скачать рефераты

МЕНЮ


Защита информации

Защита информации

11

Защита информации и информационная безопасность

Содержание

  • Введение
    • Лекция 1. Нормативно-правовые акты в области информационной деятельности и деятельности по защите информации
    • Лекция 2. Правовое обеспечение защиты гостайны. Закон "О государственной тайне"
    • Лекция 3. Правовое обеспечение защиты конфиденциальной информации
    • Лекция 4. Нормативно-правовые акты по защите компьютерной информации. Предупреждение нарушений норм защиты информации
    • Лекция 5. Задачи систем обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах
    • Лекция 6. Построение систем защиты информации от НСД
    • Лекция 7. Организация работ по защите информации, обрабатываемой техническими средствами
    • Лекция 8. Комплекс технических средств, программного обеспечения, технологического процесса обработки информации при использовании системы электронного документооборота с ОПФР
    • Список рекомендуемой литературы

Введение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью его информационной сферы, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, системы формирования, распространения, использования информации и регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Незащищенность интересов граждан, общества и государства в информационной сфере является самостоятельной угрозой безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Возрастает влияние информационных технологий и информационных ресурсов на состояние экономической сферы. Увеличивается зависимость объектов этой сферы от полноты и достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, защищенности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Курс "Защита информации и информационная безопасность" введен, чтобы показать будущим социологам систему правоотношений, возникающих в области обработки информации, ознакомить с действующими нормативно-правовыми актами по защите информации, изучить содержания основных законов, стандартов, подзаконных актов по защите информации, построение систем защиты информации.

Лекция 1. Нормативно-правовые акты в области информационной деятельности и деятельности по защите информации

Вопросы:

1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности

личности, общества и государства. Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности. Роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности.

2. Конституционные основы обеспечения безопасности. Законы РФ о безопасности личности и государства, о праве граждан на информацию.

3. Виды нормативно-правовых актов. Иерархия нормативно-правовых актов в области ЗИ

1.

Государственная политика в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз с учетом имеющихся ресурсов и возможностей сформулирована в Концепции национальной безопасности, утвержденной 17.12.1997 Президентом РФ.

В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики.

IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

в частности, определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

Одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является:

укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий резко возрастает значение обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

Роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью его информационной сферы, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, системы формирования, распространения, использования информации и регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Незащищенность интересов граждан, общества и государства в информационной сфере является самостоятельной угрозой безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Возрастает влияние информационных технологий и информационных ресурсов на состояние экономической сферы. Увеличивается зависимость объектов этой сферы от полноты и достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, защищенности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Обороноспособность и безопасность государства находятся в прямой зависимости от качества добываемой информации, уровня информационных технологий, защищенности систем обработки информации и связи, используемых органами разведки, контрразведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и оружием.

Являясь самостоятельной составляющей национальной безопасности, информационная безопасность, в то же время, оказывает непосредственное влияние на защищенность интересов Российской Федерации в экономической, международной, общественной, федеральной, оборонной и других сферах жизни общества.

2. Конституционные основы обеспечения безопасности. Законы РФ о безопасности личности и государства, о праве граждан на информацию.

Конституция РФ.

Фундаментальный конституционный принцип - это свобода информации. В статье 29 Конституции РФ закреплены свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Право личности на доступ к информационным ресурсам общества и государства изложено в пунктах 3 и 4 статьи 29 следующим образом: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

В конституции также определены некоторые конкретные источники информации, гарантируемые государством. Так, в статье 33 предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В пункте 2 статьи 24 Конституции органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам вменено в обязанность обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Тем самым государство обеспечивает определенную гарантию доступа каждого гражданина к жизненно важной для него информации. В статье 15 указывается, что "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

В статье 42 закреплено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Наряду с декларацией права на доступ к информации и гарантиями возможности доступа к информации в Конституции сформулированы некоторые ограничения, касающиеся распространения и использования информации. Общепринятой нормой права, зафиксированной в международных соглашениях, является ограничение информационных прав и свобод, если они используются в целях: насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. В международных соглашениях, регламентирующих права и свободы, устанавливается. что право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений может быть также ограничено только в соответствии с законом на основании судебного решения.

Дополнительно Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным законом.

Уголовный кодекс РФ

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни;

Статья138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

В более узкой области ИП - правовой защите информации, основополагающим (базовым) законом в этой области - Законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вводятся следующие 4 правовые нормы, устанавливающие правовой режим информационных ресурсов РФ (ст.5 Закона):

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

Этим же законом (ст.2) вводится определение "документированная информация" - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

2. Законодательное определение понятий информация и защищаемая информация. Структура информационных ресурсов по праву собственности

Базовый закон в области информатизации и ЗИ - "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (149-ФЗ от 27.07.2006) определяет понятие информация как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст.2)

Статья 16 Закона гласит: "Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством, обязаны обеспечить: … предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Информационные ресурсы физических и юридических лиц, созданные или приобретенные на законных основаниях за счет средств собственных бюджетов, являются их собственностью, учитываются на праве материального имущества и могут быть переданы на возмездной или безвозмездной основе другим физическим и юридическим лицам или государству на праве собственности, владения или пользования.

3. Виды нормативно-правовых актов

Иерархия нормативно-правовых актов в области ЗИ

Нормативно-правовой акт - письменный документ компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, содержащие правила общего характера. Является основным источником права.

Все нормативно-правовые акты связаны между собой, располагаются в

определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом.

Законодательные акты - нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые органом законодательной власти или референдумом в установленном Конституцией порядке. По значимости содержащихся в них норм делятся на конституционные и текущие (обыкновенные).

Особой разновидностью текущих законов являются органические (кодифицированные) законы и чрезвычайные законы.

Подзаконные нормативно-правовые акты - правовые акты, изданные в пределах компетенции исполнительным органом госвласти, имеющие более низкую юридическую силу, чем законы. К ним относятся указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты министерств, госкомитетов и др. органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания РФ, решения судов.

Правовые акты определяют понятия и признаки нарушения закона и субъекта преступления, тяжесть деяния, меру ответственности за его совершение.

Ведомственные нормативные акты регламентируют жизнедеятельность в рамках соответствующих гос. ведомств и обязательны для выполнения всеми госслужащими соответствующих структур.

Региональные законодательные акты регламентируют жизнедеятельность в рамках соответствующего региона, являются обязательными для гос. органов, физических и юридических лиц, действующих на соответствующей территории субъекта федерации.

Как же ориентироваться в мире законодательства в области защиты информации?

Все существующее многообразие юридических документов можно структурировать по их назначению в виде таблицы:

Законодательные акты

Базовые законы в области информатизации

Законодательные акты о режимах отдельных видов информации

Законодательные акты об отдельных видах информационного обеспечения

Законодательные акты об информационном обмене

Правовые акты

Уголовное

право

Гражданское

право

Административное

право

Трудовое

право

Подзаконные акты

Указы президента

Постановления

правительства

Распоряжения

президента,

распоряжения

правительства

Государственные

стандарты

Ведомственные нормативные акты

Руководящие документы

Положения

Методические документы

Перечни

Письма

Инструкции,

наставления

Региональные законодательные акты

Региональные

законы

Постановления главы администрации

Распоряжения главы администрации

Руководящие документы

Законодательные акты определяют понятия, структуру, порядок деятельности, требования, права и обязанности субъектов деятельности и являются обязательными для безусловного выполнения гражданами, организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, органами государственной власти и управления на всей территории государства.

Базовые законы непосредственно касаются вопросов защиты информации, остальные лишь частично или косвенно касаются этих вопросов, регламентируя деятельность в связанных с ними смежных областях.

Базовыми в области защиты информации являются такие законы РФ как "О государственной тайне" и "Об информации, информатизации и защите информации".

Законодательные акты о режимах отдельных видов информации представлены более чем тридцатью законами такими как "О банках и банковской деятельности", "О федеральных органах правительственной связи", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", "О геодезии и картографии" и др.

Примерами законодательных актов об отдельных видах информационного обеспечения могут служить законы "О рекламе", ""О почтовой связи", "О средствах массовой информации", "О связи" и др.

Примером законодательных актов об информационном обмене является федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене".

Правовые акты определяют понятия и признаки нарушения закона и субъекта преступления, тяжесть деяния, меру ответственности за его совершение и являются обязательными для выполнения государственными органами охраны правопорядка и судебными органами.

Правовыми актами в области защиты информации являются Гражданский кодекс РФ ч.1, Уголовный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ.

Подзаконные акты определяют понятия, структуру государственных органов, порядок и механизмы их деятельности, вводят в действия положения о них и их деятельности, регламентируют процессы организации жизнедеятельности государства и являются обязательными для безусловного выполнения всеми государственными учреждениями, а также физическими и юридическими лицами во взаимоотношениях с ними. За нарушение подзаконного акта уголовной ответственности не возникает и могут быть применены только меры административной ответственности: ограничение деятельности физического или юридического лица, штрафные санкции.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.