скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательные акты, регулирующие СМИ и авторское право в Интернете

Помимо правовых средств защиты исключительных прав в сети Интернет можно выделить некоторые технические. Уже существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Также существует возможность вставки в электронный документ «водяных знаков». «Водяной знак» (watermark) - это встраиваемый в объект интеллектуальной собственности определенный код, который не виден при обычном просмотре, но при обработке объекта специальным программным обеспечением возможно снятие информации, хранящейся в «водяном знаке». Данная информация может включать в себя сведения об авторе, дате создания объекта, месте создания, регистрационные данные и др.

Еще одним технологическим средством охраны исключительных прав в Интернете является web-депозитарий, позволяющий автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет. Электронная копия объекта исключительных прав записывается на неизменяемый машиночитаемый носитель (CD-R диск) с фиксацией времени и места ее изготовления. [5]

Итак, российское законодательство все еще не содержит норм, отражающих специфику сети Интернет, что ведет к обострению проблем, связанных с недостаточной законодательной урегулированностью, складывающихся в этой сфере правоотношений. Сегодня можно констатировать, что, несмотря на возможность защиты исключительных прав в отношении объектов, связанных с Интернетом, такая защита осуществляется институтами, не учитывающими специфику и социальное значение Интернета. Налицо отставание нормативно-правовой базы от общественных отношений, что ведет к неурегулированности данной сферы нормами законов, к развитию и преобладанию корпоративных норм или отсутствию всякого нормативного регулирования.

Представляется, что для защиты авторских и смежных прав в сети Интернет необходимо принятие федеральных законов «Об электронно-цифровой подписи» и «Об электронном документе и электронном документообороте», развитие культурного и правового уровня пользователей сети, а также адаптация традиционных норм об авторском праве и смежных правах к реалиям «информационного общества». Предполагается также, что судебная практика постепенно будет играть все более важную роль. Следует обратить внимание на то, что экстерриториальность глобальной компьютерной сети Интернет делает возможным практически неконтролируемый экспорт и импорт интеллектуальной собственности, что наносит значительный экономический ущерб как владельцам исключительных прав, так и государству. Такое положение делает очевидным необходимость международной унификации законодательства, разработки новых международных соглашений и преобразования уже имеющихся, а также внесения международно признанных норм и принципов в национальные нормативные акты в целях их унификации. Основой унификации законодательства об исключительных правах должны стать договоры ВОИС 1996 г.

Договор по авторскому праву и Договор по исполнениям и фонограммам (Интернет-договоры), разработанные в 1996 г. под руководством ВОИС, направлены на защиту правообладателей при использовании их произведений в сети Интернет.

В общем заявлении делегаций 120 стран к договорам содержался вывод о том, что каждая операция по «скачиванию» произведения на электронный носитель является воспроизведением. В ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву предусмотрено исключительное право автора разрешать любое обнародование произведений по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение их до всеобщего сведения так, чтобы представители публики могли осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. Это правило затрагивает также интерактивное сообщение через Интернет, когда объект становится доступным по запросу пользователя, и распространяется на фонограммы, что было закреплено ст. 14 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В то же время договоры допускают исключения и ограничения из данных правил национальными законами государств. [6]

Указанные договоры обязывают договаривающиеся стороны обеспечить надлежащую правовую защиту от так называемого обхода технических средств, например, кодирования, используемых авторами для ограничения нелегального доступа к их произведениям, а также установить ответственность за устранение, изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя и распространение, импорт, сообщение в эфир или доведение до всеобщего сведения произведений с измененной или устраненной электронной информацией об управлении правами (под которой понимается информация, обеспечивающая возможность идентификации произведения, его правообладателя, автора, условий использования).

Однако в настоящее время договоры не вступили в силу. Их вступление в силу обусловлено ратификацией 30 государствами по каждому договору. На 1 февраля 2001 г. были зарегистрированы 22 ратификации Договора по авторскому праву и 20 - Договора по исполнениям и фонограммам. Среди стран, участвующих в обоих договорах, - Аргентина, Беларусь, Буркина-Фасо, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Венгрия, Латвия, Мексика, Панама, Парагвай, Республика Молдова, Румыния, Сальвадор, Санта Люсия, Словакия, Словения, США, Хорватия. Индонезия, Киргизстан и Япония ратифицировали Договор по авторскому праву, а Литва - Договор по исполнениям и фонограммам. 51 страна подписала Договор по авторскому праву и 50 - Договор по исполнениям и фонограммам. Однако Российской Федерации нет ни в одном из этих перечней. [6]

Для ратификации и подписания Интернет-договоров необходимо приведение российского законодательства в соответствие с их положениями. С этой целью должны быть внесены следующие изменения в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон).

В их число входит приведение понятия аудиовизуального произведения в соответствие с нормами Интернет-договоров. Так, в ст. 4 Закона под аудиовизуальным произведением понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих устройств. В настоящее время современные видеозаписывающие технологии позволяют не использовать отдельные «кадры», а допускают представление изображений в цифровой форме. Замена слова «кадров» на «изображений» соответствует этим требованиям жизни и терминологии, используемой в договорах ВОИС. [4]

Необходимо также включить в состав правомочий автора право доводить произведение до всеобщего сведения. Поскольку передача в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, например, интерактивностью коммуникации, то применение для защиты авторских и смежных прав в интерактивных сетях предусмотренного Законом правомочия - «сообщения для всеобщего сведения по кабелю», не всегда эффективно. В связи с этим в Законе должно быть закреплено понятие «доводить до всеобщего сведения», под которым понимается доведение произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания до всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи так, чтобы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору. Это понятие уже используется в договорах ВОИС и его включение в ст. 4 и п. 2 ст. 16 Закона позволит более точно отразить особенности использования охраняемых объектов в Интернете.

В соответствии со ст. 5 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам в ст. 37 Закона должно быть внесено дополнение о праве исполнителя быть признанным исполнителем своего исполнения или постановки. Данное право рассматривается действующим Законом в качестве составной части права на имя, однако международные договоры выделяют его в качестве самостоятельного, в связи с чем можно провести аналогию с личными неимущественными правами автора.

Это только некоторые из тех изменений, которые могли бы создать предпосылки для скорейшего присоединения к Интернет-договорам ВОИС 1996 г.

Beб-сайт - определенное место в интернете, доступное из любой точки мирового пространства, представляющее компанию или индивидума. Сайт состоит из одной или нескольких страниц, объединенных по смыслу, навигационного и по месту расположения (на логическом уровне), а также, как правило, имеющая единый стиль оформления (Artezio-Термин глоссария).

Одним из возможных способов охраны веб-сайта может быть распространение на правовое регулирование сайта положений Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Сайт как совокупность документов (статей, иллюстраций), систематизированная определенным образом, вполне соответствует понятию базы данных, определяемой как «объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ».

Следовательно, для охраны и предупреждения нарушения прав на веб-сайт как информационный сетевой ресурс могут использоваться механизмы, не предусмотренные Законом об авторском праве, но предусмотренные для правовой охраны баз данных, в частности регистрация самого сайта, договоров об уступке имущественных прав на базу данных.

Ситуация, когда веб-сайт целиком создается творческими усилиями одного лица и при создании которого не используется ни одного произведения других авторов, является достаточно редкой. Обычным при создании сайта является использование произведений других правообладателей. В случае если в создание веб-сайта вложен творческий труд двух или более лиц, то произведение считается созданным в соавторстве.

Самым актуальным (для многих объектов авторского права в сети) остается вопрос исчисления авторского вознаграждения. На практике выясняется, что обязанность владельца сайта производить соответствующие отчисления исполнителям и авторам, произведения которых фигурируют на сайте, бывает сложно реализуема даже при условии согласия сторон авторского договора.

Механизм оплаты покупок в Интернете в РФ еще не развит, и не существует по-настоящему легальных рентабельных магазинов, распространяющих записи тех или иных произведений в цифровой форме. Традиционной базой расчета авторского вознаграждения является процент с проданного экземпляра или тиража (в данном случае записи в цифровой форме), что на практике не всегда реализуемо и выгодно. Возможным вариантом исчисления авторского вознаграждения является процент с рекламного оборота - баннеров и иных рекламных ссылок и объявлений, размещаемых на сайте (по аналогии с радиостанцией (телеканалом)), поставленный в зависимость от количества обращений конечных пользователей к конкретной композиции. [9]

Вывод: просторы Интернета - это новое, еще мало исследованное, но все больше и увереннее занимающее нашу жизнь явление. С развитием глобальной сети все острее стоял вопрос об аворском праве. За короткий срок возникло большое количество законов, которые пытались бы регулировать авторство в сети. Но, к сожалению, законодательные меры не всегда реализуемы и выгодны для правообладателей. Проблемы связаны не только с текстами, но и с аудиовизуальными документами. В защите также нуждаются не только отдельные документы, но и веб-сайт в целом. В настоящее время страны мира объединяются против пиратства и незаконного копирования в глобальной сети. К сожалению, в России законодательство еще не настолько совершенно, чтобы в достаточной мере регулировать авторство в Интернете.

2. Анализ проблемных ситуаций

2.1 Социальные последствия нарушений авторскго права в Интернете

В настоящее время право не поспевает развитием эектронных сетей, в связи с этим зачастую невозможно подобрать соответсвующий законодательный акт для привлечения к ответственности нарушителей авторского права. Так, например, уголовная ответственность за использование авторских материалов, принятие заявления о возбуждении уголовного дела ближайшим УВД возможно при признании совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Но нарушение авторских прав глубоко порицается и авторами материалов-предметов разбирательств, и читателями, и особенно в журналистском сообществе. Незаконное использование текстов и других аудиовизуальных материалов всегда находит отражение в прессе и среди пользователей Интернета. Примером подобной реакции общества может стать статья, опубликованная региональным порталом Бабр.ру. Ее автором стала группа иркутских историков. Материал представляет собой обращение к журналистам и читательской аудитории портала. Ниже приводится полный текст статьи.

Руководителям иркутских СМИ

Проблема плагиата не нова, однако в последнее время масштабы ее распространения не могут не настораживать. Нарушение авторских прав, как правило, сопряжено с ощущением безнаказанности: нечистоплотные на руку люди понимают, что мало кто захочет связываться, тратить время, силы и деньги на то, чтобы доказать факт циничного и беззастенчивого присвоения его интеллектуальной собственности.

Особенно это касается Интернета, как средства массовой информации, которое охватывает наиболее значительную аудиторию, действуя при этом максимально оперативно. Что в свою очередь играет на руку интеллектуальным ворам: при малейшем намеке на то, что грязная игра вскрылась, материал сразу же снимается с публикации.

Подобные истории не редкость. Однако это не повод к тому, чтобы оставлять их без внимания. Тем более, когда речь идет о присвоении интеллектуальной собственности тех, кто уже не сможет ответить вору.

Нам, иркутским историкам, хотелось бы защитить исторические труды и память известного историка-архивиста Евгения Борисовича Шободоева. Имя это известно любому историку города и области, кто хоть раз обращался в Государственный архив Иркутской области. Во многих краеведческих монографиях, выпущенных за последние двадцать лет, отдельной строкой идут благодарности этому человеку. Два года назад его не стало. В память о замечательном коллеге, его однокурсники и друзья способствовали выходу в свет книги «Во власти истории», которую составила и подготовила к печати А.В. Шободоева. (Во власти истории: Евгений Шободоев: сборник статей и публикаций / сост. А.В. Шободоева. - Иркутск: Оттиск, 2009. - 340 с.)

Книга изданная минимальным тиражом в 500 экземпляров сразу же стала библиографической редкостью. Однако все ведущие библиотеки города, области, а также главные библиотеки страны эту книгу получили.

И тем более неприятным стало беззастенчивое, а откровеннее сказать - наглое, воровство одной из статей этой книги. Информационное агентство «Сибирские новости», а вслед за ним информационный портал «Бабр», опубликовали за подписью кандидата исторических наук Владимира Титова цикл статей об истории переселения крестьян в Сибирь («Крестьяне в поисках земли и лучшей жизни», «Распространить также на губернии Иркутскую и Енисейскую»), которые целиком и полностью (за исключением подзаголовков) слово в слово повторют статью Е. Шободоева «Организация переселения и землеустройства в Иркутской губернии (историческая справка)», опубликованную в вышеназванном сборнике.

К слову сказать, после указания на столь вопиющий факт информационные агентства сразу же восстановили статус кво и принесли свои извинения родным и близким Е.Б. Шободоева.

Мы хотим призвать всех руководителей средств массовой информации ответственно относиться к публикации научных материалов, а также иметь в виду, что недобросовестность кандидата исторических наук В.Ю. Титова вполне может носить систематический характер.

Сообщаем также, что со своей стороны мы готовы к продуктивному диалогу. Возможно, на основании данного факта стоит создать прецедент: никто не имеет права посягать на интеллектуальную собственность другого, авторское право должно соблюдаться неукоснительно. Подобную проблему можно было бы обсудить в формате круглого стола, с приглашением ведущих СМИ города, научной общественности, а также самого кандидата исторических наук Владимира Юрьевича Титова, от которого хотелось бы получить комментарий по поводу произошедшего.

Также мы даем согласие на публикацию данного письма в любых средствах массовой информации.

Дамешек Л.М.-заслуженный деятель науки РФ, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России Иркутского государственного университета

Занданова Л.В. - д.и.н., профессор, заведующая кафедрой истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования

Иванов А.А. - д.и.н., профессор

Казарин В.Н. - д.и.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического института Иркутского государственного университета

Лиштованный Е.И. - д.и.н., профессор, декан исторического факультета Иркутского государственного университета

Маджаров А.С. - д.и.н., профессор

Петрушин Ю.А. - д.и.н., профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории Иркутского государственного университета

Шалак А.В. - д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории, экономических и политических учений Байкальского государственного университета экономики и права

Шободоева А.В. - к.и.н., доцент

Василенко-Шободоева М. В-главный библиотекарь Центральной научной библиотеки Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук

Шободоев В.Е. - к.ю.н. [12]

Нередки случаи, когда обращением через прессу и народным порицанием дело не заканчивается. Выплата материального ущерба без вмешательства суда - распространенное явление.

Редакции на выявление в своем коллективе плагиатора реагируют очень остро и категорично. Традиционные меры для подобных нарушителей - это увольнения.

Интересны случаи, когда авторы отстаивают свою информацию, взятую из интернета и распространенную уже другими способами, не имеющими никакого отношения к глобальной сети. Так, можно вспомнить недавнее разбирательство между сатириком, называющим себя журналистом, Михаилом Задорновым и Викторией Райхер. Задорнов был уличен в использовании взятой из Интернета армейской байки, но ему удалось полюбовно договориться с ее автором, выплатив ей материальную компенсацию. Обоим сторонам при этом удалось выйти из ситуации настолько корректно, касколько это было возможно.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.