и ее признаки 10
    • 3. Основные принципы (требования) законности 11
      • Законность, целесообразность, справедливость 15
  • Заключение 25
  • Список использованной литературы 26

Введение

Примат закона - понятие сложное, включающее много существенных составляющих. Над кем и чем должен главенствовать закон? В первую очередь - над государством с его мощным аппаратом воздействия на личность. И - над личностью. В равной мере. Таким образом, государство не использует право как кнут или меч, а само подчиняется этому праву. Она, власть, связана правом, и эта связанность, как ни странно, делает государство здоровым, сильным, свободным от жестокости и злоупотреблений.

Примат закона означает, что закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди. Закон как бы определяет "пространство", на котором можно (или нельзя) делать то-то и то-то, а ради чего это будет делаться (или не делаться) - для закона несущественно.

1. Закон и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни

Когда говорят о праве, то нередко под правом понимают широкий круг явлений, включая нормы права, отношение людей к действующему праву (правосознание), реализацию права в жизни правоотношение. Среди разнообразных способов проявления права в сфере его действия принципиально важное значение имеют такие понятия как законность и правопорядок. Закон (законность) и правопорядок - это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства, нормой существования которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Существенно важно отметить, что законность и правопорядок - это, прежде всего характеристики правовой жизни современного социального правового государства.

Законность и правопорядок занимают важнейшее место среди политико-правовых ценностей современного мира. В правовом государстве нормой является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, торжество законности и правопорядка.

Законность - это явление многоплановое, многоаспектное, что неоднократно отмечалось в научно-правовой литературе.

Определения законности, которые имеются в отечественном правоведении, подчеркивают ту или иную сторону этого явления. Достаточно сказать, что законность понимается и как организационный принцип деятельности государства и его аппарата, как функция государства, как принцип права, как политико-правовой режим, и все это верно. Наиболее принципиально то, что все направления государственно-правовой деятельности должны основываться на законности.

Самое краткое определение понятия законности: законность - это власть закона.

Как известно, правление законов - это одна из древнейших проблем философии и права и правоведения. Законность - это главнейшая ценностная ориентация, объединяющая право, государство и личность. Идея правления законов сохраняет свое непроходящее значение и в наши дни.

Однако идея законности не сводится только к идее правления законов. Достаточно сказать, что идеи государства законности характерны и для древности, и для средних веков, и для начала современной истории. Особенность современного периода состоит в том, что общественная жизнь в наши дни характеризуется устремленностью к формированию гражданского общества и правового государства. Согласно мысли Иммануила Канта, государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. Таким образом, в современном мире речь может идти о правовой жизни, подчиненной законам правового государства, т.е. правовым законам. Это означает, что концепции идеи правового государства восприняты в большинстве цивилизованных стран мира, в том числе и в ныне действующей Конституции Российской Федерации.

В точном смысле слова в обществе, воспринявшем концепцию социального правового государства, точнее было бы говорить не о законности, а о правовой законности или правозаконности.

Таким образом, понятие законности в современных условиях, качественно отличается от законности в другие исторические эпохи. Нетрудно понять, что принцип законности является важнейшей организационной предпосылкой любой государственной системы. И это понятно, поскольку законодательство является важнейшим фактором, нормирующим общественную жизнь. Вероятно, во всей мировой истории невозможно найти государства, которое бы не стремилось проводить законы в жизнь. Наиболее яркий тому пример - законодательство Петра I, который стремился навести порядок в России. Именно ему принадлежит четко сформулированное представление о законности, свойственной периоду абсолютистского государства, "понеже ничто так к управлению государства нужно есть, как крепкое хранения прав гражданства, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти".

Конечно же, законность свойственна любому государству, поскольку во все исторические эпохи государство, правящая элита, правительство страны и глава государства используют законы для реализации своей политики.

В аспекте широкого, общественно-политического понимания законности она может быть охарактеризована в качестве режима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются всему обществу - ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требование не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и следование принципам:

верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

равенства всех перед законом;

обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

независимого и эффективного правосудия;

эффективной работы всех правоохранительных органов.

В таком широком смысле законность представляет собой элемент демократии как политического режима (поэтому она относится также к понятиям, характеризующим государства).

Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядком. Основные требования законности закрепляются в законодательстве. Реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который именуется правопорядком.

Представляется существенным уяснение соотношения понятий "законность" и "легитимность".

По отношению к государственной власти законность характеризует соответствие ее существования и ее решений требованиям Конституции и иного законодательства.

Легитимность - понятие, которое дает ответ на вопрос, обоснованна ли данная власть с социальной стороны и с точки зрения права (позитивного и естественного), прав и свобод человека.

Законность - это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Иногда как синоним терминов "законность", "право" используется термин "правопорядок", но у этого понятия имеется своя специфика.

Правопорядок есть результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований. При этом имеется в виду и требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм и общественно-политических требований (равенство всех перед законом, верховенство закона и т.д.)

В условиях демократии для правопорядка характерен высокий уровень гарантий прав и свобод человека, развитое правосудие, широкий спектр правовых средств, используемый каждым человеком для защиты достоинства, неприкосновенности и безопасности.

Относительно стабильный правопорядок в обществе сохраняется за счет объективно действенной правовой позиции населения.

Усиление национально-освободительного и национально-сепаратистских движений по-новому ставит значение законности и законного поведения.

Законность является важнейшим атрибутом политики национальной безопасности - военной, политической, экономической, социальной.

Власть законов (законность) есть функциональное измерение конституционной организации общества в границах государства. Сюда входят и национальная безопасность, и социально-экономическая ситуация, и управление, и взаимоотношения с другими народами и странами.

Обеспечение охраны правопорядка, складывающегося в результате правового регулирования отношений демократического общества, - важное и необходимое условие формирования правового государства.

Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок, который выступает как наиболее общая система охраняемых правом социальных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Правопорядок относится к общественному порядку как часть к целому и имеет свои подсистемы, составные части.

Законность и правопорядок в правовом государстве

Правовое государство - это преграда на пути правового произвола, гарантии демократии, политико-правовая система, в основе которой лежит гуманная и прогрессивная юридическая мысль.

Оставляя в стороне частности, отметим, что смысл теории правового государства сводится к следующему.

Право - некая система норм, обязательная для государства и гражданина - является основой государственной жизни, независимой от конкретных политических целей, стремлений, социальных условий и т.п. Право - это своеобразное условие, фон, основа, присутствующие всегда, и оно не зависит от сиюминутной воли. Сегодня принцип законности выдвинут в центр общечеловеческих ценностей, идея правового государства готова начать новую, демократическую жизнь.

Права и свободы граждан должны быть гарантированы независимо от того, какие конкретные лица будут находиться у власти. С точки зрения теории правового государства, может меняться политика, но не должна уменьшаться уже завоеванная степень гласности, демократии, должны быть исключены какие бы то ни было репрессии относительно тех, кто был приверженцем другой линии и т.д.

Внимательный анализ не только событий 30-40-х гг., но и произошедших совсем недавно - в 70-е гг. XX в., приводит к выводу: в российском обществе существовала реальная возможность попрания тех правовых основ, на которых оно строится. Мощная сила бюрократического аппарата и репрессивного аппарата - имела возможность без особого труда выйти из-под правового контроля. Чтобы побороть эту силу, необходимо создать такую правовую систему, которая ставит само право в некое привилегированное положение и сводит до минимума возможность кому бы то ни было и когда бы, то ни было его обойти, его не учесть, ему не подчиниться.

Принцип законности должен быть определяющим среди идей и ориентиров, определяющих политику государства в области прав человека и их реализации. В частности, это касается такого актуального вопроса, как вопрос о возможности и пределах ограничений государством прав человека. Одним из главных условий (принципов) ограничения прав и свобод человека является ограничение на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали.

В современных отечественных курсах по теории государства и права и конституционному праву России обеспечение законности и правопорядка, наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина, принято относить к разряду приоритетных функций.

В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. человек объявлен высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод - главной обязанностью государства. С принятием Конституции Российской Федерации этот принцип был возведен в ранг конституционного.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка обеспечивается системой правоохранительных органов, в том числе органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

2. Законность и ее признаки

В современной литературе имеются два основных подхода к проблемам законности:

Первый. Законность рассматривается как принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдения законов всеми гражданами и должностными лицами.

Второй. Законность рассматривается как неуклонное соблюдение, исполнение не только законов, но и всех правовых расписаний, т.е. в данном случае понятие "законность" рассматривается фактически как правомерное поведение.

Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Каждый из них имеет объективные предпосылки для существования. Функциональный, "поведенческий" подход к определению законности может привести к отождествлению его с правопорядком. Подход же законности как к требованию нередко означает рассмотрение его в аспекте, тождественном законодательству. Действительно, закон по своей природе предписывает определенное поведение, поддержку требования обязательного характера. В этом смысл законодательства. Законность органически связана с законодательством и не может существовать вне его рамок.

Законность и законодательство возникли одновременно. Право является атрибутом правового регулирования, и в этом аспекте законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют это норму права. Поэтому содержание правовых норм является содержанием законности. В правовом государстве, где действуют правовые законы, существует правовая законность или правозаконность.

Итак, сущность законности состоит в соблюдении и исполнении законов, правопорядок же является результатом такого исполнения, результатом осуществления норм права. Совершенствование законодательства и укрепление законности является основными средствами упрочения правопорядка и всего общественного порядка в целом.

Итак, с точки зрения содержательного аспекта, законность есть принцип государственной и общественной жизни, представляющей собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, коммерческими фирмами, должностными лицами, гражданами.

Практическая реализация принципа законности является организационным условием реализации права и обеспечения правопорядка.

В содержательном аспекте в юридической литературе имеется широкое и узкое понимание законности. В широком смысле законность рассматривается как господство законов в общественной жизни, т.е. практически она рассматривается как правовой режим, порядок, при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых у отношений. В узком смысле законность понимается как принцип деятельности государственных органов, но суть законности это необходимость строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и применения законов.

Кроме того, содержательный аспект законности состоит также в требовании соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, а также в требовании признания непререкаемости законов (никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал).

3. Основные принципы (требования) законности

Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой деятельности общества и государства.

В современном отечественном правоведении в качестве принципов законности указывают следующее:

всеобщность требований законности;

верховенство закона;

единство (единообразие) законности;

гарантированность основных прав и свобод граждан;

неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления;

связь законности и культуры.

Утверждение режима законности предполагает реализацию в общественной и политической жизни принципа: закон для всех один, перед законом все равны.

Законность - строгое соблюдение Конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Подобное определение законности логически вытекает из ч.1 ст.15 Конституции России, где говорится об обязанности соблюдения Конституции и законов органами местного самоопределения, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Важнейшее направление осуществления законности - обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам.

С этим тесно связан важный принцип Российской Федерации - единого экономического и правового пространства.

В Преамбулу Всеобщей декларации прав человека (1948 г) включено положение о необходимости того, "чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения... ", констатируется, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".

Конституции России и федеральному законодательству должны соответствовать правовые акты субъектов, Федерации, изданные по вопросам их исключительного ведения.

Следует подчеркнуть, что верховенство федерального права обеспечивается и тем, что гражданские, уголовные, финансовые, коллизионные и другие наиболее важные сферы законодательства в силу ст.71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Это позволяет формировать на федеральном уровне основы правовой системы.

Провозглашение рядом конституций и уставов субъектов Федерации верховенства их законодательства не соответствует Конституции России.

Верховенство права является важнейшим принципом правового государства.

Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической основы законности. Под единством законности следует понимать, что все законы государства имеют одинаковую силу на всей его территории. Широко известны слова В.И. Ленина: "Законность не может быть Калужская и Казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей Федерации Советских республик".

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.