скачать рефераты

МЕНЮ


Защита прав потребителей

Общий экономический эффект по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере - 206 тыс. руб.

Активно использовалось взаимодействие с региональными отделениями КРУ МФ, по акту ревизии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.160 УК РФ.

Наиболее часто в бюджетной сфере встречается присвоение при выдаче денежных средств, хранении ТМЦ и т.д.

Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере рассмотрим в таблице 2:

Таблица 2

Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере в 2006 году

Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере:

2005 г

2006 г

Отклонение

Кол-во

Тыс. руб.

Кол-во

Тыс. руб.

Кол-во

Тыс. руб.

- приватизации

- топливно - энергетического комплекса

2

168

1

280

-1

+112

- промышленности и транспорта

- оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

1

68

2

266

+1

+198

- социальной сферы

-на потребительском рынке

12

312

8

169

-4

-143

- добычи, преработки и оборота водных биоресурсов

- производства и оборота алкогольной и табачной продукции

6

784

5

880

-1

+96

Итого

21

1332

16

1595

-1

+263

В соответствии с данными таблицы 2 выявлено, что в 2006 году было выявлено наибольшее количество экономических преступлений в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, причем сумма изъятых ценностей составила на 96 тыс. рублей больше показателя 2005 года.

Нарушения в сфере потребительского рынка выявлены на основании жалоб граждан, которых в 2006 году увеличилось по сравнению с предыдущем годом на 15%, однако, надо отметить, что 60% всех жалоб подвергаемых проверке имеют результат от проведенных проверок.

Нарушений не выявлено в сфере добычи и переработки и оборота водных ресурсов, социальной сфере, в сфере промышленности и транспорта.

Рассмотрим динамику выявленных преступлений на рисунке 5.

Рис.5. Динамика выявленных преступлений в 2005-2006 гг.

Рассмотрим мероприятия по изъятию ОБЭП ценностей в 2006 году в таблице 3:

Таблица 3

Количество изъятых ценностей по городу в 2006 году

Виды ценности

Всего, тыс. руб.

в т. ч. ОБЭП, тыс. руб.

Золото

161

88

Серебро

0

0

Металлов платиновой группы

0

0

драгоценных камней

102

102

иных камней

0

0

В результате приведенных данных в таблице 3 выявлено, что наибольший объем незаконного оборота драгоценных камней, золота, серебра выявлен с помощью деятельности ОБЭП. Рассмотрим сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в таблице 4. На основании сведений представленных в таблице 4 можно сделать вывод о том, что работа ОБЭП дает прямой экономический эффект от проведенной в течении года работы, а также способствует защите прав потребителей, что не маловажно.

Таблица 4

Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности

Наименование

Показатели

1

Места изготовления контрафактной, поддельной продукции и каналы поступления

2

2.

Проведено проверок, ед.

38

3.

Выявлено нарушений, ед.

29

4.

Наложено штрафных санкций, тыс. руб.

420

5.

Составлено административных протоколов, ед

25

6.

Изъято оборудования и контрафактной продукции, в том числе импортного производства в тыс. руб.

682

7.

Изъято фальсифицированной продукции

80

8.

Приостановлена незаконная деятельность предприятий, подпольных цехов, студий

0

9.

Количество выявленных преступлении и ВУД

0

10.

Количество уголовных дел направленных в суд

4

11.

по УД установлен материальный ущерб

355

12.

по УД возмещен материальный ущерб

325

13.

Выявлено лиц, совершивших преступления

8

14.

количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности

5

15.

количество уничтоженной контрафактной продукции

447

16.

Наличие спецаппарата ДЛ/А

3/3

2.2 Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей

Основные задачи ОБЭП РБ:

1. Создание на территории города единой и эффективной системы защиты прав потребителей.

2. Участие в создании на территории Республики Башкортостан цивилизованного рынка товаров (вещей, работ и услуг), защищающего права потребителей за счет развития добросовестной конкуренции.

Основные функции ОБЭП РБ:

1. Обеспечение приема жителей г. Уфы и рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам ущемления их потребительских прав.

2. Консультирование потребителей по вопросам их прав, способам их защиты, а также по законности условий, включаемых в их договоры с продавцами (исполнителями, изготовителями).

3. Анализ действующих договорных отношений продавцов (исполнителей, изготовителей) с потребителями на территории города с целью выявления условий, ущемляющих права потребителя.

4. Осуществление контроля деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей муниципальных унитарных предприятий, учреждений по вопросам соблюдения ими норм Федерального закона "О защите прав потребителей".

5. Участие в разработке и разработка проектов правовых актов муниципального образования и методических рекомендаций для организаций, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с действием Федерального закона "О защите прав потребителей". Анализ проектов документов, поступающих для согласования в ОБЭП РБ на соответствие действующим правовым нормам.

6. Проведение просветительской, профилактической и методической работы по правилам деятельности с продавцами, исполнителями и изготовителями.

7. Сбор и анализ информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) и информирование государственных органов, осуществляющих контроль качества, безопасности товаров (работ, услуг).

8. Осуществление взаимодействия с территориальными органами Госстандарта России, органами санитарно-гигиенического (Роспотребнадзора), ветеринарного надзора, экологической безопасности и т.п. по вопросам, предусмотренным государственной системой защиты прав потребителей.

9. Контроль в пределах полномочий, предоставленных законодательством и настоящим положением, соблюдения правил торговли, предоставления услуг и исполнения работ организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями на территории г. Уфа.

10. Разработка образцов документов и методических рекомендаций по досудебной и судебной защите прав потребителей.

11. Предотвращение реализации товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей.

12. Пропаганда потребительских знаний, поддержка общественных объединений потребителей, кредитных союзов потребителей и организация обучения основам потребительских знаний.

13. Оказание правовой помощи потребителям:

предоставление консультаций;

представление их интересов в судах по прецедентам в случаях, предусмотренных законом;

выдача заключений по судебным делам по инициативе Комитета либо по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда;

обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей;

участие в судебном заседании в качестве специалиста по инициативе суда.

14. Ведение централизованного учета обращений граждан, подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин нарушения прав потребителей.

15. Создание правовых условий для реализации на территории города эффективной защиты прав потребителей. ОБЭП РБ как орган управления оказывает услуги в спорах по различным вопросам. Круг вопросов определен на рисунке 6.

Мероприятия по защите прав потребителей ежегодно включаются в стратегические программы Основных направлений деятельности Администрации по социально-экономическому развитию города Уфа и успешно выполняются.

Структура обращений потребителей за 12 лет

Розничная торговля - 47 996 обращений (47%);

Возмездные услуги - 48 972 (48);

Работы бытового подряда - 5 539 обращений (5%).

Рассмотрим структуру обращений потребителей на рисунке 4.

Правовая помощь жителям города - одно из направлений отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

Рис.6. Услуги ОБЭП РБ в 2006 году

С 1993 по 2005 годы ОБЭП РБ оказал правовую помощь более 108 тыс. граждан, в среднем более 9 тыс. в год. Правовые консультации предотвратили возможные убытки жителей города в размере более 600 млн. руб. Только за последние 7 лет в суды от Комитета в интересах потребителей предъявлено 137 исков на сумму более 7 млн.860 тыс. руб.

Комитет активно осуществлял полномочия, предоставленные нормой статьи 46 Федерального закона "О защите прав потребителей", по защите прав и интересов неопределенного круга потребителей: предъявлен 21 иск в защиту неопределенного круга лиц, в частности:

В 2005 году судами рассматриваются иски в защиту неопределенного круга потребителей к ЗАО "Банк "Русский Стандарт" - о несоблюдении письменной формы договора кредита; к ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - о признании условий договора ущемляющими права потребителей; к ООО "Гамма" - о признании некоторых условий гарантийного обслуживания сложной бытовой техники ущемляющими права потребителей.

За 12 лет оказана помощь в оформлении:

18 577 исковых заявлений (в среднем 1548 в год), что составляет 17,1% от количества обратившихся в Комитет.

60 508 претензий (55,7%).

Сотрудниками ОБЭП РБ дано 23 361 консультация (21,5%) и 3 517 "интернет-консультаций".

Рассмотрим схему взаимодействия отдела по борьбе с экономическими преступлениями и потребителем на рисунке 8:

Рис.8. Взаимодействие потребителей и ОБЭП

Судебная практика ОБЭП РБ показала, что сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела.215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн.645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн.824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей", за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика - нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие ОБЭП РБ составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс.260 руб.

Аналитическая контрольная деятельность Комитета по борьбе с экономическими преступлениями.

С 27 января 1997 года по 1 июля 2002 года Комитет обеспечивал деятельность Екатеринбургской городской административной комиссии по рассмотрению правонарушений, связанных с правами потребителей. На заседаниях комиссии было рассмотрено около 4 588 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более 3 млн.250 тыс. руб. По постановлениям, вступившим в законную силу, в бюджет города поступило около 50% суммы наложенных штрафов.

ОБЭП РБ активно взаимодействовал с органами милиции, прокуратуры, со структурными подразделениями администраций города и районов в части осуществления контроля деятельности субъектов хозяйствования с целью исключения нарушения прав потребителей. Так, с 1998 года до 2002 года сотрудниками ОБЭП РБ проверена деятельность более 480 субъектов хозяйствования, было выявлено более 1000 нарушений, сведения о которых были переданы в соответствующие контролирующие организации.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона "О защите прав потребителей" проводился анализ договоров, заключаемых продавцами, исполнителями, изготовителями с потребителями в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей. Проанализирована работа около 170 субъектов хозяйствования, в деятельности которых выявлено около 500 нарушений. Проведены анализы договорных отношений с потребителями организаций, осуществляющих предоставление информационных услуг, жилищно-коммунальных услуг, ритуальных услуг; организаций, торгующих обувью, другими вещами, а также организаций-арендодателей и наймодателей жилых помещений в общежитиях.

2.3 Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей

В 1995 году по инициативе ОБЭП РБ: в г. Уфе был проведен I Всероссийский семинар органов по защите прав потребителей при местных администрациях РФ, в котором приняло участие 286 представителей.

В марте 1997 года ОБЭП РБ организована и проведена II Всероссийская конференция органов, защищающих права потребителей, и праздник "Потребитель-97", в рамкам которого прошли конкурсы на лучшую организацию по предоставлению услуг населению г. Уфы. В конференции приняли участие более 300 представителей 47 субъектов РФ из более чем 100 населенных пунктов.

В ноябре 2001 года проведена Всероссийская конференция защитников потребителей "Вопросы защиты прав потребителей в условиях реформы ЖКХ".

С 1998 года ОБЭП РБ принимал участие в подготовке и работе совещаний-семинаров Ассоциации муниципальных образований. По инициативе ОБЭП РБ создана секция Ассоциации по развитию товарного рынка и защите прав потребителей.

С целью обеспечения защиты прав потребителей Комитет активно взаимодействовал с органами, осуществляющими контроль качества товаров (услуг, работ): Министерство антимонопольной политики РФ - более 5,6 тыс. контактов. По инициативе областной транспортной инспекции ОБЭП РБ участвовал в согласовании выдачи лицензий на право предоставления услуг по обслуживанию и ремонту, хранению автомототранспортных средств на автостоянках и в согласовании выдачи патентов на право торговли автомототранспортными средствами и технически сложными товарами, а также по предложению ОБЭП РБ по управлению городским имуществом участвовал в согласовании информации на вывесках субъектов хозяйственной деятельности. Согласование получили более 6 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.

Сотрудники ОБЭП РБ принимали участие в совещаниях подразделений администраций города и районов, а также в работе комиссий, созданных по распоряжению Главы города, в том числе являлись членами городской контрольной комиссии по проверке использования приватизированных помещений, городской торговой комиссии, городского Совета по рекламе, комиссии по проведению проверки деятельности Комитета по бытовому обслуживанию населения по реализации Программы развития бытового обслуживания населения города на 2006 годы и т.д. ОБЭП РБ представлял интересы Администрации города в Межведомственном координационном совете по оперативному решению вопросов, связанных с обязательной сертификацией услуг общественного питания на территории Республики Башкортостан. Сотрудники ОБЭП РБ участвовали в аккредитации организаций по сертификации товаров (услуг, работ).

ОБЭП РБ занимается просвещением как потребителей, так и субъектов хозяйственной деятельности.

Совместно с Уральской межрегиональной ассоциацией юристов подготовлена брошюра по потребительскому просвещению граждан, публиковались статьи в журнале "Юридический вестник". Комитет взаимодействует и оказывает помощь в работе общественным объединениям потребителей, заключено 8 договоров о взаимном сотрудничестве.

ОБЭП РБ принимал участие в разработке, согласовании около 130 проектов постановлений Главы города, например, подготовлены замечания и предложения к следующим проектам: "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота алкогольной продукции", "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Уфе", "О выполнении Указа Президента РФ от 29.10.92г. № 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", "Об основных правилах оказания услуг общественного питания на территории г. Уфы" и т.д.

ОБЭП РБ разработал и передал в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, таких как "О социальных гарантиях работников государственных и муниципальных органов, защищающих права потребителей", "О защите прав потребителей финансовых услуг", замечания и предложения к федеральным законам "О внесении дополнений в Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера", а также участвовал в подготовке проекта Указа Президента РФ "О реализации государственной политики по защите прав потребителей".

Создание Межведомственной информационной системы по вопросам защиты прав потребителей.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создать соответствующую информационную (в том числе статистическую базу). Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовке федеральных, районных, региональных программ по защите прав потребителей. До сих пор информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется нерегулярно. Становлению единой информационной системы препятствует техническая неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической методологии сбора и обработки информации по этим вопросам. Ситуация в России усугубляется и удаленностью территорий, низким качеством связи. Обеспечение в России оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах сегодня - одна из наиболее актуальных задач. Решить эти проблемы призвана Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС).

Информационная система должна обеспечить решение следующих задач в сфере защиты прав потребителей:

1. Анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей.

2. Подготовка государственных докладов Правительству РФ о реализации государственной политике в сфере защиты прав потребителей.

3. Разработка предложений Правительству РФ по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.

4. Обмен информацией с заинтересованными организациями, в том числе зарубежными; широкое информирование населения и общественности.

5. Разработка рекомендаций, методических материалов для территориальных органов, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций по защите прав потребителей.

6. Оперативное оповещение всех заинтересованных организаций, граждан о случаях нарушения прав потребителей, фактах поступления в продажу товаров, опасных для жизни и здоровья.

Также предстоит изменить и саму методологию анализа статистических данных, перейти от сугубо описательной практики фиксируемых нарушений к выявлению причин их возникновения. Исходя из межведомственного характера контроля за реализацией законодательства по защите прав потребителей, информационная система должна быть спланирована как двухуровневая, с выделением центрального аппарата Федерального антимонопольного органа России в качестве головного органа на федеральном уровне.

Рассмотрим межведомственную информационную систему по вопросам защиты прав потребителей на рисунке 9.

Федеральный антимонопольный орган России

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.