скачать рефераты

МЕНЮ


Защита прав кредиторов при банкротстве предпринимательских структур

Защита прав кредиторов при банкротстве предпринимательских структур

35

Введение

«Институт несостоятельности характерен для рыночной экономики, поскольку такая экономика предполагает осуществление активной коммерческой деятельности в целях получения прибыли и платежеспособный спрос потребителей. При этом, если несостоятельность коммерческих организаций вызывается главным образом неэффективной коммерческой деятельностью, негативными последствиями коммерческого риска, то несостоятельность физических лиц предопределяется неблагополучными последствиями потребительского риска.»*

Разделение несостоятельности на торговую и неторговую известно давно. По мнению многих авторов, среди них В.С. Анохин (д.ю.н), Л.И. Волова (к.ю.н), С.А. Зинченко (д.ю.н) и др., основанием неторговой несостоятельности признавалась недостаточность имущества должника, а торговой несостоятельности - прекращения платежей.

Российское законодательство о несостоятельности включает в себя законы конституционные (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ») и текущие (Закон о несостоятельности), общие (Гражданский кодекс РФ, АПК РФ) и специальные (Закон о несостоятельности и законы, принятые и подлежащие принятию в соответствии с Законом о несостоятельности, в частности, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), а также подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Кроме того, к источникам конкурсного права следует отнести международные договоры РФ, локальные нормативные правовые акты (например, план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов), обычаи делового оборота.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ (ред. от 19.07.2009 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) появился не так давно. Первый аналогичный закон был принят в 1992 г. Он отличался достаточно сложной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов.

На смену ему в 1998 г. пришел второй Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В этом законе процедура была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» не выполнял основную функцию закона о банкротстве - согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.

Именно эти факты и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве. Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Федерального закона 1998 г. Именно поэтому принят новый закон, а не были внесены изменения в предыдущий.

В российском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы. Однако в законодательстве ряда других стран они имеют различное значение. Банкротство рассматривается как частный, наиболее серьезный случай несостоятельности, когда несостоятельный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам. Нормы о банкротстве обычно содержатся в уголовных кодексах.

Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными по российскому законодательству, определен исчерпывающе в Гражданском кодексе РФ (ст. 25, 65). К ним относятся:

индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;

некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов.

Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

Цели курсовой работы состоят в изучении и анализе действующего российского законодательства в области защиты прав кредиторов при банкротстве предпринимательских структур. Выявление наиболее актуальных теоретических и практических вопросов в данной сфере. Определение качества правового регулирования в этой области и путей его совершенствования.

Указанная цель курсовой работы достигается посредством решения следующих задач:

- осуществление анализа понятия несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

- изучение реестра требований кредиторов;

- проведение исследования по уплате должником задолженностей кредиторам (расчеты с кредиторами);

- выявление и анализ моратория на удовлетворение требований кредиторов.

1. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

В Законе о несостоятельности дается развернутое определение понятия несостоятельности - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Данное определение понятия несостоятельности дополняется признаками, указанными в ст. 3 и 5 «Закона о несостоятельности», которые различны в зависимости от субъекта несостоятельности: гражданина или юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные предусмотренные законом процедуры.

Признаки банкротства

«Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».*

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер денежных обязательств, в том числе размер

задолженности за переданные товары;

· выполненные работы и оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

· размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

· подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

· размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном законом. В случаях, если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом.

Эти признаки несостоятельности еще не означают несостоятельность. Они означают лишь то, что лицо является неплатежеспособным и имеются формальные основания для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным и возбуждения производства по делу о несостоятельности. И только в ходе судебного разбирательства можно выяснить, какова в данном случае природа неплатежеспособности должника.

Помимо названных признаков несостоятельности законы многих стран признают необходимость еще одного условия несостоятельности - стечения кредиторов, т.е. наличия у неплатежеспособного должника нескольких кредиторов. По мнению многих ученых-юристов,* необходимость наличия нескольких кредиторов, которые конкурировали бы в своих требованиях, лежит в самом понятии конкурса и должна быть сохранена как условие, если не для возбуждения производства по делу о несостоятельности, то, во всяком случае, для открытия и осуществления конкурсного производства. Анализ действующего Закона о несостоятельности позволяет сделать вывод, что российское законодательство по-прежнему (как и в Законах о несостоятельности 1992 г. и 1998 г.) прямо не указывает на такое условие несостоятельности, как стечение кредитором, хотя термин «кредиторы» используется по тексту во множественном числе.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе внешнего управления производится в порядке, установленном законом.

3. Реестр требований кредиторов

Важную роль в процедурах банкротства играет арбитражный управляющий. К его кандидатуре предъявляется ряд требований, указанных в Законе о банкротстве 2002 г. и иных нормативных актах, в частности в постановлении Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации», в постановлении Правительства РФ от 9 июля 2003 г. №414 «Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего» и др.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродржателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством РФ.

Арбитражным управляющим по законодательству РФ может выступать только физическое лицо, утверждаемое арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.).

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, условно можно разделить на две группы: требования, наличие которых необходимо для утверждения лица в качестве арбитражного управляющего (позитивные), и требования, которые препятствуют утверждению данного лица в качестве арбитражного управляющего (негативные).

К числу позитивных требований следует отнести: гражданство РФ, высшее образование, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев.

Если требование о принадлежности к гражданству РФ является новеллой действующего Закона о банкротстве 2002 г., то регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя предусматривалась ранее положениями Закона о банкротстве 1998 г. Это означает, что деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего признается индивидуальной предпринимательской деятельностью. Более того, при осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в качестве арбитражного управляющего.

Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, является наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Правила подготовки и проведения такого экзамена утверждены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г.№308. В нем определено, что Министерство юстиции РФ утверждает программу подготовки арбитражных управляющих на условиях равного представительства Министерства юстиции и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражных управляющих, формирует комиссию по приему экзамена, определяет дату, место и порядок проведения экзамена, порядок выдачи свидетельства о сдаче экзамена и т.д.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит требования обязательной регистрации арбитражного управляющего в одном из арбитражных судов.

Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства.

Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим.

Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор.

Договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Информация о реестродержателе должна быть представлена арбитражным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора. Оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен другой источник оплаты услуг реестродержателя.

Реестродержатель обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных законом. В случае, если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.

В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего. Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов. В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.