скачать рефераты

МЕНЮ


Законность и правопорядок

История знает немало законов, которые представляют санкционированный властью произвол той или иной правящей элиты.

Исполнение подобных законов никогда не могло защищать право и обеспечивать правопорядок. Само издание таких законов является проявлением грубейшего беззакония.

Даже в условиях развитых форм государства, которые предопределяют принципиальное соответствие между правом и законодательством, могут появляться нормативные акты, не Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка //

Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.соответствующие действующей системе права, содержание которых так или иначе расходится с основополагающими принципами права по причинам ошибок или недостатков в нормотворческой деятельности отдельных государственных органов или должностных лиц, правомочных издавать нормативные установления, а также в силу просчетов технико-юридического свойства. Ясно, что точное исполнение такого рода актов не может содействовать упрочению правопорядка. В этом смысле важно избегать даже простого несоответствия между относительно равноценными нормативно-правовыми установлениями государственных органов, ибо любое противоречие между юридическими нормами в состоянии принести вред правопорядку. Существуют определенные правила применения законов в случаях, когда выявляется коллизия между юридическими нормами. Этому служит, в частности, толкование права. Как конкретно должен поступать суд, прокурор, правоохранительные органы, когда обнаруживается та или иная степень несоответствия между каким-то нормативным актом и уже действующими юридическими институтами, а тем более принципами права, закрепленными в Конституции РФ, зависит от многих обстоятельств. В данном случае надо обратить внимание на то, что законность (требование исполнения законов) должна реализоваться таким образом, чтобы непременно содействовать упрочению единого в государстве правопорядка.

Итак, связь законности и правопорядка заключается в том, что правопорядок может обеспечиваться только законными средствами, а исполнение законов должно укреплять правопорядок.

5. Законность в государственном управлении

Особое значение законность имеет для государственного управления.

Конституционное признание незыблемости правовой основы государственной жизни имеет принципиальное значение, потому что на практике утверждает значимость права для деятельности государства, ставит государственный аппарат в подчинение закону, увязывает законность с демократией, с полновластием народа. Это признание выражает значительное повышение роли права в обществе и то, что государство имеет правовой характер.

Государственная дисциплина в сферах управления социальными процессами, протекающими в масштабах всей страны и охватывающими так или иначе, прямо или косвенно все общество, регламентирована в своей основе законодательством, а потому смыкается с законностью и правопорядком, защищаемым при необходимости государственным принуждением. Речь идет о выполнении не только моральных, но и юридических обязанностей, а неисполнение последних является нарушением не только общественного, но и правового порядка, т. е. является правонарушением, за которым следует юридическая ответственность.

Главным компонентом правовой основы государственной и общественной жизни является действующее, функционирующее право. В странах, где законодательство - основная форма официального признания и объективации права, право реализуется в общественных отношениях только в условиях режима правовой законности. Потому законность является непременной предпосылкой упрочения правовой основы государственности.

Если учесть, что важнейшие нормы права закреплены конституцией государства, то можно утверждать, что главной политико-юридической предпосылкой прочной правовой основы государства оказывается именно конституционная законность. Неслучайно Конституция РФ одновременно и определяет незыблемость правовой основы государственной и общественной жизни и провозглашает законность непременным принципом деятельности государства, его органов и должностных лиц. Более того, Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти, должностные лица действует в соответствии с нормами Конституции.

Законность - принцип государства, его органов. Иначе говоря, конституционная законность обращена в первую очередь ко всем компонентам политической системы общества, ко всему государственному механизму, призванному обеспечить в Российской Федерации подлинное народовластие.

Особый смысл приобретает законность, предполагающая точное соблюдение законов государственным аппаратом. Остановимся на этом вопросе подробнее. Суть в том, что если любое правонарушение связано с несоблюдением требований законности, то вовсе не каждое нарушение права способно подорвать режим законности. Когда какой-то гражданин нарушил закон, даже совершил уголовное преступление, но соответствующим образом справедливо наказан, то законность тут не оказывается нарушенной, а, напротив, торжествует. Иное положение, когда закон нарушает должностное лицо и когда за такое нарушение, произвол, беззаконие оно не привлекается к строгой ответственности. Если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся: элементы бюрократизма, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и т. п.

Нарушения законности в деятельности государственного управления и правоохранительных органов мешают эффективному осуществлению функций государства, десинхронизируют работу его Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995

Законность в Российской Федерации. М., 1998.органов. Следовательно, они опасны для самого государства. Более того, нарушения законности со стороны должностных лиц, помимо прямого вреда, подчас связанного и с ущемлением прав граждан, снижают общий престиж закона и власти в глазах населения, отрицательно сказываются на правосознании народа, создают ложное впечатление о безответственности и тем самым ослабляют борьбу с любыми правонарушениями за прочный правопорядок. Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных органов, нарушения законности, в свою очередь, создают атмосферу попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата.

Государство, его законодательство призваны выражать и защищать интересы личности, задача административного аппарата состоит в организации практического осуществления законов, заинтересованности в. укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

Если иметь в виду особую значимость соблюдения законов всеми органами государства и исключительную роль законности в обеспечении прав граждан, то есть все основания трактовать законность как безусловное требование уважения личности, ее конституционных прав и свобод, обращенное к должностным лицам государственного аппарата, и, с другой стороны, как неукоснительное требование уважения к праву и к закону, обращенное ко всем гражданам страны, вне зависимости от того, какой пост занимают эти граждане, в какой сфере общественной жизни осуществляют свою деятельность, какие заслуги имеют перед обществом. Проведение в жизнь, реализация этих взаимосвязанных категорических требований законности - надежная предпосылка дальнейшего упрочения правовой основы государственной и общественной жизни в каждой стране.

6. Режим правозаконности и обеспечение прав граждан

Если исполнение каждым гражданином своих юридических обязанностей представляет одно из условий существования законности, то упрочение законности и правопорядка является, в свою очередь, непременной предпосылкой беспрепятственного и всестороннего использования всеми гражданами своих конституционных прав и свобод.

Основные права и свободы граждан, как и их основные обязанности, закреплены Конституцией Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех органов государственной власти и должностных лиц. Граждане РФ имеют право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Исключительно большое значение в обеспечении конституционных прав и свобод граждан имеет ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Законность требует незыблемого соблюдения всех конституционных норм, в том числе и тех статей Конституции РФ, которые закрепляют широкий круг основных прав и свобод граждан. Можно утверждать, что режим законности является политико-юридической гарантией полноценного использования гражданами своих конституционных прав и свобод.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. Однако надо иметь в виду, что нормы Конституции РФ - это нормы прямого действия, что означает: во-первых, граждане реально обладают кругом конституционных прав и свобод, это - их наличные права (а не только способность приобретения тех или иных прав), прямо вытекающие из Основного Закона; во-вторых, свои основные права и свободы граждане Российской Федерации имеют право защищать во всех случаях, вне зависимости от того, насколько полно предопределен текущим законодательством порядок такой защиты и насколько четко эти конституционные права детализированы текущим законодательством.

Конечно, важно, чтобы текущее законодательство и конкретизировало Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

. Тихомиров Ю. А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. № 19-20. основные права, и определяло порядок их защиты, что в большинстве случаев и имеет место. Однако если этого еще нет по тем или иным причинам, по тем или другим видам прав, то вне зависимости от этого конституционные нормы действуют и могут быть использованы каждым гражданином непосредственно. Конституционная законность призвана обеспечивать верховенство Основного Закона, его единое на территории страны понимание и применение, его всеобщность и непререкаемость.

Конституционная законность требует безусловного восстановления нарушенных основных прав и свобод граждан, устранения препятствий к их использованию, привлечения к юридической ответственности лиц, которые своими действиями ущемляют права личности, нарушают ее честь и достоинство, законные имущественные и иные интересы.

В Конституции записано, что государство будет и дальше способствовать тому, чтобы расширялись и обогащались права и свободы граждан, создавались наиболее благоприятные условия и гарантии их полной реализации. В обеспечении условий наиболее полной реализации прав граждан значительную роль играют законность и прокурорский надзор, обеспечивающий ее соблюдение всеми органами государственной власти и должностными лицами, общественными организациями, учреждениями и гражданами. Вместе с этим Конституция подчеркивает, что осуществление гражданами прав и свобод неотделимо от исполнения ими конституционных обязанностей, «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав - это непреложный политический принцип общества». Конституция РФ устанавливает не только основные права, но и основные обязанности граждан РФ. Конституционная законность требует безусловного выполнения каждым гражданином РФ своих основных юридических обязанностей.

Граждане РФ должны честно и добросовестно выполнять свои конституционные обязанности и все иные юридические обязанности, закрепленные в текущем законодательстве. Демократия и законность создают необходимые условия, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод граждан, исполнение ими своих юридических обязанностей.

Режим законности и правопорядка с наибольшей ясностью показывает взаимосвязь прав и обязанностей граждан. В самом деле, может ли законность обеспечить использование гражданами своих прав и свобод, если не будет при этом требовать исполнения юридических обязанностей?

Конечно, это невозможно. И относится это не только к обязанностям государственных органов и должностных лиц, но и к обязанностям любого гражданина. Права и свободы человека потому и становятся юридическими, что включают законом поддерживаемые требования:

1) ко всем - не нарушать их и не препятствовать осуществлению (использованию);

2) к установленным законом лицам совершать те или иные действия;

3) к лицам, не исполнившим своих обязанностей, применять меры юридического характера.

Последнее из перечисленных требований обеспечено правом обращения в суд (иной государственный орган). В подавляющем большинстве случаев использование предоставленного права непосредственно зависит (в смысле его использования) от полноты выполнения обязанностей какими-то лицами. В условиях режима законности есть юридическая возможность беспрепятственного осуществления своих прав потому, что обязанные лица надлежащим образом выполняют обязанности перед управомоченным либо принуждаются к этому государственным органом, либо вынуждены возместить вред, причиненный их безответственным поведением, наконец, просто наказываются как правонарушители. Речь идет, конечно, о юридической стороне осуществления гражданином своих прав - режим законности, требование выполнения всеми обязанностей, вытекающих из закона, не создают непосредственно фактические предпосылки полноценного использования каждым своих правомочий, лежащих в политической и экономической областях. К тому же нельзя забывать, что пользование собственным правом зависит от самого гражданина, его потребностей и интересов. Однако очень важно, что режим законности предполагает существование такой реальной обстановки в государстве, при которой законодательное провозглашение прав и свобод оказывается не только формальным, но и в принципе соответствует фактическим возможностям личности, обеспечено не только юридическими, но и материальными, социальными и политическими гарантиями. В этом одна из особенностей правовой организации общественной жизни.

Заключение:

Законность и демократические формы государства являются теми началами, которые в той или иной форме и степени ограждают личность от произвола власти, общество в целом - от насилия со стороны тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с установлением равенства всех перед законом и судом. Такого рода равенство диктуется самой сутью права как равной меры свободы, но это равенство достигается только при гражданском обществе и правовой государственности. С этого времени требование законности так или иначе уже относится не только к населению, но и к представителям власти, становится в этом смысле всеобщим. Вместе с этим, что очень важно, обогащается и уточняется сам смысл, само содержание категории законности. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и самим представителям государственной власти, в требование связанности государственных органов действующим правом. Законность превращается в непременный атрибут демократического политического режима. Равенство всех перед законом и режим законности являлись с самого начала бессменным лозунгом широких народных масс, сильнее всех страдавших от произвола монархов, дворян, чиновников. Именно благодаря настойчивой борьбе прогрессивных движений, повышению уровня u1087 политического сознания и культуры народов в целом ряде стран Запада ставятся преграды беззаконию, нарушениям прав и свобод граждан, поддерживаются общедемократические идеи и институты, и вместе с этим возрастает ценность права. Борьба широких слоев населения за общедемократические институты и свободы ставит преграды беззаконию. Проведение в жизнь принципа законности происходит в той степени, в какой он диктуется потребностями общества в праве и правопорядке, в формальном равенстве и свободе, в справедливости, в престиже закона, в демократических формах государства, обеспечивающих наиболее стабильное функционирование и развитие общества.

Отказ от законности в государственном управлении означает безграничность административного усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление властью, издевательство над правами граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму. Вот почему, особенно в наше время, приход к власти неофашизма - это не только внутригосударственный факт одной страны и бремя одного народа, ставящее эту страну на грань катастрофы. Это факт, на который не может не обращать внимания мировая прогрессивная общественность, борющаяся за мир между народами и государствами.

Стремление к демократии и законности, поддержанию мирового правопорядка - такова цель мирового сообщества.

Список используемой литературы:

Курсовой проект составлен с использованием правовых программ «гарант», «консультант плюс».

1. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике. М., 1992.

2. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

3. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

4. Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.

5. Горшенев В. М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме право применения. Волгоград, 1991.

6. Законность в Российской Федерации. М., 1998.

7. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

8. Кудрявцев В. Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1986.

9. Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

10. Матузов Н. И. Право как нормативная основа правопорядка //

Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

11. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.

12. Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001.

13. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

14. Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991.

15. Рабинович П. М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

16. Саванели Б. В. Правопорядок и юридическая практика. Тбилиси, 1981.

17. Тихомиров Ю. А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. № 19-20.

18. Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

19. Явич Л. С. Социалистический правопорядок. Л., 1972.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.